(с изменениями на 30 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 16.04.2024 N 170-П, от 30.10.2024 N 460-П)
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2023 N 511-П "О разработке и реализации государственных программ Кировской области" и распоряжением Правительства Кировской области от 07.08.2023 N 244 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" и с учетом распоряжения министерства экономического развития Кировской области от 26.09.2023 N 11 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Информационное общество" (далее - Государственная программа) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кировской области:
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кировской области Курдюмова Д.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор
Кировской области
А.В.СОКОЛОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Кировской области
от 15 декабря 2023 г. N 692-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 16.04.2024 N 170-П, от 30.10.2024 N 460-П)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Быстрое развитие цифровых технологий и их активное использование привело к изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека.
В ближайшее десятилетие все отрасли, рынки, направления деятельности будут переориентированы в соответствии с требованиями новых цифровых экономических моделей. Применение новых программных решений и технологий открывает для сферы государственного и муниципального управления широкие возможности использования больших данных, цифрового моделирования и платформенных решений, а также способствует оптимизации многих межведомственных и внутриведомственных процессов и повышению их эффективности.
Скорость технологического развития государства становится определяющим фактором лидерства на международном рынке как в сфере информационных технологий, так и в различных отраслях экономики и обеспечивает технологическую независимость государства в будущем. Значительный рост доли цифровой экономики в валовом внутреннем продукте развитых стран, переход на новые модели управления, основанные на использовании сквозных цифровых технологий, свидетельствуют о начале новой технологической революции.
Степень развития цифровых технологий и их использования - важный индикатор уровня социально-экономического развития страны и ее регионов. Выявлена непосредственная связь между уровнем развития цифровых государственных услуг и эффективностью государственных расходов.
По данным исследования проекта Global Digital, в 2022 году количество пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в Российской Федерации составило не менее 129,8 млн. человек (89 процентов населения всей страны).
Мобильные устройства остаются главными устройствами для выхода в сеть "Интернет" среди россиян всех возрастов. Среднестатистический гражданин Российской Федерации проводит в сети "Интернет" примерно 7 часов 50 минут в сутки, из них с использованием мобильных устройств - 3 часа 39 минут, с использованием стационарных компьютеров или планшетов - 4 часа 11 минут.
Данные, их полнота и достоверность начинают играть ключевую роль в цифровом государственном управлении и экономике. Использование больших объемов данных на основе платформенных решений и технологий искусственного интеллекта позволит пользователям создавать новые продукты и услуги, а государству повысить эффективность системы управления.
Ценность государства в цифровом будущем во многом будет определяться объемом и качеством данных, которые оно производит и на основе анализа которых будут приниматься соответствующие решения: выбор места проживания и осуществление экономической деятельности.
В настоящее время Кировская область успешно завершает этап создания необходимой информационной инфраструктуры и обладает возможностями для дальнейшего успешного развития цифровой среды, в целях которого проведены следующие мероприятия:
обеспечено подключение к сети "Интернет" и единой сети передачи данных более 1500 социально значимых организаций региона;
уровень доступности населению услуг сотовой связи в Кировской области составляет 97 процентов;
доступ к сети "Интернет" имеет 96 процентов населения Кировской области;
введены в эксплуатацию и функционируют 21 государственная информационная система.
Одной из задач применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства с гражданами и бизнесом является использование инфраструктуры электронного правительства для оказания государственных и муниципальных услуг.
В 2021 - 2022 годах как на федеральном, так и на региональном уровне проведена значительная работа по переводу самых востребованных услуг в электронный формат. За период с 2019 по 2022 год число видов услуг, которые можно получить полностью в электронном виде, увеличилось более чем в 10 раз и превышает 600 единиц. Общее число оказанных пользователям услуг в 2022 году составило 200 млн. единиц, на конец III квартала 2023 года их оказано уже более 230 млн. единиц.
Наиболее популярными услугами, предоставляемыми в электронном виде, в 2022 году были:
назначение социальных выплат, пособий и льгот;
запись к врачу;
оформление Пушкинской карты;
запись в образовательное учреждение;
регистрация брака, развода, рождения ребенка.
Практика оказания гражданам государственных услуг в электронном виде в режиме 24/7, проактивно и на основе конкретных жизненных ситуаций хорошо зарекомендовала себя во время ограничительных мероприятий, вводимых в период распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
В настоящее время в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) для жителей Кировской области доступно более 550 электронных услуг и сервисов, из них 100 - регионального и муниципального уровня. До конца 2023 года доля запросов на получение массовых социально значимых услуг в электронном виде составит не менее 40 процентов от общего количества таких запросов, а до конца 2024 года - не менее 50 процентов.
Востребованность государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, подтверждается увеличением количества пользователей Единого портала и числа электронных запросов на получение услуг и сервисов. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в III квартале 2023 года число пользователей, зарегистрированных на Едином портале, достигло 104,4 млн. человек.
В настоящее время уже более девятисот тысяч жителей Кировской области завели учетную запись на Едином портале.
Удовлетворенность жителей Кировской области качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг выросла за счет развития инфраструктуры электронного правительства и применения новых подходов к предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также за счет создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В условиях цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности имеет ключевое значение.
В 2022 году Российская Федерация впервые стала одной из самых кибератакуемых стран. Количество компьютерных атак в сравнении с 2021 годом выросло на 65 процентов.
Согласно отчету компании "РТК-Солар" во II квартале 2023 года было выявлено 325 тыс. инцидентов в области информационной безопасности, что на 12 процентов больше, чем в I квартале, и на 38 процентов больше, чем во II квартале 2022 года.
Официальные информационные ресурсы органов государственной власти Кировской области в 2023 году также подвергались кибератакам. В связи с этим были приняты дополнительные меры по повышению защищенности официальных сайтов органов исполнительной власти Кировской области от компьютерных атак.