(с изменениями на 28 мая 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Камчатского края от 28.05.2024 N 249-П)
В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 16.11.2023 N 568-П "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Камчатского края", Распоряжением Правительства Камчатского края от 31.07.2013 N 364-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края" согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Камчатского края по перечню согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Камчатского края
Е.А.ЧЕКИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАМЧАТСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ"
(в ред. Постановления Правительства Камчатского края от 28.05.2024 N 249-П)
1. Экономика Камчатского края лучше, чем ожидалось, пережила потрясения, вызванные санкциями, справившись с экономическими вызовами. Со стороны государства малому бизнесу оказывалась прямая финансовая поддержка - займы, поручительства и отсрочки, реализован широкий спектр мер налоговой и имущественной поддержки предпринимательства, реализованы мероприятия по снятию административных барьеров. Это во многом поддержало предприятия региона, особенно обеспечивающие производство и завоз продовольственных товаров, товаров первой необходимости. Ни одно предприятие на полуострове не закрылось под влиянием санкционного давления со стороны недружественных государств.
2. Стабилизация социально-экономического положения Камчатского края, развитие экономического потенциала региона в тех сферах, где у него есть реальные конкурентные преимущества на региональных и мировых рынках, развитие новых производств не возможны без участия государства, роль которого заключается в выстраивании открытой деловой системы, устранении излишних барьеров и препятствий, исключении дополнительных рисков ухудшения условий функционирования бизнеса.
3. Региональным вектором развития экономики становится увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в рост оборота организаций и валового продукта региона, рост занятости за счет развития действующих предприятий, расширение перечня производимых товаров и услуг, способствующие диверсификации производств и насыщению внутреннего и внешнего рынков, внедрение инновационного производства.
4. Состояние отраслей обрабатывающей промышленности отчасти характеризуется неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Промышленность Камчатского края развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют.
5. Экспортная деятельность в регионе является фактически моно-отраслевой. В структуре экспорта региона преобладает продукция из водных биологических ресурсов (до 96,5 процентов). Такая ситуация, несмотря на развитие других отраслей экономики Камчатки, будет сохраняться в среднесрочной перспективе под влиянием следующих ограничений:
1) недостаток конкурентоспособного продукта, ограниченность ассортимента товара, который может поставляться на экспорт;
2) изменение внешнеполитической ситуации, ввод санкций в отношении Российской Федерации;
3) логистические ограничения в доставке до потенциальных стран партнеров из-за территориальной удаленности;
4) высокая себестоимость поставляемого товара за счет дорогой логистики и высокой стоимости энергоресурсов.
6. Территория Камчатки характеризуется разобщенностью населенных пунктов. За пределами Авачинской агломерации муниципальные образования в отдельных случаях включают в себя поселения, отличающиеся значительной отдаленностью друг от друга, что формирует низкий уровень транспортной доступности. В связи с этим главным фактором, влияющим на ценообразование в крае, являются транспортные затраты на доставку товаров до торгового объекта. Доля транспортных расходов в торговой надбавке составляет от 10 до 80 процентов в зависимости от удаленности населенных пунктов от краевого центра.
Регулирование ценовой ситуации на отдаленных территориях обеспечивается путем возмещения транспортных расходов хозяйствующим субъектам при доставке потребительских товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения в районах с ограниченными сроками завоза грузов.
7. Особенности развития экономики Камчатского края определяют основные задачи государственной политики в сфере реализации Программы:
1) формирование комфортного делового климата;
2) снижение уровня административных барьеров;
3) расширение спектра мер поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, промышленным предприятиям, инвесторам.
8. За прошедший период реализация мероприятий Программы обеспечила достижение следующих результатов:
1) создана территория опережающего развития "Камчатка", резидентами которой с 2015 по 2022 годы реализовано инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций в основной капитал 35,3 млрд рублей, создано 6 477 рабочих мест, перечислено налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации и страховых взносов 23,9 млрд рублей;
2) обеспечен рост объема инвестиций в основной капитал за период с 2016 по 2021 год в 1,5 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за последние пять лет превысил 250 млрд рублей. Пик инвестиционной активности пришелся на 2021 год, когда общий объем инвестиций в основной капитал составил 78,5 млрд рублей;
3) сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - открыт и функционирует центр "Мой бизнес", в состав которого входят:
а) АНО "Камчатский центр поддержки предпринимательства";
б) Микрокредитная компания Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства;
в) Гарантийный фонд развития предпринимательства Камчатского края;
г) Центр поддержки экспорта Камчатского края;
4) создан региональный фонд развития промышленности, оказывающий финансовую поддержку промышленным предприятиям путем предоставления займов под минимальный процент;
5) более 500 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" доступны в 31 офисе многофункционального центра, которые расположены на территории всего Камчатского края;
6) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае в 2023 году достиг 98,64 процентов;
7) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отношению к общему количеству занятых в экономике региона увеличилась с 25,8 процентов в 2021 году до 32,4 процентов к концу 2022 года. По итогам 2022 года численность занятых в сфере МСП составила 53,3 тыс. человек. Основной прирост занятых в сфере МСП приходится на микропредприятия и самозанятых граждан.
9. Реализация мероприятий Программы направлена на обеспечение роста уровня доходов населения через развитие и диверсификацию отраслей экономики, создание новых рабочих мест, стимулирование роста инвестиционной активности и содействие реализации инвестиционных проектов.
10. Основными стратегическими документами в сфере реализации Программы являются:
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Камчатского края от 28.05.2024 N 249-П)
3) Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р;
4) государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
5) государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
6) Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П (далее - Стратегия Камчатка - 2035).
11. Генеральной целью Камчатского края, обозначенной в Стратегии Камчатка - 2035, является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения за счет рационального использования уникальных ресурсов территории, поддержки эффективной занятости, создания комфортной среды проживания на основе динамичного развития инфраструктуры и реального сектора экономики, привлечения инвестиций, поддержки импортозамещения, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечения согласованной работы всех ветвей власти.
12. В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Камчатского края в Программе определены новые цели, разработаны новая структура и система показателей.
13. Система целеполагания Программы включает в себя:
1) цель 1 "Повышение объема привлекаемых инвестиций в основной капитал Камчатского края", для достижения которой в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
а) направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";