ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2023 года N 769-п


О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" следующие изменения:


в преамбуле слова "от 01.08.2013 N 374-п" заменить словами "от 20.09.2023 N 736-п";


государственную программу Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.



Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 27 сентября 2023 г. N 769-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 503-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ"



1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ С УКАЗАНИЕМ СВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ И (ИЛИ) ЦЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1.1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики


Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является базовой отраслью экономики Красноярского края, обеспечивающей население Красноярского края жизненно важными услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением.


Согласно опросам общественного мнения, проводимым Всероссийским центром изучения общественного мнения, на протяжении нескольких последних лет ситуация в ЖКХ остается главной проблемой, волнующей россиян (в том числе и жителей Красноярского края).


Реформирование ЖКХ прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.


В настоящее время на территории Красноярского края функционирует 71 очистное сооружение канализации в 41 муниципальном образовании.


Основными показателями, характеризующими отрасль ЖКХ Красноярского края, являются:


высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;


высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие 25 - 34%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;


высокая себестоимость производства коммунальных ресурсов из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;


отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.


Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, который актуален для сетей инженерно-технического обеспечения, оборудования коммунального комплекса Красноярского края, составляет 63,9%.


Ввиду ограниченности лимитов финансирования наметилась тенденция увеличения износа коммунальной инфраструктуры, соответственно растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.


В связи с высоким уровнем износа, потери энергоресурсов при производстве и передаче до потребителя в 2022 году составили: тепловой энергии - 17,5%, холодной воды - 28% (87,4 млн м3/год).


В Красноярском крае эксплуатируются 99 систем централизованного водоотведения, 71 очистное сооружение канализации, 373 канализационных насосных станции.


Установленная пропускная способность существующих очистных сооружений канализации составляет 1,731 млн м3/сутки.


Пропуск стоков через очистные сооружения канализации составляет 0,584 млн м3/сутки.


Существующие очистные комплексы канализации не обеспечивают необходимой степени очистки сточных вод из-за значительного износа технологического оборудования и морально устаревших технологий, наличия и увеличения в составе сточных вод городов и населенных пунктов края новых химических соединений, не поддающихся очистке традиционными методами.


Необходимо отметить, что 93% прошедших очистку сточных вод отнесены к недостаточно очищенным и лишь 7% - к нормативно очищенным, поэтому требуется модернизация очистных сооружений.


По данным органов государственной статистики за 2022 год, на территории Красноярского края ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг реализованы и приняты следующие объемы коммунальных ресурсов:


холодная вода - 164,4 млн м3;


горячая вода - 63,5 млн м3;


сточные воды - 173,1 млн м3;


тепловая энергия - 27,9 млн Гкал;


электрическая энергия - 17,7 млрд Вт.ч;


газ - 26,9 млн кг;


твердые коммунальные отходы - 3,9 млн м3.


Доля площади жилищного фонда, находящегося на территории Красноярского края и обеспеченного всеми видами благоустройства, от общей площади жилищного фонда, находящегося на территории Красноярского края, на текущий момент составляет 66,4%. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях.


Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории Красноярского края, по данным органов государственной статистики, в год составляют порядка 152,1 млрд рублей при объеме расходов 167,9 млрд рублей.


При этом рост платы граждан за коммунальные услуги согласно требованиям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничен предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края (далее - предельные индексы), утверждаемыми ежегодно указом Губернатора Красноярского края.


В силу данных требований Жилищного кодекса Российской Федерации плата граждан за коммунальные услуги, ограниченная предельным индексом, составляет ежегодно 48,2 млрд рублей, или 84,2% от стоимости предоставленных населению коммунальных услуг.


По отдельным территориям, в основном районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, уровень платы населения за коммунальные услуги составляет 11 - 42% от установленных тарифов.


В силу ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а также ресурсоснабжающие организации при наличии прямых договоров с гражданами (далее - исполнители коммунальных услуг) не имеют возможности без государственной поддержки осуществлять в полном объеме расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов или поставщиками топливно-энергетических ресурсов.


Наличие в государственной программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" (далее - государственная программа) мероприятий, направленных на компенсацию недополученных доходов исполнителей коммунальных услуг, позволяет достичь цели государственной программы по обеспечению населения Красноярского края качественными жилищно-коммунальными услугами в условиях ограниченного роста оплаты коммунальных услуг.


Топливно-энергетический комплекс Красноярского края (далее - ТЭК) является системообразующим звеном для экономики Красноярского края. Доля составляющих его видов деятельности (производство электрической энергии и тепловой энергии) в структуре валового регионального продукта составляет 4%. Численность занятых в данной отрасли составляет порядка 40 тыс. человек.


Планируемые среднегодовые темпы прироста электропотребления на период 2024 - 2026 годов прогнозируются в пределах 2%.


Компаниями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в данный период запланировано строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства в целях поддержания стабильного энергоснабжения потребителей Красноярского края.


При предоставлении услуги по электроснабжению населения Красноярского края, как одной из коммунальных услуг, на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края в целях обеспечения доступности данной коммунальной услуги также реализуются меры, направленные на сдерживание тарифов за электрическую энергию.


Для создания равных условий по оплате за электрическую энергию населением Красноярского края в зонах централизованного и децентрализованного электроснабжения Правительством Красноярского края принято решение о компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения.



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики


Приоритеты государственной политики в жилищно-коммунальной сфере и топливно-энергетическом комплексе определены в соответствии с:


Жилищным кодексом Российской Федерации;


Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";


Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»