ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 542


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом"

(с изменениями на 8 апреля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.04.2024 N 95)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р и от 27.10.2023 N 3010-р Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом".


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 28 декабря 2023 г. N 542



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.04.2024 N 95)




1. Паспорт государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом"

Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2023 г. N 3010-р

Уполномоченный исполнительный орган Алтайского края, ответственный за реализацию программы

управление Алтайского края по труду и занятости населения (далее также - "уполномоченный орган")

Цели программы

обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - "Государственная программа"), на территории Алтайского края;

обеспечение социально-экономического развития Алтайского края;

улучшение демографической ситуации в Алтайском крае

Задачи программы

создание социально-экономических и информационных условий для интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, их адаптации на территории Алтайского края, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона;

содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах;

увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования

Исполнители основных мероприятий программы

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

Министерство социальной защиты Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство сельского хозяйства Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края

Этапы и сроки реализации программы

2024 - 2030 годы, без деления на этапы

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - "программа") в 2024 - 2030 годах составляет 10529,0 тыс. рублей, из них:

за счет средств федерального бюджета - 7029,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2024 году - 7029,0 тыс. рублей;

за счет средств краевого бюджета - 3500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2024 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2025 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2026 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2027 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2028 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2029 году - 500,0 тыс. рублей;

в 2030 году - 500,0 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий программы возможно дополнительное привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Алтайского края на обеспечение дополнительных гарантий и оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Алтайского края.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период

Основные показатели эффективности программы

численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Алтайский край и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, человек;

количество презентаций программы в государствах проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, единиц;

доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе обратившихся за получением компенсации, %;

доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, %;

численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих двоих и более детей, человек;

доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем числе участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, %;

доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы, %

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

реализация программы позволит обеспечить:

вселение на территорию Алтайского края 3500 участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по годам:

в 2024 году - 500 человек;

в 2025 году - 500 человек;

в 2026 году - 500 человек;

в 2027 году - 500 человек;

в 2028 году - 500 человек;

в 2029 году - 500 человек;

в 2030 году - 500 человек;

вселение на территорию Алтайского края 140 соотечественников, имеющих двоих и более детей, в том числе по годам:

в 2024 году - 20 человек;

в 2025 году - 20 человек;

в 2026 году - 20 человек;

в 2027 году - 20 человек;

в 2028 году - 20 человек;

в 2029 году - 20 человек;

в 2030 году - 20 человек;

проведение 28 презентаций программы в государствах проживания соотечественников, организованных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, с разбивкой по годам:

в 2024 году - 4;

в 2025 году - 4;

в 2026 году - 4;

в 2027 году - 4;

в 2028 году - 4;

в 2029 году - 4;

в 2030 году - 4;

доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе участников Государственной программы, обратившихся за получением компенсации, составит:

в 2024 году - 100,0%;

в 2025 году - 100,0%;

в 2026 году - 100,0%;

в 2027 году - 100,0%;

в 2028 году - 100,0%;

в 2029 году - 100,0%;

в 2030 году - 100,0%;

доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей составит:

в 2024 году - не менее 65,5%;

в 2025 году - не менее 65,5%;

в 2026 году - не менее 65,5%;

в 2027 году - не менее 65,5%;

в 2028 году - не менее 65,5%;

в 2029 году - не менее 65,5%;

в 2030 году - не менее 65,5%;

доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем числе участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, составит:

в 2024 году - не менее 60,0%;

в 2025 году - не менее 60,0%;

в 2026 году - не менее 60,0%;

в 2027 году - не менее 60,0%;

в 2028 году - не менее 60,0%;

в 2029 году - не менее 60,0%;

в 2030 году - не менее 60,0%;

доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы составит:

в 2024 году - не менее 5,0%;

в 2025 году - не менее 5,0%;

в 2026 году - не менее 5,0%;

в 2027 году - не менее 5,0%;

в 2029 году - не менее 5,0%;

в 2030 году - не менее 5,0%



2. Общая характеристика сферы реализации программы


Программа разработана с целью реализации на территории Алтайского края Государственной программы. Программа соответствует целям, задачам и приоритетам развития Алтайского края, определенным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 6 сентября 2021 г. N 86-ЗС.


Разработка и реализация программы определяются актуальностью задачи по привлечению дополнительных трудовых ресурсов в экономику Алтайского края с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.


Программа имеет комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, и потребностей Алтайского края.


Программа представляет собой проект переселения и будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с действующим законодательством. Описание территории вселения приводится в приложении 5 к программе.


Предметом регулирования программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки, предоставляемых соотечественникам, направленная на оказание содействия их добровольному переселению в Алтайский край, стимулирование роста численности постоянного населения региона.


Сфера действия программы - социальная.


Основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом соответствуют тенденциям в России и Сибирском федеральном округе. В Алтайском крае отмечается ежегодный миграционный отток населения, который по итогам 2022 года составил 7,8 тыс. человек: за счет межрегиональных (49,2%) и международных (50,8%) перемещений. Миграционная ситуация за 2020 - 2022 годы характеризуется стабильностью общего объема миграции (количество зарегистрированных миграционных перемещений в 2020 году составило 133,3 тыс. человек, в 2021 году - 137,1 тыс. человек, в 2022 году - 134,9 тыс. человек).


Значительную долю миграционного объема занимают внутрирегиональные перемещения, которые в 2022 году составили 60,0% от общего объема миграции. За 2022 год число мигрантов, переселившихся в пределах Алтайского края, снизилось на 3,2 тыс. человек, или на 8,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Результатом внутрирегиональной миграции является внутрикраевой прирост по городской местности - 2,1 тыс. человек; в сельской местности был отмечен аналогичный уровень миграционного оттока населения. Таким образом, остается актуальным восполнение численности сельского населения, в том числе за счет соотечественников, готовых переселиться в сельскохозяйственные районы края.


Восполнение кадрового дефицита квалифицированных специалистов, в том числе рабочих специальностей, в крае частично происходит за счет трудовых мигрантов.


При этом Алтайский край относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Совокупная (средняя) доля иностранных работников в численности занятого населения Алтайского края в 2022 году составила 0,9% (в 2021 году - 0,7%, в 2020 году - 0,5%, ранее - по 0,9%).


В 2022 году на территории Алтайского края трудовую деятельность осуществляли 9,8 тыс. иностранных граждан. Большинство иностранных граждан работали у физических лиц (49,0%), а также в строительной отрасли (13,1%), торговле (9,2%), сфере обрабатывающих производств (7,5%), на предприятиях общественного питания (6,3%), в сельском и лесном хозяйствах (3,8%).


Квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам из стран с визовым порядком въезда в 2022 году утверждена в количестве 124 разрешений на работу. Все рабочие места предназначены для трудовых мигрантов с высоким и средним уровнем квалификации. Иностранные граждане привлекаются на рабочие места, которые невозможно заполнить местными трудовыми ресурсами.


По основным индикаторам рынка труда в 2020 - 2022 годах в Алтайском крае наблюдалась положительная динамика.


Масштабы высвобождений работников сократились почти в два раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году из организаций края высвобождено 1,9 тыс. человек (в 2020 году - 3,4 тыс. человек).


Снизился уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы, составив на конец 2022 года 1,1% (на конец 2020 года - 3,2%).


Уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда в 2022 году снизился до 3,7% рабочей силы (в 2020 году - 5,9%). По данным обследования рабочей силы уровень общей безработицы в Алтайском крае сложился ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу (4,4%).


В 2022 году 7,4 тыс. работодателей различных сфер деятельности заявили в службу занятости населения 106,8 тыс. вакансий.


Для обеспечения отраслей экономики кадрами Алтайский край обладает достаточными трудовыми ресурсами. В экономике региона занято 1119,8 тыс. человек, в том числе 25,8% имеют высшее образование, 48,1% - среднее профессиональное образование. Ежегодно в среднем порядка 20,0 тыс. выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования пополняют трудовой потенциал края.


Структура заявленной работодателями потребности в работниках в 2022 году по сравнению с 2021 годом существенно не изменилась. Основная доля заявленных вакансий пришлась на сферу обрабатывающих производств (19,0%), образования (19,0%), сельского хозяйства (12,2%), здравоохранения и социальных услуг (11,3%).


Структура спроса на рабочую силу по занятиям на конец 2022 года: вакансии для руководителей - 7,6%; для специалистов высшего и среднего уровней квалификации - 28,6%; свободные рабочие места для квалифицированных рабочих - 19,5%; для иных служащих и работников сферы обслуживания - 32,7%; для неквалифицированных рабочих - 11,6%.


Анализ профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы свидетельствует о дефиците квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Так, по некоторым из них спрос превышает предложение в 5 и более раз.


В перечне отраслей, которые испытывают кадровый дефицит, - прежде всего организации промышленности. Наибольшая потребность в квалифицированных рабочих наблюдается на производстве. Это станочники, наладчики, токари, слесари, аппаратчики, электромонтеры, электрогазосварщики, фрезеровщики, шлифовщики и др. Также стабилен спрос на инженерно-технические кадры. В пищевой промышленности востребованы операторы линии, тестоводы и формовщики теста; в области общественного питания и обслуживания - официанты, бариста и др.; в сфере строительства - маляры, монтажники, стропальщики, машинисты крана, машинисты экскаватора; в сфере жилищно-коммунального хозяйства - машинисты автогрейдера, трактористы, слесари, сантехники.


В аграрном секторе большой востребованностью пользуются агрономы, трактористы, ветеринарные врачи, зоотехники и др.


Традиционно востребованы педагогические работники.


Во всех отраслях отмечается спрос на ИТ-специалистов.


Сохраняется высокий спрос на кадры в организациях здравоохранения - врачей, фельдшеров, медсестер, рентгенолаборантов, провизоров и др.


В крае сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, основанная на принципе территориального планирования и демографических показателях, разработанная с учетом плотности населения, географических, климатических, транспортных факторов. На каждом уровне медицинская помощь оказывается в рамках компетенции. При невозможности оказания требуемой медицинской помощи пациент направляется на следующий уровень.


На начало 2023 года в крае функционируют 154 медицинские организации, имеющие статус юридического лица, в их числе - 151 организация краевого и 3 организации федерального подчинения.


В их состав входят 4 организации особого типа и 150 лечебно-профилактических медицинских организаций (78 больниц (в том числе 58 центральных районных больниц), 2 больницы скорой медицинской помощи, 9 специализированных больниц, 2 родильных дома, 1 госпиталь, 16 диспансеров, 21 поликлиника, 2 дома ребенка, 8 центров, 3 станции скорой медицинской помощи, 1 центр крови, 7 санаторно-курортных организаций). В качестве структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в крае работают 819 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), 6 фельдшерских пунктов, 14 фельдшерских здравпунктов, 25 мобильных ФАПов, 182 сельские врачебные амбулатории, 18 участковых больниц и 4 районные больницы.


Укомплектованность медицинских организаций краевого подчинения специалистами с высшим медицинским образованием (врачами) составляет 78,9%, специалистами со средним медицинским образованием - 83,1%, младшим медицинским персоналом - 78,1%. Ежегодно в медицинские организации трудоустраиваются порядка 1,5 тыс. медицинских работников.


Для сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения медицинским работникам предоставляются меры в виде единовременных компенсационных выплат, социальной помощи, компенсации расходов на оплату найма жилых помещений, компенсации затрат по обучению и переобучению специалистов, а также служебное жилье и жилье по договору социального найма и т.д. Ежегодно данными мерами социальной поддержки пользуются порядка 9 тыс. медицинских работников Алтайского края. В ближайшие 3 года на территории региона планируется строительство служебного жилья для медицинских работников Алтайского края за счет средств федерального бюджета.


Большое внимание уделяется инфраструктурному развитию системы здравоохранения региона. В рамках реализации нацпроекта "Здравоохранение" Министерством здравоохранения Алтайского края осуществляется как строительство новых зданий медицинских учреждений, так и проведение капитального ремонта действующих объектов здравоохранения. За последнее время медицинские организации оснащены аппаратами искусственной вентиляции легких и их комплектами, мониторами, передвижными рентген-аппаратами, передвижными аппаратами УЗИ, дефибрилляторами, а также иным медицинским оборудованием, в том числе и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению края.


На официальном сайте Министерства здравоохранения Алтайского края ежеквартально размещаются сведения о вакансиях подведомственных медицинских организаций. При личном обращении в Министерство здравоохранения Алтайского края соискателям предоставляется полная информация об имеющихся вакансиях, контактные телефоны и адреса.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»