Действующий

Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики" (с изменениями на 9 сентября 2024 года)



I. Оценка текущего состояния сферы образования Чеченской Республики


Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.


В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.


Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 309.


Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.


Основной проблемой системы образования республики, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования. Медленно происходит обновление педагогического состава. Растет число учителей пенсионного возраста, сокращается доля молодых специалистов.


Требует решения задача повышения качества образования на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий.


Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что в свою очередь влияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в данной сфере.


Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики" (далее - Государственная программа).


В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.


В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.