ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2023 года N 675


Об утверждении государственной программы "Развитие средств массовой коммуникации Республики Башкортостан"



В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года N 618 "О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


государственную программу "Развитие средств массовой коммуникации Республики Башкортостан";


перечень решений Правительства Республики Башкортостан, признаваемых утратившими силу.


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 ноября 2023 г. N 675



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Развитие средств массовой коммуникации Республики Башкортостан"



1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Современное общество характеризуется усилением роли информации в жизни общества и человека, превращением ее в ведущий фактор экономического развития. Эффективность развития общества и государства обеспечивает их непосредственное информационное взаимодействие, а также то, насколько оперативно оно происходит. Информация сегодня выступает не только как средство межличностного общения, но и в качестве ресурса управления.


Реформа политической системы Российской Федерации оказала существенное влияние на информационное взаимодействие власти и общества. Сегодня определены конкретные показатели, согласно которым в международных рейтингах в области информационного развития Россия должна находиться в числе 20 ведущих стран мира, а по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - в десятке лидеров. Важнейшим направлением информационного взаимодействия является информирование населения о деятельности органов государственной власти. Эффективность данного процесса предопределяет качество последующих управленческих решений, стимулирует диалог власти с общественностью, создает информационные условия для развития институтов гражданского общества.


Проводимая административная реформа органов государственной власти Российской Федерации, направленная на повышение эффективности и информационной открытости их работы, улучшение качества предоставляемых гражданам и организациям услуг и формирование благоприятной среды для развития экономики и социальной сферы - все эти процессы требуют эффективного информационного взаимодействия государства с населением, институтами гражданского общества, представителями бизнеса.


Повышение доверия населения к органам государственной власти становится возможным только за счет повышения качества предоставляемых услуг и снижения стоимости управленческого аппарата. Развитие информационных технологий увеличивает возможности коммуникативного выбора как социальной ценности. Следовательно, важно стимулировать потребность общества в получении информации о деятельности органов государственной власти для ограничения "дефицита доверия" к ним.


Эффективность информационного взаимодействия государства со всеми заинтересованными сторонами зависит от качества организации работы на всех этапах государственной деятельности: подготовки и принятия решений, их реализации, оценки качества и корректировки деятельности. Значительно улучшить ситуацию возможно только при наличии определенных условий: эффективного управления информационными ресурсами, государственной поддержки рынка информационных технологий, четкого правового урегулирования и государственной поддержки деятельности печатных и электронных средств массовой коммуникации как основных источников получения информации гражданами в современном мире.


По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан, по состоянию на 1 января 2023 года зарегистрировано 448 средств массовой информации (далее - СМИ), в том числе: газет - 216, журналов - 59, сетевых изданий - 64, радиоканалов - 59, телеканалов - 42, информационных агентств - 6, электронных периодических изданий - 2.


Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан является учредителем 146 государственных периодических печатных изданий. Государственные печатные СМИ издаются на 6 языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском. Совокупный тираж государственных СМИ составляет 247 тыс. экземпляров. Редакции входят в состав ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан", из них 121 - городские, районные СМИ. Все печатные СМИ ведут свои аккаунты в соцсетях. Среднемесячное количество уникальных посетителей сайтов составляет более 3 млн. человек. Количество просмотров материалов сайтов - 11,5 млн. в среднем в месяц.


Башкортостан является крупнейшим регионом в Приволжском федеральном округе по численности населения - 4,077 млн. человек. Уровень доступности и качества информации для населения республики в каждой из ее административно-территориальных единиц неравномерен в силу имеющихся различий экономических и географических условий. Средства массовой коммуникации, учрежденные органами государственной власти, обеспечивают обмен информацией на всей территории республики.


Развитие средств массовой коммуникации является важнейшим фактором формирования общественного мнения, в том числе о деятельности власти. Особая роль в этом принадлежит телевидению, радиовещанию, прессе, а также электронным средствам массовой информации, сосредоточенным в сети Интернет. В Республике Башкортостан с учетом развития современных технологий в последние 3 года существенно расширен доступ к информации в цифровой среде.


Медиапотребление обычно включает в себя несколько разных ресурсов. Согласно данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) в 2022 году, основным источником информации для граждан России является телевидение (47%). Социальные сети и блоги в сети Интернет (42%) - на втором месте, далее следуют разговоры с людьми (40%), новостные, аналитические и официальные сайты в сети Интернет (36%), региональное и местное телевидение (31%).


Государственный сектор телерадиовещания представлен 4 телеканалами: общественно-политическим - "БСТ", детским - "Тамыр", музыкальным - "Курай-ТВ", межмуниципальным - "Салям" и 3 радиоканалами - "Спутник ФМ" (вещание на русском языке), "Юлдаш" и "Ашкадар" (вещание на башкирском языке), которые входят в состав акционерного общества Телерадиовещательная компания "Башкортостан" (далее - АО ТРК "Башкортостан").


Работа по увеличению аудитории ведется в сфере республиканского телевещания. В 2022 году, по данным системы по мониторингу и анализу телесмотрения региональных каналов России Media Hills, средняя доля телеканала "БСТ" по охвату телесмотрения в Республике Башкортостан составила 7,4% (увеличение за последние 2 года в 2,5 раза). По этому показателю телеканал "БСТ" занимает 4 место в общем рейтинге телеканалов в республике, опережая по аудитории такие федеральные каналы, как "Рен-ТВ", "ТНТ", "Пятница", "Россия 24". При этом значительный рост доли телесмотрения продемонстрировали все телеканалы АО ТРК "Башкортостан" - "Курай-ТВ", "Тамыр" и "Салям". По данным Национальной ассоциации телерадиовещателей, среди ключевых городов-миллионников России телеканал "БСТ" занимает лидирующую позицию по показателю доли телесмотрения.


В период сокращения СМИ и закрытия многих региональных телеканалов в Республике Башкортостан, наоборот, их количество выросло: в 2019 году был создан новый телеканал "Салям", который стал единой площадкой для размещения в общедоступном эфире программ 28 муниципальных (городских и районных) телестудий. Значительные успехи в своем развитии демонстрирует и радиоотрасль. Так, государственный радиоканал "Спутник ФМ" - ежегодный победитель самой престижной премии России "Радиомания". За предыдущие 5 лет в рейтинге радиостанций Уфы радиоканал "Спутник ФМ" поднялся с 7 на 2 место.


АО ТРК "Башкортостан" активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами - за последние годы АО ТРК "Башкортостан" стало партнером Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, китайских вещателей CCTV и CGTN.


Новостную журналистику в сети Интернет представляют акционерное общество "Информационное агентство "Башинформ" (далее - ИА "Башинформ"), сетевые издания, 150 сайтов республиканских, городских и районных СМИ. ИА "Башинформ" - ведущее информационное агентство, на новостной ленте которого ежедневно публикуется 50 - 80 информационных сообщений о событиях, происходящих в Башкортостане.


Основным индикатором эффективности деятельности информагентств является индекс цитирования (характеризует уровень доверия и использования информации другими СМИ, отражает мультипликативный эффект распространения контента информагентства). По данным системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей "Медиология", ИА "Башинформ" - самое цитируемое СМИ Башкортостана, по аудитории является крупнейшим СМИ среди государственных СМИ Приволжского федерального округа. С 2019 года выросла аудитория сайтов печатных и электронных СМИ в 1,5 раза.


Согласно социологическим исследованиям ВЦИОМ в 2022 году наиболее популярные в России социальные сети и мессенджеры: WhatsApp (87%), YouTube (75%), "ВКонтакте" (62%), Telegram (55%), "Одноклассники" (42%). В связи с этим в социальных сетях создано более 400 аккаунтов государственных печатных и электронных СМИ, общее количество подписчиков составляет 4,6 млн. человек. За последние 3 года аудитория в социальных сетях государственных СМИ увеличилась в 6,1 раза.


Объем продажи населению тиражей печатных изданий (бумажные газеты, журналы и приложения к ним) продолжает сокращаться. Как следствие, реклама из "бумажных" форматов газет и журналов уверенно перетекает в другие медиаканалы.


Среди муниципальных образований Республики Башкортостан наибольшее количество рекламных конструкций установлено в городах Уфе, Октябрьском и Туймазы. Наименьшее количество рекламных конструкций установлено в Архангельском, Аургазинском, Зилаирском и Ермекеевском районах Республики Башкортостан и в городском округе город Агидель Республики Башкортостан.


Доля высокотехнологичных рекламных конструкций в общем количестве рекламных конструкций в Республике Башкортостан составляет 3%, доля рекламных конструкций, совмещенных с объектами благоустройства, - 11,1%. Вместе с тем высокотехнологичные рекламные конструкции отсутствуют в 50 муниципальных образованиях Республики Башкортостан, а рекламные конструкции, совмещенные с объектами благоустройства, отсутствуют в 51 муниципальном образовании Республики Башкортостан.


В период с 2019 по 2022 год проводилась работа по актуализации схем размещения рекламных конструкций путем исключения из схем нестандартных конструкций и включения высокотехнологичных рекламных конструкций. По состоянию на 1 января 2023 года схемами размещения рекламных конструкций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан предусмотрено 3853 рекламных места, доля высокотехнологичных рекламных конструкций составляет 4%, доля рекламных конструкций, совмещенных с объектами благоустройства, - 12,5%. Достижению положительных результатов в проведении мероприятий по актуализации схем размещения рекламных конструкций способствовала работа Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан по правовому и методологическому сопровождению администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в рамках Федерального закона "О рекламе", распоряжения Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 года N РГ-491 "О мерах по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан".


Реализация государственной программы направлена на обеспечение повышения эффективности информационного взаимодействия государства и общества и выполнения Республикой Башкортостан своих полномочий в данной сфере деятельности.



2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Право на получение равного доступа к информации гарантируется Конституцией Российской Федерации и закреплено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203. Право на получение информации о решениях органов государственной власти гарантируется статьей 24 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".


В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации, утверждают схемы размещения рекламных конструкций.


Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов сформулированы в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 года N РГ-491 "О мерах по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2019 года N 363 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 67 "Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года", распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р.



3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


В рамках государственной программы определены следующие цели:


создать условия для сохранения и развития государственных СМИ, обеспечивающих охват к 2030 году не менее 41,1% аудитории;


сформировать современный рынок наружной рекламы на территории Республики Башкортостан и обеспечить к 2030 году рост поступлений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан от рекламной деятельности на 50% к уровню поступлений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан от рекламной деятельности 2022 года.


Для достижения установленных целей планируется реализация следующих задач, установленных в рамках структурных элементов государственной программы:


обеспечить подготовку и размещение информационного контента о деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и об актуальных событиях в Республике Башкортостан;


создать благоприятные условия для плавного перехода рынка наружной рекламы к высокотехнологичным рекламным конструкциям;


обеспечить информирование населения Республики Башкортостан об основных событиях социально-экономического развития и общественно-политической жизни посредством размещения рекламы на объектах наружной рекламы и информации на территории Республики Башкортостан.



4. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


В рамках государственной программы предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам не предусмотрено.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»