Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. Признать утратившими силу:
- пункт 3 изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области, прилагаемых к постановлению Правительства Мурманской области от 21.07.2022 N 575-ПП;
- пункт 1 изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области, прилагаемых к постановлению Правительства Мурманской области от 22.12.2022 N 1048-ПП;
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Врио Губернатора
Мурманской области
О.ДЕМЧЕНКО
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ АДРЕСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
1.1. Настоящий Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) определяет условия, порядок и размер адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - адресная помощь) и мониторинг ее предоставления. Порядок разработан в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" (далее - Закон N 549-01-ЗМО) и Правилами оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 N 1931 (далее - ПП РФ N 1931).
1.2. Адресная помощь предоставляется отдельным категориям получателей адресной государственной социальной помощи, указанным статьей 5 Закона N 549-01-ЗМО (далее - граждане, заявители, получатели адресной помощи):
1) с их согласия малоимущим семьям, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей), и малоимущим одиноко проживающим гражданам (исключение - категории граждан (семей), указанные в подпункте 2 настоящего пункта);
2) малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущим одиноко проживающим неработающим трудоспособным гражданам.
1.3. Право на получение адресной помощи имеют нуждающиеся в социальной поддержке граждане Российской Федерации.
В случае регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания на территории Мурманской области адресная помощь предоставляется по одному из мест регистрации по выбору гражданина.
1.4. Социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - учреждение), подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее уполномоченный орган), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту.
В социальном контракте определяются:
- предмет социального контракта;
- права и обязанности граждан и учреждения при оказании адресной помощи;
- виды и размер адресной помощи;
- порядок оказания адресной помощи;
- срок действия социального контракта;
- порядок изменения и основания прекращения социального контракта;
- требования к конечному результату предоставления адресной помощи.
Программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации заключается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
1.5. В программе социальной адаптации предусматриваются следующие мероприятия:
а) по поиску работы;
б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
в) по ведению личного подсобного хозяйства;
г) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей семьи (одиноко проживающего гражданина) в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 6.2 Порядка.
В рамках мероприятий, указанных в подпунктах "а" и "г" настоящего пункта, в приоритетном порядке адресная помощь оказывается гражданам, проживающим в семьях с детьми.
С целью реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования (далее - обучение). Срок прохождения обучения не может превышать 3 месяца. В целях организации обучения учреждение направляет гражданина в орган занятости населения в случае наличия у указанного органа возможности обеспечить прохождение необходимого обучения без взимания платы с гражданина. В случае отсутствия в органах занятости населения возможности обеспечить прохождение обучения без взимания платы с гражданина, а также в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ учреждение оказывает содействие гражданину в прохождении обучения за счет средств адресной помощи. Организация, в которой планируется прохождение гражданином обучения, указывается в программе социальной адаптации.
С целью реализации мероприятия, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению стажировки. Срок прохождения стажировки не может превышать 3 месяца.
В программу социальной адаптации могут включаться дополнительные мероприятия, направленные на реализацию одного из мероприятий, указанных в настоящем пункте.
1.6. Мероприятия программы социальной адаптации разрабатываются с учетом трудной жизненной ситуации семьи (гражданина). Перечень типовых трудных жизненных ситуаций приведен в приложении N 2 к Порядку.
1.7. С целью реализации мероприятий, указанных в пункте 1.5 Порядка, учреждение исходя из условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) оказывает содействие в получении ею (им) иных видов поддержки, в том числе:
а) в получении мер социальной поддержки;
б) в направлении на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение гражданином и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний;
в) в направлении несовершеннолетних членов семьи в дошкольную образовательную организацию;
г) в организации ухода за нетрудоспособными членами семьи;
д) в получении иных видов поддержки.
1.8. Финансовое обеспечение расходов на выплату адресной помощи, в том числе на ее доставку, осуществляется за счет средств областного бюджета и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
1.9. Социальные контракты с гражданами, претендующими на получение адресной помощи, заключаются в пределах установленных плановых показателей численности получателей адресной помощи и доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Социальные контракты сверх доведенных лимитов не заключаются.
1.10. Распределение численности получателей адресной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1.5 Порядка, осуществляется в соответствии с пунктом 59 ПП РФ N 1931.
2.1. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, претендующим на получение адресной помощи по мероприятиям, указанным в подпункте "б" и "в" пункта 1.5 Порядка, адресная помощь предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) неполучение гражданином единовременной финансовой помощи в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";