ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 849-п


О внесении изменения в постановление от 03.12.2018 N 458-п



1. В постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 458-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" внести следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 15 декабря 2023 г. N 849-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"



Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности"



1. Оценка текущего состояния сферы промышленного производства и инвестиционной деятельности Тюменской области


1.1. Развитие промышленного производства


Промышленность - один из самых быстроразвивающихся секторов экономики Тюменской области. Опережающие темпы роста обрабатывающих производств по сравнению с темпами роста промышленного производства Тюменской области, свидетельствуют о значительном вкладе высокотехнологичных, наукоемких отраслей, создающим стабильность развития диверсифицированной структуры экономики и способствующим обеспечению технологического суверенитета всей страны.


Основную долю в обрабатывающей промышленности Тюменской области занимают производство химических веществ и химических продуктов, производство кокса и нефтепродуктов.


Тюменская область занимает 5 место среди субъектов по индексу обрабатывающих производств за 5 лет (2018 - 2022 годы).


Индекс промышленного производства в 2022 году по уточненным данным по полному кругу организаций составил 95,2% к уровню 2021 года.


Сокращение индекса промышленного производства в 2022 году на 4,8%, обусловлено в значительной степени снижением добычи полезных ископаемых на 9,4% в частности нефти и газа (более чем на 10%). За 2022 год добыто нефти 9,5 млн тонн, что на 1,1 млн тонн меньше чем в 2021 году.


Основное влияние на показатели в отрасли оказывает деятельность компании ПАО НК "Роснефть", реализующей Уватский проект по освоению месторождений нефти в Уватском районе Тюменской области. Сокращение добычи нефти в основном объясняется выполнением нефтедобывающими компаниями ограничений по добыче нефти в рамках соглашения со странами ОПЕК+.


В обрабатывающей промышленности индекс производства составил 96,7% к уровню 2021 года за счет снижения производства по видам деятельности "Производство кокса и нефтепродуктов" на 14,2% (доля в обрабатывающей промышленности за 2022 год - 32,5%) и "Производство химических веществ и химических препаратов" на 1,3% (доля в обрабатывающей промышленности за 2022 год - 42,3%).


Наибольшие темпы роста в секторе обрабатывающих производств отмечены в производстве прочих автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (178,6%); деятельности полиграфической и копировании носителей информации (159,0%); прочих транспортных средств и оборудования (155,1%); производстве одежды (126,1%); готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (117,9%); лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (115,5%); ремонте и монтаже машин и оборудования (114,3%); производстве резиновых и пластмассовых изделий (111,9%); производстве мебели (110,8%); производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (110,4%); производстве прочей неметаллической минеральной продукции (110,1%).


В пищевой промышленности индекс производства в 2022 году составил 101,1%. В 2022 году в сравнении с 2021 годом увеличилось производство молока и сливок сухих, сублимированных - на 40,2%; крупы - на 34,6%; полуфабрикатов мясных, мясосодержащих, охлажденных, замороженных - на 25,0%; мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы - на 17,0%; сливок - на 11,0%; продуктов кисломолочных - на 5,6%; сыров - на 1,0%; рыбы переработанной и консервированной - на 0,9%. При этом снизилось производство изделий колбасных, включая изделия колбасные для детского питания на 18,5%; молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания - на 21,9%; кондитерских изделий - на 14,2%; комбикормов - на 14,2%; творога - на 14,0%; масла сливочного - на 11,6%; хлебобулочных изделий недлительного хранения - на 4,8%; муки - на 3,1%; мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины и прочих животных - на 1,0%.


В производстве напитков индекс составил 121,0%. Производство пива, кроме отходов пивоварения увеличилось на 37,9%; вод минеральных и газированных неподслащенных и неароматизированных - на 29,3%, производство напитков безалкогольных - на 11,4%.


По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" индекс производства за 2022 год составил 100,8%; по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 105,9%. Выработано 13,1 млрд кВт/час электроэнергии, рост составил 1,7% к уровню 2021 года. Производство теплоэнергии снизилось на 1,5% и составило 16,5 млн Гкал.


1.2. Развитие инвестиционной деятельности


Несмотря на негативное влияние внешних факторов, в настоящее время Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью, что является определяющим фактором устойчивого развития региона. Большую роль в сформированных положительных тенденциях развития Тюменской области играет фактор благоприятного инвестиционного климата. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Тюменская область входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации (2019 год - 3 место, 2020 год - 12 место, 2021 год - 3 место, 2022 год - 5 место, 2023 год - 3 место).


Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) за 2022 год составил 357,8 млрд рублей (133,9% к предыдущему году в сопоставимых ценах). Доля промышленности в структуре инвестиций организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2022 г. - 52,5%, обрабатывающих производств - 26,1%. По объему инвестиций на душу населения в 2022 году Тюменская область на 17,3% выше среднероссийского показателя - 222,8 тыс. рублей против 189,9 тыс. рублей.


В 2022 году завершилась реализация ряда крупных инвестиционных проектов: строительство 2 очереди госпиталя "Мать и дитя", проект модернизации АО "ПРОДО Тюменский бройлер", открытие образовательного центра в г. Тюмени (ООО "Торговый центр "Южный").


Продолжается реализация проектов по созданию промышленной инфраструктуры. Крупные проекты реализуются в агропромышленном комплексе региона, фармацевтике, гостиничном бизнесе и иных отраслях.


Благодаря постоянной работе по улучшению условий для создания и ведения бизнеса, привлечению инвесторов Тюменская область, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2023 году заняла 3 место среди регионов страны.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности"


Целью промышленной политики Тюменской области является рост объемов промышленного производства.


Приоритетами промышленной политики в Тюменской области являются следующие:


1) Диверсификация промышленного комплекса области.


Диверсификация промышленного комплекса Тюменской области, направленная на снижение зависимости промышленного комплекса от сферы нефтедобычи, обеспечив появление новых отраслей, ранее не представленных в структуре промышленности области.


Поддержка проектов по диверсификации производств за счет развития смежных отраслей (развитие отраслей, связанных с нефтегазодобычей: нефтегазовое машиностроение, нефтегазохимическая промышленность, новые строительные материалы, технологии рационального природопользования и другие);


2) Поддержание дальнейшего устойчивого темпа роста промышленного производства.


Учитывая имеющиеся негативные тенденции в экономике России, поддержание дальнейшего устойчивого темпа роста промышленного производства позволит сохранить стабильность экономической ситуации.


3) Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий Тюменской области на российском и международном рынках.


Степень конкурентоспособности промышленных предприятий Тюменской области в настоящее время значительно дифференцирована в зависимости от возраста предприятия, отрасли, собственников, применяемых технологий и т.д.


Учитывая то, что конкурентоспособность является одним из основных определяющих факторов успешности предприятий, повышение конкурентоспособности предприятий региона (путем содействия внедрению новых технологий и обновлению оборудования) является одной из главных задач Правительства области в настоящее время.


4) Содействие созданию сети индустриальных (промышленных) парков в Тюменской области - развитие промышленной инфраструктуры.


Индустриальные (промышленные) парки являются эффективной формой территориальной организации промышленного производства, предполагающей создание совокупности объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией.


Целью инвестиционной деятельности Тюменской области является рост объема инвестиций в основной капитал.


Приоритеты инвестиционной политики в Тюменской области:


1) Деятельность органов исполнительной власти региона по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Тюменской области.


Данная деятельность включает в себя совершенствование законодательства, направленного на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, упрощение и ускорение ключевых процедур (оформление земли, технологические подключения, получение разрешения на строительство, регистрация прав собственности, постановка на кадастровый учет), сопровождение инвестиционных проектов, создание комплексных условий пакетного характера для привлечения инвесторов.


2) Расширение внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечение частных иностранных и российских инвестиций.


В регионе создается благоприятная среда для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных и российских инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы, повышения информированности инвесторов об инвестиционном потенциале региона и реализации комплекса мер государственной поддержки инвестиционных проектов.


3) Стимулирование органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала региона.


В рамках данной работы во всех муниципальных образованиях Тюменской области внедряется муниципальный инвестиционный стандарт, полностью направленный на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, реализуется план комплексного продвижения инвестиционных ресурсов муниципальных образований Тюменской области, регулярно проводятся обучающие мероприятия для сотрудников администраций муниципальных образований по вопросам привлечения инвестиций и управления проектами.


Государственная программа Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" (далее - Программа) разработана в соответствии с:


- Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";


- Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";


- Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР ТО).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»