ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2023 года N 747


Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия "Юстиция и профилактика правонарушений"

(с изменениями на 13 июня 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.06.2024 N 475)




В соответствии постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2023 г. N 697) и руководствуясь приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 5 июля 2023 г. N 239-П "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, реализации и мониторингу государственных программ Республики Мордовия", Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Мордовия "Юстиция и профилактика правонарушений" (далее - государственная программа).


2. Установить, что объемы финансирования мероприятий государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.


3. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство юстиции Республики Мордовия.


4. Министерству юстиции Республики Мордовия разместить систему разрабатываемых и утверждаемых документов, образующих государственную программу, на своей странице на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 14 календарных дней со дня официального опубликования настоящего постановления.


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 25 декабря 2023 г. N 747



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ЮСТИЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.06.2024 N 475)




Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


1. Сферой реализации государственной программы выступает сфера юстиции.


Конституцией Российской Федерации установлен демократический правовой характер Российского государства, что обусловливает особую роль сферы юстиции и обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы человека, относящиеся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также их укрепление в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", одновременно с развитием безопасного информационного пространства, укреплением законности и правовых основ международных отношений являются национальными интересами Российской Федерации на современном этапе.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, определена главная стратегическая цель - повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности. Для решения поставленных задач применяется программно-целевой подход, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать совместные усилия исполнительных органов Республики Мордовия и заинтересованных территориальных подразделений федеральных правоохранительных органов.


2. Особое место в защите прав и свобод граждан занимает мировая юстиция. Мировые судьи в Российской Федерации отнесены к судам общей юрисдикции, которые, выступая в качестве фундамента всей судебной системы, рассматривают абсолютное большинство гражданских, административных и уголовных дел. При этом мировые судьи являются основополагающим инструментом государственной системы, который максимально приближен к населению, призван оперативно и доступно обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав граждан, поскольку категории и виды рассматриваемых мировыми судьями дел обусловлены и неразрывно связаны именно с повседневной жизнью людей и взаимоотношениями между ними.


Мировые судьи рассматривают социально значимые категории дел, такие как: взыскание алиментов, денежных сумм в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, задолженности по кредитным обязательствам, по жилищно-коммунальным платежам, платежам в фонд капитального ремонта, по уплате транспортного налога, иных налогов и сборов и другие.


Из общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции Республики Мордовия за 2022 год, 74% приходится на мировых судей. Мировыми судьями Республики Мордовия за 2022 год рассмотрено 179394 дел и материалов, из них: уголовных - 863; гражданских - 94112; административных - 21871; об административных правонарушениях - 31674; материалов, представлений, жалоб и ходатайств в порядке гражданского судопроизводства, уголовного судопроизводства, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях - 30874.


Современный этап социально-экономического развития республики диктует необходимость перехода мировой юстиции на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по ее развитию. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов с целью повышения эффективности деятельности мировых судей.


Эффективное функционирование мировой юстиции на территории республики в том числе зависит от надлежащего организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.


Государственная программа направлена на внедрение в деятельность мировых судей современных информационных технологий. Для этого организовано создание и поддержание устойчивого функционирования портала мировой юстиции Республики Мордовия (https://mirsud.e-mordovia.ru). Портал позволяет осуществлять более эффективное администрирование деятельности и исполнение требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Создана возможность интеграции портала с информационными системами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.


За годы существования мировой юстиции благодаря консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Мордовия был заложен прочный фундамент для функционирования института мировых судей в республике.


На судебных участках организовано техническое обеспечение доступа автоматизированных рабочих мест сотрудников аппаратов мировых судей для включения информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).


Площадь, занимаемая судебными участками мировых судей, составляет 7959,6 кв. м. По состоянию на конец декабря 2022 года общая площадь служебных помещений, приходящихся в среднем на одного мирового судью, в целом по республике составляет 180,9 кв. м, что на 70,6% больше прогнозного показателя (104 кв. м).


Государственная программа призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением соответствовать федеральным стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Вышеуказанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации государственной программы средств, направленное на совершенствование мировой юстиции, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений и социального климата в Республике Мордовия.


3. В Российской Федерации сформированы законодательные основы обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Приняты меры к созданию системы противодействия организованной преступности, терроризму и экстремизму, предусматривающей взаимодействие органов публичной власти всех уровней.


Правоохранительными органами во взаимодействии с органами публичной власти последовательно проводятся мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и решение задач, определенных Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N ПР-2685, а также Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344.


Продолжается целенаправленная работа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на улицах и в местах массового скопления людей при проведении публичных мероприятий общественно-политической направленности, спортивных соревнований. В результате принятых мер всех субъектов профилактики в 2022 году обеспечено снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах. В общественных местах совершено 1669 преступлений, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1790), из них 1081, или 64,8% - на улицах (АППГ - 1218; -11,2%).


В результате консолидированных усилий исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов и общественных объединений по проведению мероприятий, предусмотренных Государственной программой Республики Мордовия "Юстиция и профилактика правонарушений", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 385, уровень преступности в республике постепенно снижается. Согласно оценке эффективности выполнения мероприятий указанной государственной программы по состоянию на 1 января 2015 г. уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составлял 1096,8 условных единиц, что больше, чем в 2022 году (1051,1 условных единиц). Стоит обратить внимание на то, что уровень преступности в республике существенно ниже общероссийского (1351,2) и окружного (1312,0).


На территории республики не допущено совершение террористических актов, экстремистских акций, грубых нарушений общественного порядка. В результате реализации совместных с органами власти и местного самоуправления мер, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, в Республике Мордовия не допущено массовое вовлечение населения в протестную деятельность, совершение резонансных общественно-политических акций.


Благодаря консолидации усилий исполнительных органов государственной власти республики, правоохранительных органов и общественных объединений в вопросах борьбы с преступностью и профилактики правонарушений количество преступлений против личности и против собственности снизилось на 5,2% (5524 - 5828).


Принятыми мерами всех субъектов профилактики в 2022 году удалось сократить число преступных деяний, совершенных лицами без постоянного источника дохода (-11,3%), ранее совершавшими (-9,9%), в том числе ранее судимыми (-12,0%), в состоянии алкогольного (-11,9%) и наркотического (-66,0%) опьянения.


Вместе с тем существует ряд проблем, свидетельствующих о том, что в общественно-политической сфере протекают сложные и неоднозначные процессы, представляющих угрозы общественной безопасности. Вышеперечисленное требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов совместной реализации комплекса системных мер, направленных на совершенствование профилактической работы, достижение результативности противодействия преступности, повышения уровня обеспечения общественной безопасности.


4. В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Согласно абзацу первому пункта 1 этой же статьи государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


В систему органов записи актов гражданского состояния, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, входят:


Министерство юстиции Республики Мордовия;


органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления.


С начала 2022 года система органов записи актов гражданского состояния в стране перешла на работу по экстерриториальному принципу. Нововведение позволило снизить нагрузку на сотрудников некоторых отделов записи актов гражданского состояния муниципальных районов. Ранее все услуги, за исключением государственной регистрации брака, предоставлялись только по месту жительства заявителя, сейчас такого условия нет. Теперь получить справки и повторные свидетельства, внести изменения и исправления в актовые записи, провести восстановление и аннулирование таких записей можно в любом органе записи актов гражданского состояния Российской Федерации.


В 2022 году органами записи актов гражданского состояния Республики Мордовия зарегистрировано 23577 актов гражданского состояния. Целевые показатели эффективности деятельности, доведенные до Республики Мордовия Минюстом России, в 2022 году выполнены на 100%. Предусмотренное вступившим в силу законодательством упрощение процедур оказания государственных услуг привело к увеличению на 14,4% количества юридически значимых действий, совершаемых в органах записи актов гражданского состояния.


5. Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Решение задачи обеспечения единого правового пространства на территории республики и повышения уровня юридической осведомленности граждан решаются в рамках государственной программы.


Муниципальные правовые акты публикуются в местных средствах массовой информации, имеющих ограниченный тираж, особенно в сельской местности. Создание в 2008 году Регистра муниципальных нормативных правовых актов с возложением функции по его ведению на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечило полный учет этих актов, соответствие их федеральному и региональному законодательству. Принятое решение способствовало обеспечению единства правовой системы Российской Федерации, а также свободному доступу граждан, органов государственной власти и организаций к муниципальному регистру.


Законом Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. N 102-З "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия" установлен порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия. В настоящее время муниципальный регистр ведется в электронном виде на русском языке на основе автоматизированной информационной системы с использованием программных продуктов для автоматизации процессов передачи сведений от органов местного самоуправления. В целях осуществления государственной функции по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Министерством юстиции Республики Мордовия с начала 2009 года в муниципальный регистр Республики Мордовия включено 126 тысяч 500 муниципальных актов, из них в 2022 году - 9 тысяч 150 правовых актов.


Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" заложил организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. По данным мониторинга системы бесплатной юридической помощи, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, суммарная численность граждан по всем категориям, которым предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи на федеральном уровне и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, составляет около 30 млн. человек.


В целях достижения положений указанного федерального закона принят Закон Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. N 14-З "О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия", который определяет полномочия органов государственной власти Республики Мордовия, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, устанавливает категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно на территории Республики Мордовия. На протяжении последних трех лет наблюдается положительная динамика увеличения дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»