Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Волгоградской области от 26 октября 2017 г. N 561-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области", изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН
"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 26 октября 2017 г. N 561-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденная Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", одним из стратегических ориентиров социально-экономического развития Волгоградской области определила развитие гражданского общества.
Развитие институтов и структур гражданского общества имеет ключевое значение для социально-экономического развития Волгоградской области в целом, поскольку не только позволяет поддерживать социальные активности, обеспечивающие качество жизни людей, но и повышает включенность граждан в процессы развития.
Сегодня на территории Волгоградской области сформировался большой слой социально активных ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем.
По состоянию на 01 января 2023 г. на территории Волгоградской области зарегистрировано в установленном законодательством порядке 3159 некоммерческих организаций, деятельность большей части которых имеет социально ориентированную направленность. Ежегодно регистрируется порядка 100 новых некоммерческих организаций. Данная динамика в полной мере свидетельствует о возрастающей активности гражданского общества в сфере формирования объединений.
Некоммерческие организации на территории региона создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
С 2021 года Фондом президентских грантов (далее именуется - ФПГ) осуществляется софинансирование грантовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее именуются - СО НКО) в размере региональной поддержки. Общая сумма грантовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Волгоградской области за 2021 - 2023 годы с учетом региональных средств и средств ФПГ составила 150000 тыс. рублей.
В 2021 - 2023 годах комитетом по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области проведено 3 конкурсных отбора по предоставлению грантов в форме субсидий из областного бюджета СО НКО на реализацию социально значимых проектов (программ). В них приняло участие 893 СО НКО, победителями стали 279 СО НКО.
Государственная программа "Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа) направлена на создание условий для успешной реализации социально значимых проектов (программ) СО НКО Волгоградской области для решения актуальных проблем жителей региона.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества СО НКО и их активности, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с СО НКО при решении социально-экономических проблем.
Одним из таких механизмов является оказание финансовой и нефинансовой поддержки некоммерческим организациям региона.
В рамках государственной программы на 2018 - 2030 годы разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию комплекса мер по предоставлению финансовой, имущественной, информационной, организационной и методической поддержки СО НКО на региональном и местном уровнях, развитию их кадрового потенциала, а также привлечению СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере и развитию добровольчества и благотворительности на территории Волгоградской области.
Благодаря мерам государственной поддержки СО НКО участвуют в решении таких актуальных для региона проблем, как оказание социальных услуг ветеранам и пожилым людям, социальная адаптация инвалидов, оказание бесплатной юридической помощи гражданам, охрана исторических и культурных объектов.
При осуществлении своей деятельности СО НКО сталкиваются со следующими проблемами:
отсутствие системы государственной поддержки СО НКО;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества;
низкий уровень информированности населения о деятельности СО НКО;
пассивное восприятие населением происходящих в регионе социально значимых событий;
низкая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность.
Среди различных форм самоорганизации населения самой массовой является территориальное общественное самоуправление (далее именуется - ТОС). Основным направлением деятельности организаций ТОС является решение социально значимых для населения вопросов - благоустройство территорий, социальная защита и социальное обслуживание населения, строительство и ремонт дорог, детских игровых площадок, физкультурно-оздоровительных объектов, газификация населенных пунктов.
В масштабах Волгоградской области ТОС носит массовый характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления и объединяет около 1 млн. жителей (34,92 процента населения).
Вместе с тем для дальнейшего развития и совершенствования системы ТОС недостаточно выстроен механизм сотрудничества организаций ТОС с органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления. Ситуация осложняется невысоким уровнем информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам их взаимодействия с организациями ТОС, особенно в сельских поселениях.
Не в полной мере оказывается поддержка органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления деятельности организаций ТОС по реализации инициатив граждан.
Актуальными в настоящее время являются вопросы повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, имеющего установку о неразрывной связи с историей, традицией, территорией и культурой своей страны в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины.
Некоммерческие организации региона являются стратегическими партнерами Администрации Волгоградской области при реализации государственной политики в сфере гармонизации межнациональных отношений.
Волгоградская область является многонациональным территориальным образованием. Данное обстоятельство влияет на состояние межнациональных отношений в регионе. Благодаря глубоким историческим корням в Волгоградской области сложились традиции взаимодействия и взаимопонимания народов, уважительного отношения друг к другу представителей разных национальностей.
Согласно официальным итогам Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Волгоградской области проживают граждане более 130 национальностей. Стабилизирующим фактором в регионе является ярко выраженное преобладание русского населения во всех муниципальных образованиях Волгоградской области.
Наиболее многочисленными являются русские, казахи, армяне, казаки, татары, азербайджанцы, чеченцы, турки, немцы, цыгане, таджики, корейцы, узбеки, даргинцы, чуваши, белорусы, грузины, марийцы, аварцы, езиды, лезгины, молдаване, удмурты, курды, мордва, евреи, табасараны, кумыки, осетины, турки-месхетинцы.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, по состоянию на 01 января 2023 г. в регионе зарегистрировано 47 национальных общественных объединений и 14 национальных общин и землячеств, действующих без регистрации юридического лица. Доля национальных общественных объединений от общего количества некоммерческих организаций составляет 1,5 процента.
В целом межнациональная и межконфессиональная обстановка в Волгоградской области носит стабильный, конструктивный и спокойный характер. Однако такие проблемы в сфере состояния межэтнических отношений в современном российском обществе, как слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность), этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм, рост националистических настроений в среде различных этнических общностей, рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества, усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионах, недостаточная координация на различных уровнях использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, не могут не способствовать формированию предпосылок для дестабилизации межэтнической и межконфессиональной обстановки в регионе.
Реализуемые в рамках государственной программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия в Волгоградской области.
Волгоградская область является территорией традиционного проживания казачества. На территории 22 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области созданы и осуществляют свою деятельность:
65 казачьих обществ, входящих в состав пяти окружных казачьих обществ войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации (далее именуются - казачьи общества);
11 казачьих обществ, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, и 22 некоммерческие организации казачьей направленности (далее именуются - объединения казаков).
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области:
количество членов казачьих обществ и объединений казаков, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области, составляет 8701 человек;
общая численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы, - 5990 человек.
Во исполнение Федерального закона от 05 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" казаки Волгоградской области несут службу по охране общественного порядка на территории муниципальных образований региона, содействуют заинтересованным ведомствам в охране лесов от пожаров и сохранении экологической безопасности, занимаются духовно-нравственным и военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказывают содействие органам местного самоуправления в реализации установленных функций и задач.
В целях сохранения единого культурного пространства на территории Волгоградской области, развития культурных связей казачества Волго-Донского края, содействия в сохранении и развитии этнической культуры казаков укрепления духовных и нравственных основ воспитания казачьей молодежи необходимо создание в регионе условий для дальнейшей реализации приоритетных направлений, предусмотренных Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 августа 2020 г. N 505.
Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений является одним из приоритетов обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. N 203.
Обеспечение права жителей Волгоградской области на доступ к актуальной и достоверной информации, в том числе о реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Волгоградской области, представляет собой одну из важнейших функций органов исполнительной власти Волгоградской области. Указанная информация также включает сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".