ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 852-п


О внесении изменения в постановление от 03.12.2018 N 449-п



1. В постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 449-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" внести следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 15 декабря 2023 г. N 852-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика"



I. Оценка текущего состояния сферы общественных связей и массовых коммуникаций, молодежной политики



1. Оценка текущего состояния сферы общественных связей и массовых коммуникаций


В становлении и развитии информационного общества в Российской Федерации средствам массовой информации и социальным медиа принадлежит одна из ключевых ролей.


По данным Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, в едином общероссийском реестре средств массовой информации 178 СМИ осуществляют свою деятельность с территорией распространения Тюменская область, еще 121 СМИ осуществляют свою деятельность с территорией распространения Российская Федерация, редакции которых зарегистрированы в Тюменской области.


По данным социологического исследования "Популярность средств массовой информации среди аудитории Тюменской области в 2023 году", региональные и местные газеты в качестве источника новостей используют от 18% (региональные газеты) до 31% (муниципальные газеты) жителей региона.


В 2023 году падение тиража районных и городских СМИ приостановлено. В 2021 г. (в сравнении с 2020 г.) снижение составило - 9,8%, в 2022 г. снижение составило (в сравнении с 2021 г.) 9,9%, в 2023 году снижение стало меньше и составило 4,4%. В целом в течение 3 лет снижение тиража в Тюменской области не превышало 10%.


Сохраняют тираж и закрывают потребность в информации в первую очередь общественно-политические газеты - "Тюменская область сегодня" (разовый тираж - 36,5 тыс. экз.) "Тюменские известия" (разовый тираж - 5 тыс. экз.), 23 районные (городские) газеты и областная газета "Янарыш" (совокупный тираж 24-х газет - 48,2 тыс. экз.)


В целом же тенденция на снижение тиражей печатных изданий отражает общероссийскую: в 2021 году согласно докладу Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации даже у самых успешных федеральных изданий печатные тиражи и их розничные продажи сократились на 30 - 60% в зависимости от региона страны.


Радио как источник новостной информации используют 40% жителей.


Регулярно слушают радио 26% жителей региона; время от времени - 15%. Никогда не слушают радио 53% участников опроса.


Пятерку лидеров рейтинга среди радиослушателей, по данным социологического исследования, составляют следующие радиостанции: "Русское радио" - 28%, "Европа Плюс Тюмень" - 26%, "Радио Дача" - 23%, "Радио Шансон" - 23%, "Радио 7" - 20%.


Большинство опрошенных слушателей (93%) включают радиоприемник, чтобы послушать музыку; 75% - чтобы узнать новости Тюменской области; 38% - послушать прогноз погоды. Передачи о политике интересуют 16% респондентов; познавательные программы - 21%. Программы по интересам ищут для себя 19% слушателей.


Согласно результатам социологического исследования "Популярность средств массовой информации среди аудитории Тюменской области в 2023 году", 68% жителей региона узнают о событиях в области из телевизионных программ.


Общий объем аудитории телевизионных каналов на юге Тюменской области по сравнению с прошлым годом не изменился и составляет 83%. 58% населения смотрят ТВ систематически (каждый день или почти каждый день), 17% - время от времени, 8% - реже, чем раз в неделю. 17% не смотрят вообще.


Самыми востребованными передачами на региональных каналах телезрители назвали новостные программы (96%); фильмы и сериалы (44%); передачи (выступления, интервью) с Губернатором Тюменской области (36%).


Наибольшим интересом у телезрителей региона пользуются передачи: "Вести. Регион-Тюмень" на канале "Россия-1" (77%) и на канале "Россия-24" (58%). Далее следуют: "Тюменская служба новостей (30%); "Местное время. Воскресенье" (27%); "Местное время. Суббота" (22%).


Таким образом, традиционные СМИ сохраняют свое значение при получении новостной информации о жизни региона.


Развитие и модернизация современной инфраструктуры создают условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставляют равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, снижают цифровое неравенство.


Цифровым эфирным наземным вещанием высокого качества охвачено 99,1% населения Тюменской области - это 20 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, три радиоканала, ежедневные пятичасовые врезки регионального телеканала (данные филиала РТРС "Урало-Сибирский региональный центр", письмо от 04.05.2023 N 765).


Жители региона, проживающие вне зоны охвата цифрового эфирного наземного телевещания (0,9%), имеют возможность подключить 20 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов без абонентской платы через операторов спутникового телевидения. Из них, по данным ГУП ТО "Тюменский региональный телекоммуникационный центр", 50,5% имеют доступ к региональному контенту посредством радиовещания.


Развитие информационно-телекоммуникационной структуры расширяет возможности по получению информации не только из традиционных источников, способствует возрастанию роли электронных СМИ, социальных сетей и мессенджеров, которые стали важным компонентом современного медиапространства как носители и распространители информации.


По итогам 2021 года значение показателя государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 85,85 процента (плановое значение - 77 процентов). Операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет".


В рамках реализации мероприятий по оказанию универсальных услуг связи гражданам, проживающим на территории населенных пунктов с численностью населения от 100 до 500 человек Минцифрой России определен план-график обеспечения 466 населенных пункта Тюменской области мобильной связью на 2024 год. Таким образом, у жителей, не охваченных теле- и радиовещанием появится возможность получать региональный медиаконтент посредством мобильного Интернета.


Многие мессенджеры сегодня распространяют информацию быстрее, чем информационные агентства и СМИ. По данным социологического исследования "Популярность средств массовой информации среди аудитории Тюменской области в 2023 году", 71% респондентов для получения информации о событиях в области пользуются социальными сетями и блогами. Мессенджеры являются источниками актуальной новостной информации для 62%.


Количество подписчиков официального телеграм-канала "Информационный центр Правительства Тюменской области" постоянно растет. В 2021 году число подписчиков составило 4,1 тысяч пользователей, в 2022 год - 5,6 тысяч, за 9 месяцев 2023 - 7,5 тысяч.


В периоды введения режимов повышенной готовности количество подписчиков увеличивалось стремительно, что свидетельствует не только о возрастающей потребности населения в получении новостей в формате "здесь и сейчас", но и о том, что мессенджеры становятся инструментом верификации информации. Так, например, в период особого противопожарного режима и введения в Тюменской области ЧС за 14 дней количество подписчиков увеличилось на 27% (с 30.04.2023 по 14.05.2023 количество подписчиков канала возросло с 5 948 до 7 554 пользователей).


Одним из существенных трендов 2021 - 2023 гг. стало изменение запроса к контенту. Продолжается объединение СМИ с отраслью высоких технологий и коммуникаций, стираются границы между традиционными и новыми сегментами медиасистемы: печатными и цифровыми изданиями, эфирным, кабельным и интернет-телевидением, социальными сетями и СМИ.


Все большую востребованность приобретают так называемые конвергентные сообщения - продукт, который объединяет в себе части контента отдельных отраслевых СМИ - текст, фото, видео, аудио, инфографику, прямые трансляции, общение с аудиторией и так далее. Развитие и поддержка медиахолдингов и информационно-издательских центров позволяет реализовать спрос на такой комплексный продукт в полном объеме, осуществлять производство собственного контента для нескольких источников информации и привлечь более широкую целевую аудиторию.


В течение 2021 - 2023 гг. обеспечено создание сетевых изданий, аккаунтов в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также в мессенджере "Телеграмм" всех 24 информационно-издательских центров. АНО ИИЦ распространяют контент на 95 площадках, из них в сети Интернет - 24 сайта, 71 медиаплощадка в социальных сетях и мессенджерах своих СМИ. Количество подписчиков в группах в социальных сетях АНО "ИИЦ" по сравнению с 2021 годом увеличилось на 66,9%, суммарное количество пользователей - 279 274.


Неотъемлемая часть современной журналистики - распространение платформ и мультиплатформенных медиа. В Тюменской области примером является объединенный портал "Тюмень Медиа", который дает возможность не только познакомиться с выпусками муниципальных газет и радиоканалов, но и осуществить поиск вышедших в них материалов по тематике и дате. Среднесуточная посещаемость портала - более 3 тысяч пользователей.



2. Оценка текущего состояния сферы молодежной политики


После принятия Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" был увеличен возрастной ценз аудитории с 30 до 35 лет, в связи с этим в регионе общее количество целевой аудитории составило 417 460 человек (14 - 35 лет). Для каждой из этих аудиторий проводятся мероприятия согласно запросам и направлениям. Ожидаемое количество молодежи к 2030 году составит 445 641 человек.


Целостная и последовательная политика по государственной поддержке этой категории населения является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического, социального и культурного развития региона и страны.


Для реализации молодежной политики в регионе продолжила работу АНО "Агентство современных коммуникаций".


С 2019 года Тюменская область входит в топ-10 регионов по организации молодежной политики в Российской Федерации (по итогам 2022 года регион занимает 6 место в группе Y - среди регионов с численностью молодежи от 200 до 500 тыс. в рамках Мониторинга эффективности реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации, который проводит Федеральное агентство по делам молодежи "Росмолодежь").


Проекты в данной сфере реализуются молодежными сообществами Тюменской области на базе 7 молодежных пространств (в 2021 году был открыт как общественное пространство Медиацентр молодежной политики Тюменской области):


- с 2021 года количество сообществ увеличилось с 400 до 526 (прирост на 31,5%);


- ими реализовано порядка 9,8 тысяч событий (2021 год - 1,2 тыс. событий, 2022 год - 5,2 тыс. событий, 8 месяцев 2023 года - 3,4 тыс. событий);


- в этих событиях приняли участие более полмиллиона человек (575 тыс. участников, в т.ч. 2021 год - 190 тыс., 2022 год - 196 тыс., 8 месяцев 2023 года - 160 тыс.);


- охват в социальных сетях составил 110,7 миллионов (2021 год - 48 млн, 2022 год - 42 млн, 8 месяцев 2023 года - 20,7 млн).


Для подготовки к проектам, оказывающим финансовую поддержку социально ориентированным организациям, Департаментом по общественным связям, коммуникациям и молодежной политики Тюменской области, на базе инфраструктуры молодежной политики реализуются конкурсы поддержки молодежных инициатив (в рамках Закона Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области"). Система является многоуровневой и включает несколько проектов, в т.ч.:


- конкурс проектов "Моя идея". С 2021 года - 448 заявок, 53 победителя, 4 млн рублей общий призовой фонд;


- конкурс на реализацию творческих и театральных проектов "ЦЕХ". С начала 2021 года - 176 заявок, 37 победителей, 6,5 млн рублей общий призовой фонд.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»