В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 668 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области";
в преамбуле слова "на период до 2030 года" исключить;
в пункте 1 слова "на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года" исключить;
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относятся:
предоставление субсидий из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Самарской области "Природоохранный центр" в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на приобретение мебели, оргтехники и программного обеспечения;
предоставление субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований Самарской области на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология".
3. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, возникающих на основании абзаца второго пункта 2 настоящего Постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, абзаца третьего пункта 2 настоящего Постановления - в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий местным бюджетам.";
дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Установить, что финансирование расходных обязательств Самарской области, возникающих в результате принятия настоящего Постановления, осуществляется Самарской областью за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на соответствующий финансовый год в установленном порядке министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.";
в государственной программе Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению;
приложения 1, 1.1 - 1.5, 2, 2.1, 3, 5, 6, 6.1 - 6.4, 7.1 - 7.5, 8 - 10, 10.1, 11 - 16 признать утратившими силу;
приложение 4 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению;
приложение 7 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему Постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Самарская область является промышленно развитым регионом, испытывающим высокую техногенную нагрузку на все компоненты окружающей среды. Область отличается высокой урбанизацией и значительной долей городского населения, на ее территории находится одна из крупнейших в России Самарско-Тольяттинская городская агломерация.
При этом многолетние результаты комплексного мониторинга состояния окружающей среды свидетельствуют о стабильности экологической ситуации в Самарской области. Объективные показатели сводной статистической отчетности также подтверждают устойчивость уровня антропогенного воздействия на окружающую среду региона.
В частности, отмечается положительная динамика объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так, в 2022 году при увеличении количества стационарных источников выбросов на 21% по сравнению с 2021 годом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снизился на 1,4 тыс. тонн, от передвижных источников - на 5,4%. Снижение объема выбросов от стационарных источников в 2022 году по сравнению с уровнем 2014 года составило 12%.
Ежегодно проводится добровольная инвентаризация объема выбросов и поглощений парниковых газов, по итогам которой отмечена положительная динамика снижения объемов таких выбросов (на 32% с 2017 по 2022 год).
Радиационная обстановка в 2022 году на территории Самарской области по сравнению с предыдущими годами существенно не изменилась, радиационный фон остается в пределах нормы (0,1 мкЗв/час при допустимом (безопасном) уровне естественного фона излучения до 0,3 мкЗв/час).
Ситуация с качеством природных вод на территории Самарской области также сохраняется стабильной. Качество воды большинства малых рек региона классифицируется как "очень загрязненная". Улучшение качества воды в 2022 году зафиксировано на Ветлянском водохранилище, а также на реках Большой Кинель (с. Тимашево) и Крымза (с "грязной" до "очень загрязненной").
Реализуются мероприятия по развитию территориальной сети мониторинга качества окружающей среды. В 2019 году приобретен автоматический стационарный пост наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ-91), в 2023 году также приобретен автоматический пост ПНЗ-92. Данное современное оборудование установлено на территории Куйбышевского района г.о. Самара.
Доля площади особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в общей площади региона, включая ООПТ федерального значения, составляет 5,4%. В рамках государственной программы проводится работа по созданию охранных зон ООПТ регионального значения. За период с 2014 по 2022 год разработаны проекты охранных зон 143 ООПТ регионального значения, утверждены распоряжениями Губернатора Самарской области охранные зоны 72 ООПТ регионального значения, создано 3 новых ООПТ регионального значения. Кроме того, в 2022 году разработаны обосновывающие материалы по 6 перспективным ООПТ регионального значения общей площадью 9,2 тыс. га. Проведение регулярного мониторинга ООПТ, а также контрольно-надзорных мероприятий позволило обеспечить соблюдение природоохранных режимов ООПТ, не допустить деградации природных сообществ на их территориях.
Осуществляется ведение Красной книги Самарской области. По состоянию на 01.01.2023 в Красную книгу Самарской области включены 562 вида растений и животных, из них 286 видов растений, лишайников и грибов и 276 видов животных. Ежегодно проводится мониторинг численности и распространения экологически значимых видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Самарской области, восстановление популяций редких видов растений, занесенных в Красную книгу Самарской области, обследование ООПТ регионального значения.
Кроме того, выпущено актуализированное издание Красной книги Самарской области: в 2017 году - том "Растения", в 2019 году - том "Животные".
На территории Самарской области эффективно реализуется государственное управление и регулирование в сфере охраны окружающей среды. Осуществляются различные виды государственного контроля (надзора) федерального и регионального уровней в сфере охраны окружающей среды. При этом основной акцент начиная с 2022 года сделан на проведение профилактических мероприятий.
В соответствии с Законом Самарской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" в 2014 году органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области проведено 1211 плановых проверок, в 2015 году - 936 плановых проверок, в 2016 году - 495 плановых проверок, в 2017 году - 535 плановых проверок, в 2018 году - 322 плановые проверки, в 2019 году - 447 плановых проверок, в 2020 году - 83 плановые проверки, в 2021 году - 166 плановых проверок, в 2022 году - 14 плановых проверок и 233 профилактических визита.
В рамках государственной программы реализуются мероприятия двух федеральных проектов национального проекта "Экология":
в рамках федерального проекта "Чистая страна" в 2022 году завершена ликвидация 2 несанкционированных свалок, расположенных в границах г.о. Октябрьск и г.о. Чапаевск, общей площадью 5,1 га, начато выполнение работ по ликвидации 2 несанкционированных свалок, расположенных в границах г.о. Тольятти, общей площадью 47,6 га. Планируемый срок завершения работ - 2024 год;
в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2023 году начато выполнение работ по рекультивации участка несанкционированного размещения спиртовой барды - крупнотоннажного отхода производственной деятельности нескольких юридических лиц, находящегося в границах сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, площадью 42,44 га. Планируемый срок завершения работ - 2024 год.
В целях информационного обеспечения мероприятий национального проекта "Экология", реализуемых министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) начиная с 2019 года, ежегодно подготавливаются и публикуются информационно-разъяснительные материалы об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области.
Также в период реализации государственной программы выполняются мероприятия, направленные на экологическое просвещение и воспитание населения: проводятся ежегодный региональный экологический конкурс "ЭкоЛидер", конкурс детских творческих работ на экологическую тематику, конкурс среди муниципальных образований Самарской области по итогам Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области, а также весенний и осенний месячники по очистке водоохранных зон водных объектов муниципальных образований Самарской области (в рамках государственного задания государственного бюджетного учреждения Самарской области "Природоохранный центр"). В 2022 году в природоохранных акциях на территории Самарской области приняли участие 892 тыс. человек.
С целью обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации министерством ежегодно готовится доклад об экологической ситуации в Самарской области, который представляет документированный систематизированный свод фактических данных и аналитических материалов, характеризующих состояние окружающей среды и ее компонентов, естественных экологических систем на территории региона. Доклад об экологической ситуации в Самарской области ежегодно размещается в открытом доступе на официальном сайте министерства (https://priroda.samregion.ru/).
Стратегической целью государственной политики в природоохранной сфере является комплексное решение социально-экономических задач:
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и экологической безопасности;
сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для обеспечения комфортных условий проживания;
реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду;
укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды.