В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края".
2. Признать утратившими силу:
постановления Правительства Алтайского края:
пункт 2 приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 15.10.2021 N 388 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Алтайского края".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 22 декабря 2023 г. N 505
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2023 - 2130,9 тыс. человек) занимает 23 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе.
В сельской местности проживают 888,0 тыс. человек, или 41,7% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн га, из которых 11,7 млн га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства Алтайский край занимает ведущее место среди регионов Сибирского федерального округа и входит в десятку крупнейших аграрных регионов Российской Федерации (в 2022 году был шестым).
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан отстают от среднегородских значений. Развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах, муниципальных округах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Алтайский край по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет ярко выраженную агарную специфику. Он включает 694 муниципальных образования, из которых 56 являются муниципальными районами, 9 - городскими округами, 4 - муниципальными округами, 618 - сельскими поселениями, 7 - городскими поселениями.
Основную долю муниципальных образований составляют сельские поселения - 89%, притом количество сельских населенных пунктов составляет 1587 единиц. Этим объясняется сложившаяся структура размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, фиксирующая их подавляющее нахождение в сельской местности. В сельских населенных пунктах края расположены от 60% до 80% общекраевого количества общеобразовательных организаций, учреждений здравоохранения и культуры, а также значительное количество объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. По состоянию на 01.01.2023 протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае составляет 15783,5 км, из которых 1524,4 км - грунтовые дороги, а протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения - 36538,8 км.
Принимая во внимание, что большинство инфраструктурных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, было простроено десятки лет назад и имеет высокую степень износа, издержки на содержание данной сферы значительны, как и затраты на поддержание в рабочем состоянии инженерных систем и коммуникаций. В общей структуре расходов муниципальных бюджетов соответствующие затраты достигают 50%.
Традиционными особенностями сельской социальной и инженерной инфраструктуры (по сравнению с городской) являются меньшая развитость и оснащенность материально-техническими средствами, относительно небольшой объем оказываемых услуг, зависимость развития инфраструктуры от экономического состояния местных хозяйствующих субъектов, оказывающих помощь в решении вопросов местного значения. На качество жизни сельского населения влияет также обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Основными проблемами в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края на текущем этапе являются:
ветхость инженерной инфраструктуры (требуют замены около 35% тепловых, более 40% водопроводных и 25% канализационных сетей);
ненадлежащий уровень качества питьевой воды (более 30% подземных вод, используемых для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных норм и правил);
недостаточный уровень газификации поселений природным газом (уровень газификации территории региона составляет 18,5%, в том числе в сельской местности - 7,6%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,3% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%);
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры (в нормативном состоянии находится 34% автодорог, соответственно 66% - не отвечает нормативным требованиям), высокая степень износа транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки;
значительное количество поселений с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктует необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливает существенные сложности в обеспечении сельских жителей равнодоступностью специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи.
По большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкие качество жизни и уровень доходов сельского населения, ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают условия для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом, эффективное использование которого является важной составляющей регионального развития, позволяет повысить уровень благосостояния местного населения, улучшить состояние его здоровья, сохранить высокий уровень охраны природы и окружающей среды.
Перспективы развития сельских территорий связаны в том числе с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
В крае наблюдается концентрация населения вокруг городов и районных центров. В соответствии со сложившейся системой расселения, имеющимся природно-ресурсным потенциалом, инженерной и транспортной инфраструктурой основным направлением пространственной политики в Алтайском крае является создание агломерационных систем, а также центров экономического роста на базе городов (районов) Алтайского края - опорных территорий для повышения качества жизни населения.
Таким образом, в настоящее время прорабатываются вопросы приоритетного опережающего развития опорных территорий, на базе которых планируется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры, досуга и спорта, а также реализацию иных потребностей сельского населения.
Приоритеты государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края установлены на основании следующих документов:
указы Президента Российской Федерации:
от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
план мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2017 N 1166-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р;
закон Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденная Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.