ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2023 года N 724-пп


Об утверждении государственной программы Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики"

(с изменениями на 5 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 25.03.2024 N 114-пп, от 05.08.2024 N 357-пп)




В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", постановлений Правительства Белгородской области от 25 сентября 2023 года N 540-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Белгородской области", от 23 октября 2023 года N 591-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики" (далее - Программа, прилагается).


2. Министерству образования Белгородской области (Милехин А.В.), министерству культуры Белгородской области (Курганский К.С.), министерству по делам молодежи Белгородской области (Киреева Т.В.), Администрации Губернатора Белгородской области (Долманова Е.В.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.


3. Признать утратившим силу с 1 января 2024 года постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 511-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики".


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области по внутренней политике Медведеву О.И.


Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 12 апреля начиная с 2025 года, об исполнении - к 12 апреля 2031 года.


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 18 декабря 2023 г. N 724-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИЕЙ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 25.03.2024 N 114-пп, от 05.08.2024 N 357-пп)




I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Белгородской области



1.1. Оценка текущего состояния информационной политики, государственной национальной политики, сферы создания условий для развития деятельности общественных организаций и местного самоуправления в Белгородской области



1.1.1. Информирование населения Белгородской области о приоритетных направлениях региональной политики в печатных, электронных и телерадиовещательных средствах массовой информации


Традиционные печатные средства массовой информации (далее - СМИ) для представителей старшего поколения среди населения области все еще сохраняют особый статус официального и достоверного источника получения информации. Именно через газеты они получают информацию о приоритетных направлениях региональной политики, общественном обсуждении социальных проектов, правовых нормах.


При этом значительная часть аудитории перешла на получение оперативной новостной, а зачастую и аналитической информации из электронных и сетевых СМИ, социальных сетей и телеграм-каналов. Как результат, в последние годы при стабильном сегменте дорогостоящих электронных СМИ количество сетевых изданий, не требующих большой производственной базы, в регионе выросло.


На 1 января 2023 года, по данным Роскомнадзора, в Белгородской области зарегистрировано более 160 газет и журналов (еженедельников), из которых 61 печатное издание распространяется только на территории Белгородской области. Несмотря на негативные тенденции в востребованности печатной периодики, региональный рынок все еще пользуется спросом, о чем свидетельствуют результаты подписных кампаний в области. На 2023 год общий объем подписки на общественно-политические областные и информационные печатные СМИ городских округов и районов региона превысил 105 тысяч экземпляров.


Печатные периодические издания представлены региональными общественно-политическими газетами "Белгородские известия", "Белгородская правда", специализированным изданием "Спортивная Смена", областным журналом для детей и подростков "Большая переменка", а также городскими и районными СМИ. В регионе создаются условия для выхода 4 региональных газет и журналов, 21 местной (городской и районной) газеты. Вместе с областными изданиями они представляют все муниципальные районы и городские округа, что делает их основным источником печатной информации.


Сохранение и развитие классических периодических печатных СМИ в регионе является значимым элементом формирования единого информационного пространства. Для людей возрастной категории 35+, а также людей, проживающих за пределами городских агломераций, журналы и газеты служат основным источником информации, помогают узнать и оценить социальную экономическую и политическую ситуации Белгородской области, понять принципы текущих общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного сознания и культурных ценностей. Периодические печатные издания остаются проверенными и достоверными источниками информации.


На данный момент в Белгородской области насчитывается 26 сетевых изданий, соучредителями которых выступают органы местного самоуправления, и иных подведомственных изданий. Основным областным сетевым СМИ является сайт "БелПресса". Часть сетевых СМИ являются электронной версией печатных изданий, часть - являются полноценными информационными площадками. Активно развивается продвижение информации в социальных сетях и мессенджерах. Развитие в регионе сетевых СМИ позволяет обеспечить высокую оперативность доведения информации от органов власти населению, ее достоверность и качество информационного контента. Дополнительным плюсом развития сетевых СМИ является возможность построения диалога и "обратной связи" с потребителем информации, что позволяет более плотно погружать население в информационную повестку и приоритетные направления деятельности.


Современные тенденции и развитие различных направлений в печатных и сетевых СМИ, а также распространение информации в социальных сетях требуют от журналистского сообщества введения новых специальностей и подготовки квалифицированных кадров в области верстки и дизайна печатной прессы, в области современной интернет-журналистики, расширения профессиональных навыков, повышения универсальности самих журналистов. На данный момент работа корреспондента должна включать не только написание, редактирование и подготовку текстов, но и подготовку видеоконтента, качественного иллюстративного материала, повышения скорости подготовки контента и умения адаптировать контент под разные информационные ресурсы, разные целевые аудитории и возрастные группы.


Развитие технологий привело к появлению и распространению новых каналов коммуникаций. Кроме радиовещания и телевидения расширяется сфера массовых коммуникаций по передаче звуковой и аудиовизуальной информации в интернет-ресурсах (сайты), сетевых изданиях, социальных сетях и телеграм-каналах. Происходят значительные изменения в формах получения, передачи и потребления информации, обмена информацией.


Телевидение и радиовещание сохраняют доверие аудитории как главные источники традиционного получения информации.


В сфере телерадиовещания на территории региона работают коммерческие и муниципальные компании. Эфирные радиочастоты заняты преимущественно в крупных агломерациях. Общероссийским оператором связи "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" развернута сеть наземного цифрового эфирного телевещания из двух многопрограммных мультиплексов. Широко распространены кабельные сети, в том числе цифрового и IPTV-вещания. Около четверти населения пользуются спутниковым телеприемом.


В целях удовлетворения потребностей жителей в информации регионального значения функционирует областное автономное учреждение "Телерадиовещательная компания "Мир Белогорья" (далее - телерадиокомпания "Мир Белогорья"). Информационный продукт телерадиокомпании "Мир Белогорья" доступен не только в эфирных СМИ, но и через иные массовые коммуникации, которые по многим признакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети Интернет, мессенджеры).


Телерадиокомпания "Мир Белогорья" является редакцией СМИ телеканалов "Мир Белогорья", "Известия Приосколья", "Известия Белогорья", радиоканалов "Мир Белогорья", "Radio Z", "Белое Радио", программные концепции которых направлены на удовлетворение информационных потребностей широкой аудитории, что позволяет сохранять интерес к продукту телерадиокомпании.


Сохранение и развитие регионального телерадиовещания является значимым элементом массовых коммуникаций при реализации общегосударственных целей формирования информационного пространства, основанного на знаниях, обеспечения прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создания условий для удовлетворения потребностей населения в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.


Повышение качества информации, ее оперативное доведение до населения, увеличение объемов выпусков городских и районных газет, объемов эфирного времени теле- и радиопрограмм, увеличение количества материалов в сетевых СМИ приводят к расширению информационных возможностей и к увеличению аудитории имеющихся средств массовой информации.



1.1.2. Открытая власть


Данное направление объединяет в себе государственно-гражданское взаимодействие в сфере формирования инфраструктуры регионального солидарного общества и развития социальной рекламы и издательских проектов, а также реализует государственную политику на рынках наружной рекламы, издательской деятельности и полиграфии, содействует развитию электронных СМИ, системы мониторинга, анализа и контентного наполнения информационного пространства.


В рамках данного направления осуществляется научное и методологическое сопровождение реализации региональной Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы. Ежегодно стимулируются научные разработки в этой сфере, а также разрабатывается социологический инструментарий для анализа современного состояния регионального сообщества.


В настоящий момент в регионе создана сеть социальных рекламных конструкций, которая позволяет осуществлять широкомасштабные информационные кампании на территориях основных автомагистралей области.


В рамках реализации проектной деятельности Правительства Белгородской области и специальных информационных проектов данное направление включает взаимодействие с рекламными агентствами, издательствами и типографиями региона.


Реализация мероприятий данного направления позволяет проводить конкурс "Наша гордость", который способствует популяризации значительных достижений жителей Белгородской области в научной, образовательной, профессиональной, творческой, спортивной, общественной и других сферах.


В результате решения поставленных задач программно-целевым методом повысилась эффективность регионального управления, информационная доступность исполнительных органов и органов местного самоуправления, улучшилась организация их взаимодействия с институтами гражданского общества, что стало основополагающим фактором в формировании положительного имиджа региона на всех уровнях.


Итоги социологических исследований, проводимых в регионе, косвенно свидетельствуют о положительной динамике в изменении взаимоотношений между такими субъектами, как власть - общество. Полученные в результате социологических опросов значения показателя "информационная открытость" в 2012 году составляли 36,9 процента, а за время реализации мероприятий программы к 2022 году выросли до 65 процентов.


Успешная реализация обозначенных Губернатором Белгородской области стратегических направлений и задач социально-экономического развития региона определяет целесообразность использования программно-целевого метода в их решении. Предлагаемый комплексный программный подход позволит реализовать идею того, что власть существует не для самой себя, а для эффективного руководства и выражает при этом интересы граждан.



1.1.3. Реализация государственной национальной политики в Белгородской области


Сфера этноконфессиональных отношений остается наиболее вероятным центром притяжения конфликтных настроений населения. При формировании региональной модели государственной национальной политики Белгородской области учитывается, что в этническом многообразии заключается значительный потенциал для дальнейшего развития и продвижения региона.


По официальным данным Всероссийской переписи населения 2021 года в Белгородской области проживают представители 118 национальностей и этнических групп. В области насчитывается 16 национальностей, численность населения которых превысила 300 человек, в 2010 году таких национальностей было 26. Русское население по-прежнему является самым многочисленным в области (1234,3 тыс. человек) и составляет 95,3 процента от общего числа лиц, указавших национальную принадлежность (в 2010 году - 94,4 процента). Второе место по численности населения в области на протяжении длительного времени занимают украинцы, несмотря на то, что численность их снизилась. За последний межпереписной период число украинцев сократилось на 26,4 тыс. человек. Доля их от общего числа лиц, указавших национальную принадлежность, составила 1,2 процента (в 2010 году - 2,8 процента). Армяне по-прежнему находятся на третьем месте, при том, что численность их сократилась за последний межпереписной период на 2,6 тыс. человек. Численность белорусов снизилась с 3,2 тыс. человек в 2010 году до 1,1 тыс. человек в 2021 году. В межпереписной период 2010 - 2021 годов численность турок несколько снизилась, но, несмотря на это, они сохраняют четвертое место. Наиболее крупными диаспорами Белгородской области считаются украинская, армянская, азербайджанская, турецкая.


Основной проблемой, возникающей при организации работы с диаспорами, является их разрозненность. Недостаточный уровень этноконфессиональной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и актуальную информацию о действующих в Белгородской области религиозных организациях и межнациональных группах, могут привести к активизации национализма и религиозного фундаментализма.


Несмотря на подавляющее большинство русских в национальном составе населения, особенностью национальных отношений в Белгородской области является отсутствие каких-либо доминирующих диаспор. Это, в свою очередь, положительно отражается на реализации региональной национальной политики. Представителям национальностей, проживающих на территории Белгородской области, свойственен низкий уровень конфликтности на межэтнической почве.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области в Белгородской области зарегистрированы 2 национально-культурные автономии и 6 общественных организаций, представляющие интересы отдельных наций и осуществляющие взаимодействие в сфере культурного общения. Особой общественно-политической активности со стороны данных организаций не наблюдается.


Сохранение сложившейся бесконфликтной системы межнациональных отношений и развитие диалога культур, а также профилактика и противодействие негативным проявлениям в системе межнациональных отношений являются первоочередными условиями обеспечения политической и социальной стабильности. При формировании региональной модели государственной национальной политики Белгородской области учитывается, что в этническом многообразии заключается значительный потенциал для дальнейшего развития и продвижения Белгородской области.



1.1.4. Поддержка некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества на территории Белгородской области


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации, по Белгородской области по состоянию на 6 марта 2023 года зарегистрировано 1995 некоммерческих организаций (далее - НКО), из которых: общественных организаций - 702, профсоюзных организаций - 226, религиозных организаций - 414, региональных отделений политических партий - 20, казачьих обществ - 36, автономных некоммерческих организаций - 265, общественных фондов - 23, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) - 71, иных некоммерческих организаций - 238.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»