Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2019 года N 530


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Алтайского края от 22.12.2023 N 505.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 28 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 17.11.2020 N 492, от 18.01.2021 N 4, от 19.03.2021 N 82, от 15.10.2021 N 388, от 27.12.2021 N 491, от 21.04.2022 N 130, от 26.12.2022 N 516, от 10.08.2023 N 303, от 28.11.2023 N 449)




В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края" (приложение 1).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять муниципальные программы комплексного развития сельских территорий.


3. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края (приложение 2).



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение 1



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 20 декабря 2019 г. N 530



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 17.11.2020 N 492, от 18.01.2021 N 4, от 19.03.2021 N 82, от 15.10.2021 N 388, от 27.12.2021 N 491, от 21.04.2022 N 130, от 26.12.2022 N 516, от 10.08.2023 N 303, от 28.11.2023 N 449)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 26.12.2022 N 516)

Ответственный исполнитель программы

Министерство сельского хозяйства Алтайского края

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

Министерство транспорта Алтайского края;

Министерство промышленности и энергетики Алтайского края;

Министерство культуры Алтайского края;

Министерство спорта Алтайского края;

Министерство цифрового развития и связи Алтайского края;

управление делами Губернатора и Правительства Алтайского края;

органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (по согласованию);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельских территориях (по согласованию);

кредитные организации (по согласованию);

граждане, проживающие в сельской местности, и их общественные объединения (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 10.08.2023 N 303)

Цель программы

создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития

Задачи программы

создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем;

развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях;

создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;

придание сельским территориям современного облика

Индикаторы и показатели программы

доля сельского населения в общей численности населения региона;

доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах;

количество проживающих на сельских территориях и в сельских агломерациях граждан, которым предоставлена возможность улучшить жилищные условия с использованием программных механизмов, в том числе:

количество граждан, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий;

количество граждан, которым предоставлено право улучшить жилищные условия посредством заключения договоров найма жилых помещений;

количество граждан, которым предоставлены жилищные (ипотечные) кредиты (займы) на улучшение жилищных условий по льготной ставке;

площадь жилых помещений (жилых домов), введенных (приобретенных) проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием средств государственной поддержки, в том числе:

площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях и нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилья, построенного (приобретенного) с использованием социальных выплат;

площадь введенного (приобретенного) жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договорам найма жилого помещения;

объем привлеченных гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях (в сельских агломерациях);

количество предоставленных гражданам, проживающим на сельских территориях (в сельских агломерациях), льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;

объем привлеченных гражданами, проживающими на сельских территориях (в сельских агломерациях), льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;

количество реализованных проектов обустройства объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;

численность специалистов, прошедших обучение либо привлеченных на работу на сельских территориях в результате оказания государственной поддержки, в том числе:

численность обучающихся по ученическим договорам и договорам о целевом обучении в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях в целях обеспечения специалистами заявителей (до конца 2022 года);

численность обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность не более 6 месяцев в год предоставления субсидии или в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с квалификацией, получаемой в результате освоения образовательной программы (до конца 2022 года);

количество направленных на обучение граждан Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях (с 2023 года);

количество привлеченных обучающихся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях (с 2023 года);

численность обучающихся по ученическим договорам и договорам оказания услуг по обучению работников, заключенным с обучающимися в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края (в целях обеспечения бесперебойной работы предприятий АПК);

количество предоставленных предпринимателям и организациям льготных кредитов на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;

объем предоставленных предпринимателям и организациям средств льготных кредитов на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;

количество реализованных проектов по благоустройству;

протяженность введенных в действие распределительных газовых сетей;

протяженность введенных в действие локальных водопроводов;

протяженность введенных в действие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;

количество сельских населенных пунктов, транспортная доступность которых улучшена;

количество автотранспортных средств, приобретенных для муниципальных образований в целях оперативного взаимодействия с населением;

количество реализованных проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и представителей бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 10.08.2023 N 303)

Сроки и этапы реализации программы

2020 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования программы составляет 8293591,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2020 год - 1528292,3 тыс. рублей;

на 2021 год - 1783170,1 тыс. рублей;

на 2022 год - 1811803,7 тыс. рублей;

на 2023 год - 1220325,7 тыс. рублей;

на 2024 год - 835000,0 тыс. рублей;

на 2025 год - 1115000,0 тыс. рублей, из них:

объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета - 2625428,7 тыс. рублей, в том числе:

на 2020 год - 663872,1 тыс. рублей;

на 2021 год - 659535,8 тыс. рублей;

на 2022 год - 962486,3 тыс. рублей;

на 2023 год - 339534,5 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета - 1254197,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2020 год - 525883,0 тыс. рублей;

на 2021 год - 183536,6 тыс. рублей;

на 2022 год - 269649,2 тыс. рублей;

на 2023 год - 275129,0 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований из местных бюджетов - 85903,5 тыс. рублей, в том числе:

на 2020 год - 38021,1 тыс. рублей;

на 2021 год - 26836,4 тыс. рублей;

на 2022 год - 15595,5 тыс. рублей;

на 2023 год - 5450,5 тыс. рублей;

объем средств из внебюджетных источников - 4328061,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2020 год - 300516,1 тыс. рублей;

на 2021 год - 913261,3 тыс. рублей;

на 2022 год - 564072,7 тыс. рублей;

на 2023 год - 600211,7 тыс. рублей;

на 2024 год - 835000,0 тыс. рублей;

на 2025 год - 1115000,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 28.11.2023 N 449)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 42,5%;

сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 42,5%;

доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 82,4%;

повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 24,1%;

предоставление возможности улучшить жилищные условия 2,1 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях), в том числе: предоставление 0,2 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях) или изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях (в сельских агломерациях) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на улучшение жилищных условий;

предоставление 0,007 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях), жилых помещений (жилых домов) на условиях договоров найма жилых помещений;

предоставление 1,95 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях), жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на улучшение жилищных условий по льготной ставке;

ввод (приобретение) 6,0 тыс. кв. м жилых помещений (жилых домов) проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием средств государственной поддержки, в том числе:

ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях и нуждающимися в улучшении жилищных условий, 5,1 тыс. кв. м жилья, построенного (приобретенного) с использованием социальных выплат;

ввод (приобретение) 0,86 тыс. кв. м жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договорам найма жилого помещения;

привлечение гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 3800000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях (в сельских агломерациях);

предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях (в сельских агломерациях), 0,38 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;

привлечение гражданами, проживающими на сельских территориях (в сельских агломерациях), льготных потребительских кредитов (займов) в сумме 94500,0 тыс. рублей на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;

реализация 1 проекта обустройства объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства площадки, расположенной на сельской территории, под компактную жилищную застройку;

достижение показателя численности специалистов, прошедших обучение либо привлеченных на работу на сельских территориях в результате оказания государственной поддержки, - 0,35 тыс. человек, в том числе:

достижение к концу 2022 года значения показателя численности обучающихся по ученическим договорам и договорам о целевом обучении в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях в целях обеспечения специалистами заявителей - 0,02 тыс. человек;

достижение к концу 2022 года значения показателя численности обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность не более 6 месяцев в году предоставления субсидии или в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с квалификацией, получаемой в результате освоения образовательной программы, - 0,15 тыс. человек;

направление с 2023 года на обучение 0,006 тыс. граждан Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях;

привлечение с 2023 года 0,043 тыс. обучающихся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях (с 2023 года);

достижение значения численности обучающихся по ученическим договорам и договорам оказания услуг по обучению работников, заключенным с обучающимися в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края (в целях обеспечения бесперебойной работы предприятий АПК), - 0,12 тыс. человек;

предоставление предпринимателям и организациям 0,09 тыс. льготных кредитов на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;

предоставление предпринимателям и организациям льготных кредитов на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий в объеме 175000,0 тыс. рублей;

реализация на сельских территориях 0,2 тыс. проектов по благоустройству;

ввод в действие 13,4 км распределительных газовых сетей;

ввод в действие 64,8 км локальных водопроводов;

ввод в действие 38,9 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;

улучшение транспортной доступности 28 сельских населенных пунктов;

приобретение 50 единиц автотранспортных средств для муниципальных образований в целях оперативного взаимодействия с населением;

реализация 4 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и представителей бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 28.11.2023 N 449)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2019 - 2332,8 тыс. человек) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе. При этом в сельской местности проживают 1010,2 тыс. человек, или 43,0% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.


В настоящее время в крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, муниципальных округов, 10 городских округов, 7 городских поселений, 643 сельских поселения. Из 1588 сельских населенных пунктов 455 или 28,7%, имеют численность жителей до 100 человек.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 21.04.2022 N 130)


Территория Алтайского края составляет 16,8 млн га, из которых 11,7 млн га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.


Сельское хозяйство является системообразующей отраслью экономики Алтайского края и формирует 13,7% валового регионального продукта. На долю занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве в регионе приходится 11% работающих (119,2 тыс. человек). Отрасль формирует агропродовольственный рынок, обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, определяет трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.


В сельском хозяйстве отмечаются также высокие темпы роста количества высокопроизводительных рабочих мест. За период с 2012 по 2018 год их количество в регионе выросло в 1,8 раза - с 9200 до 16936 единиц (по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство"). Этим процессам содействовала техническая и технологическая модернизация производства.


Росту занятости сельского населения и легализации деятельности в сфере сельского хозяйства во многом способствовали меры, направленные на поддержку малых форм хозяйствования. Их реализация позволила создать стимулы для регистрации большого количества личных подсобных хозяйств в качестве крестьянских (фермерских), определив тем самым появление новых рабочих мест и повышение доходов сельского населения.


Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10 - 15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края в значительной степени зависимы от реализации зерновых культур.


Промышленное же производство локализовано в муниципальных образованиях региона в разной степени. В целом на сельские территории приходится около 20% от его общекраевого объема. По выпуску промышленной продукции на душу населения различия среди сельских территорий очень существенны, причем основной их специализацией является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов), формированием брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. На долю сельских районов края приходится около 50% объемов выпуска муки, 70% - крупы, около 40% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 20% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.


Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов край занимает 5 - 6 место в России. На его долю приходится порядка 6% общероссийского объема производства.


Развитию в крае сельскохозяйственного производства во многом способствует государственная поддержка. Эффект системной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне выразился в повышении финансовой устойчивости организаций и уровня заработной платы в отрасли. За 2013 - 2018 годы среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по полному кругу организаций без учета вспомогательной деятельности) выросла в 1,9 раза и составила 20655 рублей. Сохранение в отрасли устойчивой тенденции роста заработной платы обеспечило увеличение ее соотношения со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности с 68 до 81% (в среднем по Российской Федерации оно составляет 59%).


Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений. И развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах, муниципальных округах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 21.04.2022 N 130)


Еще одним измерением уровня жизни населения является качество жизни. И среди его важнейших аспектов, которые формируют предпочтения относительно проживания в той или иной местности, - обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.


Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам - 23,6 кв. м на человека (по городам - 20,9 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 69,1% жилищного фонда (в среднем по краю - 80,2%), канализацией - 49,4% (по краю - 84,0%), отоплением - 86,1% (по краю - 88,9%), горячим водоснабжением - 8,5% (по краю - 41,5%).


Одной из проблем развития сельских территорий является также ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% тепловых, 39% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 22,1% от выработки, а непроизводительные потери в водопроводных сетях - 15,3% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 36 случаев на 100 км сетей, в теплоснабжении - 27 аварий на 100 км сетей.


Особенно напряженная ситуация сложилась с водоснабжением. Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе содержанием хлоридов (300 - 500 мг/литр), сульфатов (400 - 700 мг/л), железа (0,3 - 2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5 - 4,0 раза. Кроме того, большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960 - 1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.


Одним из факторов улучшения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края - с 1995 года - построено 4,9 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано порядка 128,7 тыс. квартир и частных домовладений. Вместе с тем уровень газификации территории региона составляет лишь 17,2%, в том числе в сельской местности - 7,5%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,1% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%.


Правительство Алтайского края работает над повышением качества жизни на селе. Для этого, а также с целью сокращения бюджетных расходов в сельской местности, кроме прочего, проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения. Здесь функционирует 971 общеобразовательная школа, где обучается 115,9 тыс. учащихся или 48,3% от общего числа школьников. В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.


Медицинская помощь оказывается сельскому населению в 58 центральных районных больницах и их структурных подразделениях - 18 участковых больницах, 190 сельских врачебных амбулаториях и 863 (из них в 10 мобильных) фельдшерско-акушерских пунктах (далее - "ФАПы"). Чрезвычайно разветвленное административно-территориальное деление, высокая доля сельских жителей, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктуют необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливают существенные сложности в обеспечении сельским жителям равнодоступности специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.


Одним из приоритетов развития здравоохранения края является совершенствование сельского здравоохранения. Подтверждением этого является тот факт, что в части финансирования мероприятий программы модернизации здравоохранения более 40% средств направлено в сельские лечебные учреждения. И поскольку для многих сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты стали самыми доступными медицинскими подразделениями, первоочередная задача сельского здравоохранения края - сохранение и развитие ФАПов.


Проведенные преобразования позволили обеспечить оказание до 60% первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в амбулаторных условиях (на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц). Тем не менее доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.


Качество жизни сельского населения зависит и от приобщения к культуре. В настоящее время в крае функционирует многопрофильная сеть учреждений культуры, 91% которых находится в сельской местности. Однако на протяжении последних лет сохраняется тенденция к их сокращению. И все же регион по-прежнему отличается высокой обеспеченностью сельского населения учреждениями культуры.


Подводя итог, нужно отметить, что по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.


В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны в том числе с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»