Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 сентября 2018 г. N 385 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 2019 г. N 104, от 26 июня 2019 г. N 256, от 23 октября 2019 г. N 435, от 31 января 2020 г. N 38, от 8 апреля 2020 г. N 171, от 5 ноября 2020 г. N 602, от 29 декабря 2020 г. N 757, от 26 марта 2021 г. N 104, от 28 апреля 2021 г. N 165, от 12 ноября 2021 г. N 574, от 30 декабря 2021 г. N 738, от 13 апреля 2022 г. N 153, от 13 декабря 2022 г. N 663, от 3 мая 2023 г. N 289, от 23 августа 2023 г. N 554, от 14 ноября 2023 г. N 720).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ"
Государственную программу Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.09.2018 N 385
Государственная программа
Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности"
Ответственный исполнитель: | Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 1 июля 2018 года | |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | заместитель руководителя Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции Михайлов И.В. (т. 56-51-16, e-mail: minust5@cap.ru) | |
Руководитель Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции | Д.М.Сержантов |
Стратегические приоритеты
в сфере реализации государственной программы
Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности"
(далее также - государственная программа)
I. Оценка текущего состояния
сферы реализации государственной программы
Государственная программа Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" реализуется в сферах профилактики правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, противодействия преступности, предупреждения детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чувашской Республике.
Деятельность субъектов профилактики правонарушений, осуществляемая в рамках государственной программы, позволила сохранить контроль над криминогенной ситуацией в Чувашской Республике.
Отмечается сокращение в 2022 году (относительно 2019 года) количества преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, несовершеннолетними, лицами, ранее совершавшими противоправные деяния, а также находившимися в момент совершения преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
В 2023 году продолжилось снижение регистрации изнасилований (на 30,0% к 2022 году), краж (на 2,7% к 2022 году), грабежей (на 40,0% к 2022 году), хулиганств (на 30,0% к 2022 году).
Сохранились наметившиеся ранее тенденции снижения количества преступлений, совершенных в общественных местах (на 6,7% к 2022 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 2,3% к 2022 году).
По итогам 10 месяцев 2023 года уменьшилось количество несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений (снижение на 22,4% к 2022 году), а также подростков, совершивших административные правонарушения (снижение на 18,8% к 2022 году).
Продолжены мероприятия по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятию из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее также - наркотики, наркотические вещества соответственно).
В результате системных межведомственных мероприятий эпидемиологический процесс, связанный с употреблением наркотических средств, на территории Чувашской Республики, как в целом в Российской Федерации, сохраняет тенденцию к снижению числа лиц, зарегистрированных наркологической службой, имеющих проблемы с потреблением наркотиков. Сотрудниками органов внутренних дел за 10 месяцев 2023 года выявлено 1051 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков.
Негативным фактором наркоситуации на современном этапе является высокая латентность наркопотребления с изменением спектра употребляемых наркотиков, обладающих высоким наркогенным потенциалом, что приводит к росту смертельных отравлений даже на этапе проб. В 2022 году показатель смертности от отравлений наркотическими средствами составил 2,3 на 100 тыс. населения, что больше аналогичного показателя 2019 года в 4,6 раза (0,5 на 100 тыс. населения).
По данным социологического опроса, проведенного в рамках Государственного мониторинга наркоситуации в 2023 году, 99,1% опрошенных граждан отметили, что не пробовали наркотические вещества, что больше на 6,4% аналогичного показателя 2019 года.
В сравнении с 2019 годом в 2022 году сократилось число больных наркоманией на 9,1% (2019 год - 53,9 на 100 тыс. населения, 2020 год - 51,7 на 100 тыс. населения; 2021 год - 48,1 на 100 тыс. населения; 2022 год - 49,0 на 100 тыс. населения). Показатель числа злоупотребляющих в группе профилактического наблюдения - 119,9 на 100 тыс. населения (2019 год - 110,6 на 100 тыс. населения; 2020 год - 111,8 на 100 тыс. населения; 2021 год - 112,0 на 100 тыс. населения). Зарегистрировано 27 несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами (10,6 на 100 тыс. населения), что на 29,3% меньше показателя 2019 года (2019 год - 39 человек, или 15,0 на 100 тыс. населения; 2020 год - 37 человек, или 14,3 на 100 тыс. населения; 2021 год - 23 человека, или 9,0 на 100 тыс. населения). Показатель первичной заболеваемости в группе злоупотребляющих наркотическими средствами составил 19,9 на 100 тыс. населения, или 235 человек (2019 год - 14,6 на 100 тыс. населения, или 178 человек; 2020 год - 12,2 на 100 тыс. населения, или 148 человек; 2021 год - 13,7 на 100 тыс. населения, или 165 человек). В 2022 году впервые выявлено 18 подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами, что аналогично показателю 2019 года.
Среди субъектов Российской Федерации Чувашская Республика относится к кластеру регионов с низким уровнем заболеваемости наркоманией и низким уровнем обращаемости за наркологической помощью, что в целом отмечается как позитивный сдвиг в ситуации, связанной с употреблением наркотиков. В 2022 году в сравнении с 2019 годом заболеваемость наркоманией среди населения республики снизилась на 9,1% (с 1,1 на 100 тыс. населения в 2019 году до 1,0 на 100 тыс. населения в 2022 году). Больных наркоманией среди несовершеннолетних не зарегистрировано, что является признаком эффективного функционирования единого профилактического пространства всех субъектов профилактики.
Результатом реализации антинаркотических мероприятий стало формирование в республике системы координации действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления и негосударственных структур с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением. Обеспечение своевременного выявления и лечения лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, их социальной адаптации, социальной реабилитации, ресоциализации способствовали повышению качества и увеличению продолжительности жизни лиц, больных наркоманией.
Охват социальной реабилитацией и ресоциализацией лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в 2022 году составил 101 человек; с 2019 года произошло увеличение на 16,1%. Доля больных наркоманией, привлеченных к мероприятиям медицинской и социальной реабилитации, в общем числе больных наркоманией, пролеченных стационарно, увеличилась на 4,8% и составила 46,1% (2019 год - 44%).
Оперативная обстановка в республике в сфере незаконного потребления наркотиков с 2019 года сохраняет стабильность. В 2022 году на территории республики фактов незаконного оборота новых видов наркотиков не зарегистрировано. Всего изъято 53,7 кг подконтрольных веществ (2021 год - 25,6 кг, 2020 год - 97,3 кг, 2019 год - 92,2 кг). В 2022 году всеми правоохранительными органами в Чувашской Республике выявлено 1015 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 23,6% больше показателя 2021 года (821 преступление).
Количество выявленных наркопреступлений, отнесенных к категории тяжких и особо тяжких, увеличилось на 40,9% и составило 861 (2021 год - 611). В сравнении с 2021 годом число зарегистрированных фактов сбыта наркотиков увеличилось на 44,1% (с 576 до 830), фактов легализации наркодоходов - на 25,0% (с 4 до 5).
По данным ежегодного мониторинга Государственного антинаркотического комитета, в период с 2019 года по 2022 год наркоситуация в Чувашской Республике изменилась с "напряженной" на "нейтральную".
Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2016 г. N 495 "О некоторых мерах по оказанию помощи в социальной реабилитации лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, на территории Чувашской Республики".
В Чувашской Республике функционирует отделение социально-консультативной помощи и социальной реабилитации больных наркоманией на базе автономного учреждения Чувашской Республики "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики. Оказание услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей планируется и на базе центров социального обслуживания населения. Обучение специалистов принципам мотивационного консультирования и организации постреабилитационного социального патроната лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, планируется на базе государственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр "Аспект" Минтруда Чувашии.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ведется в рамках межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики правонарушений. Координацию данной деятельности осуществляют Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и 28 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В период с 2019 года по 2023 год снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, с 1092 до 903 несовершеннолетних.
Основными причинами постановки на профилактический учет несовершеннолетних являются:
совершение правонарушений или антиобщественных действий (59,0%);
употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ (32,0%);
занятие бродяжничеством, попрошайничеством и нахождение в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья, нахождение без надзора со стороны родителей (9,0%).
Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является сохраняющийся рост количества преступлений, совершенных с их использованием.
За 10 месяцев 2023 года зарегистрировано 4865 деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (на 4,6% больше, чем за 2022 год).
Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.
Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминогенной ситуации в Чувашской Республике в долгосрочной перспективе зависят в первую очередь от развития ситуации в политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках государственной программы.
II. Стратегические приоритеты и цели
государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер: