Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 г. N 390 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Охрана окружающей среды" на 2020 - 2025 годы" изменения согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 26 НОЯБРЯ 2019 Г. N 390 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2020 - 2025 ГОДЫ"
1. В постановлении Правительства Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 г. N 390 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Охрана окружающей среды" на 2020 - 2025 годы":
1) в названии постановления слова "на 2020 - 2025 годы" исключить;
2) в пункте первом слова "на 2020 - 2025 годы" исключить;
3) в пункте втором слова "на 2020 - 2025 годы" исключить.
2. Государственную программу "Охрана окружающей среды" на 2020 - 2025 годы" изложить в следующей редакции:
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 26 ноября 2019 г. N 390
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Республики
Северная Осетия-Алания
Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Охрана окружающей среды" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года N 330 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации государственных программ Республики Северная Осетия-Алания".
Анализ состояния окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания позволяет выделить некоторые экологические проблемы, которые типичны для многих регионов: нерешенные вопросы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных населенных пунктах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, высокая заболеваемость и естественная убыль населения.
Одной из таких проблем является наличие в границах населенных пунктов несанкционированных свалок. Планируется к 2026 году ликвидировать 6 свалок. Общая площадь восстановительных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда, составит 166,25 гектара.
Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий. Одной из серьезных проблем является хозяйственное освоение территорий в границах особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). При выделении земельных участков под различные виды хозяйственной деятельности не учитывается вхождение этих участков в границы ООПТ, что приводит к неинформированности владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков о режиме особой охраны этих территорий и ограничениях на ведение в их границах хозяйственной деятельности. Необходимо понимать, что вопросы сохранения и развития системы ООТП ставятся с целью сохранения эталонных участков растительности, охраны редких и исчезающих видов животных, сохранения биоразнообразия и экологического баланса территории, что ставит эту проблему в ряд главных приоритетов государственного регулирования.
Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Решение проблем снижения нагрузки агропромышленного комплекса, реальных отраслей экономики, в том числе перерабатывающих производств, на окружающую среду и здоровье населения, проблем ресурсопользования должно носить комплексный характер, включая совершенствование современных передовых технологий и разработку действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы
Приоритетом государственной политики в сфере реализации Государственной программы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2026 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, является сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Целями настоящей Государственной программы являются:
предупреждение неблагоприятного влияния опасных геологических процессов на социальные и промышленные объекты;
оздоровление экологической обстановки в Республике Северная Осетия-Алания, снижение неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающие функции биосферы;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
улучшение экологической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;
обеспечение сохранения, воспроизводства, устойчивого существования и использования объектов животного мира;
обеспечение увеличения численности охотничьих ресурсов республики.
3. Задачи государственного управления, способы
их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики
и сфере государственного управления Республики
Северная Осетия-Алания
В рамках настоящей Государственной Программы предусматривается решение следующих задач:
организация и ведение мониторинга геологической среды на территориальном уровне;
сохранение биоразнообразия и воспроизводство биоресурсов;
развитие системы экологического воспитания, образования и просвещения;
строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствование системы захоронения, обезвреживания и переработки отходов, уменьшение количества несанкционированных свалок;
увеличение объемов раздельного сбора отходов производства и потребления для последующей переработки;
своевременное и полное удаление отходов с территорий населенных пунктов республики;
организация и проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, государственного надзора за соблюдением законодательства в этой области;
обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов.
4. Задачи, определенные в соответствии
с национальными целями
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", для обеспечения достижения национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" выполняются мероприятия в рамках федеральных проектов "Чистая страна" и "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология", направленных на устойчивое развитие экологической и природоохранной деятельности на территории страны.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации государственной программы.
1. Под социально-экономическим эффектом реализации Государственной программы понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, предусмотренных Государственной программой, который выражается:
а) в повышении защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплекса мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты;
б) в улучшении экологической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания, достигаемом за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления;
в) в организации и проведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, государственного надзора за соблюдением законодательства в этой области.
2. Экологический эффект Государственной программы выражается в восстановлении и экологической реабилитации водных объектов в результате реализации системы программных мероприятий, что обусловливает:
а) обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения;