ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2023 года N 799-пп


Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области"

(с изменениями на 4 марта 2024 года)

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 04.03.2024 N 89-пп)




В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", постановлений Правительства Белгородской области от 25 сентября 2023 года N 540-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Белгородской области", от 23 октября 2023 года N 591-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Белгородской области "Развитие образования Белгородской области" (далее - Программа, прилагается).


2. Министерству финансов и бюджетной политики Белгородской области (Шаролапова Н.А.) при формировании проекта областного бюджета ежегодно предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы.


3. Министерствам образования Белгородской области (Милехин А.В.), культуры Белгородской области (Курганский К.С.), экономического развития и промышленности Белгородской области (Гусев М.С.), строительства Белгородской области (Козлитина О.П.), здравоохранения Белгородской области (Иконников А.А.), Администрации Губернатора Белгородской области (Долманова Е.В.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.


4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов при разработке муниципальных программ развития учитывать положения Программы.


5. Признать утратившим силу с 1 января 2024 года постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 528-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области".


6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области - министра образования Белгородской области Милехина А.В.


Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 12 апреля начиная с 2025 года, об исполнении - к 12 апреля 2031 года.


7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 25 декабря 2023 г. N 799-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 04.03.2024 N 89-пп)




I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области (далее - государственная программа)



1.1. Общие положения


Стратегическая цель развития системы образования до 2030 года: выход системы образования Белгородской области на лидирующие позиции за счет обеспечения образовательного равенства посредством достижения доступности, эффективности и высокого качества образования.


Приоритетные направления развития образования Белгородской области:


1. Формирование единого образовательного пространства Белгородской области для получения качественного образования в любой школе региона.


2. Воспитание социально ответственной личности на основе духовно-нравственных приоритетов российского общества, с учетом ценностей и традиций Белгородской области.


3. Обновление системы выявления, сопровождения и развития способностей и талантов у детей, обеспечивающей 100-процентный охват детей в возрасте до 18 лет.


4. Непрерывное формирование цифровых образовательных компетенций у детей в возрасте от 5 до 18 лет.


5. Обеспечение молодым жителям области возможностей для самореализации на региональном рынке труда за счет их адресной подготовки для предприятий (организаций) Белгородской области.


6. Перезагрузка системы развития кадрового потенциала педагогических и руководящих работников отрасли образования Белгородской области.



1.2. Дошкольное образование


По состоянию на 1 января 2023 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 100 процентов, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 100 процентов.


В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, региональной составляющей федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета, в период с 2019 года до настоящего времени нарастающим итогом создано 4124 места, в том числе 550 мест в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра.


В целях психолого-педагогической поддержки семей методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей оказывают 335 Консультационных центров, 62 Центра игровой поддержки и 25 Лекотек (по состоянию на 1 ноября 2023 года).


Кроме того, в рамках мероприятий региональных составляющих федеральных проектов "Поддержка семей, имеющих детей" и "Современная школа", входящих в состав национального проекта "Образование", ежегодно в конкурсном отборе на получение федерального гранта в целях повышения качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей принимают участие организации Белгородской области.


С 2020 года 8 некоммерческих организаций получили финансовую поддержку из федерального бюджета в размере 27 542,25 тыс. руб. За весь период организациями оказано уже более 88,036 тысячи услуг помощи родителям.



1.3. Общее образование


На начало 2022 - 2023 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались 170 027 человек, функционировало 553 общеобразовательные организации.


С учетом временного на период проведения капитального ремонта перехода на двухсменный режим обучения 17 школ Белгородской области, на начало 2022 - 2023 учебного года во вторую смену обучался 8901 школьник (5,24 процента от общего числа обучающихся) в 32 школах 6 муниципальных образований: город Белгород, Старооскольский, Яковлевский и Валуйский городские округа, Белгородский и Прохоровский районы. Из них по демографическим причинам во вторую смену обучались 4311 школьников (2,5 процента) в 14 школах области.


В рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в Белгородской области реализуются мероприятия по строительству до конца 2024 года не менее 15 школ на 9750 новых мест и 1 пристройки к школе на 200 новых мест (накопительным итогом с 2019 года) в рамках региональной составляющей федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", в том числе с привлечением внебюджетных средств.


Так, с 2019 года по 1 ноября 2023 года за счет софинансирования из средств федерального бюджета введены в эксплуатацию 8 школ на 4800 новых мест и пристройка к школе на 200 мест. Дополнительно 2 школы на 200 новых мест введены в эксплуатацию за счет средств бюджета субъекта и внебюджетных источников. Таким образом, уже введено в эксплуатацию 10 школ на 5000 новых мест и 1 пристройка к школе на 200 новых мест. До конца 2024 года инфраструктурными мероприятиями государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области" (далее - государственная программа) предусмотрен ввод в эксплуатацию еще более 5 школ на 4950 новых мест с участием субсидий из федерального бюджета.


В рамках региональной составляющей федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, создаются центры образования естественно-научной и технологической направленностей ("Точка роста"), а также детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций.


С 2022 года реализуется программа, направленная на модернизацию школьных систем образования путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, предусматривающая включение в нее, в первую очередь, сельских школ.


К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории региона, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования. В 2022 году введены единые федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, ведется актуализация федеральных основных общеобразовательных программ путем дополнительного включения в них федеральных рабочих программ обязательных учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.


В 2022 году в системе общего образования трудились 15545 педагогических работников, из которых 12336 - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тысяч человек.


С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.


Все обучающиеся 1 - 11 классов во всех общеобразовательных организациях Белгородской области получают бесплатное горячее питание.


Ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.


В 2022 - 2023 годах в связи ситуацией, сложившейся на территории Белгородской области, связанной с проведением специальной военной операции Российской Федерации, выросло число школьников, обучавшихся с применением дистанционных технологий.


В Белгородской области более 7 тысяч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 2,5 тысячи детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка существующей сети отдельных общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.


Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспеваимости детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.


В рамках региональной оставляющей федерального проекта "Цифровая образовательная среда", входящего в состав национального проекта "Образование", с 2019 года по 2023 год обновлен парк компьютерной техники в 289 общеобразовательных организациях региона, открыты и функционируют 3 центра цифрового образования детей "IT-куб".


Для организации и проведения государственной итоговой аттестации функционирует региональная информационная система. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение информации. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен.


В 2023 году приняли участие в едином государственном экзамене по образовательным программам среднего общего образования за основной период (без учета резервных дней) 4643 человека, в основном государственном экзамене по программам основного общего образования - 6581 человек. В связи с особенностями проведения ГИА на территории Белгородской области итоговую аттестацию в форме промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования прошли 3224 человека, по программам основного общего образования - 9811 человек. Общее количество участников государственной итоговой аттестации составило 21647 человек.


Ежегодно проводятся всероссийские проверочные работы и иные оценочные процедуры в целях осуществления мониторинга системы образования.



1.4. Дополнительное образование и воспитание

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»