ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2023 года N 901-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 23 сентября 2019 г. N 634-пп



Правительство Магаданской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 23 сентября 2019 г. N 634-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" следующие изменения:


- в преамбуле слова "постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. N 151-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области", постановлением администрации Магаданской области от 22 августа 2013 г. N 792-па "Об утверждении Перечня государственных программ Магаданской области" заменить словами "постановлением Правительства Магаданской области от 8 августа 2022 г. N 665-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Магаданской области", постановлением Правительства Магаданской области от 4 апреля 2023 г. N 226-пп "Об утверждении Перечня государственных программ Магаданской области";


- государственную программу Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области", утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию, вступает в силу 1 января 2024 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие при составлении проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.



Губернатор
Магаданской области
С.К.НОСОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Магаданской области
от 22 декабря 2023 г. N 901-пп



"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ"


I. Стратегические приоритеты государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"


1. Оценка текущего состояния сферы социально-экономического развития Магаданской области


Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития Магаданской области.


Экономика Магаданской области стабильна и несмотря на введение экономических и политических санкций против России отличается устойчивым развитием и имеет положительную динамику роста по основным показателям.


По предварительной оценке, проведенной министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, валовой региональный продукт (далее - ВРП) в 2022 году сложился в размере 304,6 млрд рублей, что в сопоставимой оценке превышает среднероссийские темпы и составляет 100,8% к уровню 2021 года. Объем ВРП в расчете на душу населения составил 2254,8 тыс. рублей, что также является одним из самых высоких показателей по России.


В структуре экономики Магаданской области основное место по вкладу в ВРП занимает добыча полезных ископаемых. В последние годы влияние этой отрасли на формирование объема ВРП усиливается: начиная с 2016 года добыче драгоценных металлов принадлежит 38-45% в валовом региональном продукте, в 2022 году - 55%.


В 2022 году индекс промышленного производства составил 100,2%.


Положительная динамика обусловлена развитием горнодобывающей промышленности, эксплуатацией месторождений золота и серебра, развитием минерально-сырьевой базы месторождений Приморское, Бургали.


За 2022 год добыча золота составила 51,4 тонны - на 1,3% ниже уровня 2021 года. Серебра добыто 745,9 т, что составило 110,0% к уровню добычи за предыдущий год.


На положительную динамику обрабатывающих производств прежде всего оказал влияние рост производства в следующих отраслях:


- производство химических веществ и химических продуктов (на 1,9% к 2021 году);


- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2,2 раза);


- производство прочей неметаллической минеральной продукции (в 1,5 раза);


- ремонт и монтаж машин и оборудования (больше на 38,5%).


Индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 107,1%.


Организациями, зарегистрированными по виду деятельности "Рыболовство", в 2022 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 9627,1 млн рублей, что на 51,4% ниже уровня предыдущего года.


В 2022 году по отношению к прошлому году снизился объем производства рыбы морской свежей или охлажденной на 2,2%, ракообразных немороженых - на 9,2%.


В 2022 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 25,3 млрд рублей, или 93,8% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года. Динамика обусловлена высокой базой предыдущего года в связи с выполнением значительного объема работ по строительству дамбы на Усть-Среднеканской гидроэлектростанции, зимника и введением объектов на месторождении Наталкинское.


Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год сложился в размере 89,6 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 4,9% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.


Динамика обеспечена вложениями в проекты по увеличению производственной мощности горно-обогатительного комбината "Павлик", строительство комплекса добычи и переработки руды на базе месторождения Тэутэджак, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры международного аэропорта Магадан, строительство завода по переработке и рафинированию рыбного жира, создание туристско-рекреационного центра "Талая".


Около половины объема инвестиционных вложений крупных и средних организаций были направлены в область добычи полезных ископаемых - 48%, в сферу обеспечения электрической энергией - 16%, в транспортировку и хранение - 8%.


На строительство и реконструкцию зданий (кроме жилых), сооружений и на улучшение земель направлялось 41,3% инвестиций крупных и средних предприятий, 48,6% - в машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, 7,5% - в объекты интеллектуальной собственности. По источникам финансирования 43,3% о капитальных вложений поступили из собственных средств предприятий, доля привлеченных средств составила 56,7%).


По данным Дальневосточного таможенного управления, по итогам 2021 года внешнеторговый оборот Магаданской области составил 646,7 млн долларов США, что на 106,0 млн долларов США больше, чем в 2020 году (на 19,6%). Импорт составил 94,8 млн долларов США, экспорт - 551,8 млн долларов США.


Исходя из географического расположения региона одними из основных партнеров во внешнеэкономической деятельности являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В число приоритетных партнеров во внешней торговле входят также государства-участники Содружества Независимых Государств.


В 2022 году сальдированный финансовый результат организаций без учета субъектов малого предпринимательства сложился положительным и составил 50,5 млрд рублей. Доля прибыльных предприятий составила 56,1% от общего числа организаций.


Оборот розничной торговли в 2022 году сложился в сумме 46,5 млрд рублей и по сравнению с предыдущим годом в товарной массе увеличился на 1,6%. Населению предоставлено платных услуг на сумму 15,0 млрд рублей, или 97,3% к уровню 2021 года.


В 2022 году в консолидированный бюджет Магаданской области поступило доходов на сумму 53,9 млрд рублей (снижение на 6,5% к 2021 году). Доля налоговых и неналоговых доходов составила 10,1% или 38,1 млрд рублей.


На начало 2023 года в Магаданской области зарегистрировано 6 576 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 2 131 юридическое лицо, 4 445 индивидуальных предпринимателя. Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства за 2022 год составил более 66 млрд рублей, средняя численность работников - 26,2 тыс. человек.


По итогам 2022 года основная доля оборота приходилась на торговлю оптовую и розничную - 35%, транспортировку и хранение - 20%, строительство - 16%, обрабатывающие производства - 5,2%.


Наибольшее количество организаций малого и среднего предпринимательства в 2022 году осуществляло деятельность в сфере транспортировки и хранения - 32% от общего числа действующих субъектов, в сфере оказания услуг населению - 16%), в сфере торговли - 10%, пищевой промышленности - 3%.


В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в Магаданской области реализуется комплекс мер поддержки, включая консультационную, образовательную, финансовую, имущественную поддержку в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного 24 сентября 2018 года протоколом N 12 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. При этом основной задачей реализации указанных мер является сохранение числа малых и средних предприятий.


Настоящая государственная программа реализуется в сферах формирования благоприятной инвестиционной среды, развития малого и среднего предпринимательства, поддержки внешнеэкономической деятельности, повышения производительности труда и инновационной активности бизнеса.


Государственная программа реализуется в два этапа:


1 этап: 2020-2023 годы;


2 этап: 2024-2030 годы.


Формирование и реализация первого этапа государственной программы осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. N 151-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области".


Формирование и реализация второго этапа государственной программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 8 августа 2022 г. N 665-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Магаданской области".



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере экономического развития Магаданской области, а также механизмы их достижения определены из долгосрочных приоритетов, закрепленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года".


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году, в том числе реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года; обеспечение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 25 млн человек; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.


Осуществляемая в рамках государственной программы деятельность органов исполнительной власти Магаданской области в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций в экономику региона, поддержки повышения производительности труда и внешнеэкономической деятельности, развития государственно-частного партнерства в Магаданской области окажет влияние на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".


Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р, определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»