ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2018 года N 449-п


Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

(с изменениями на 5 декабря 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 27.12.2019 N 551-п, от 17.01.2020 N 2-п (ред. 19.03.2020), от 21.12.2020 N 785-п, от 24.12.2020 N 787-п, от 22.04.2021 N 211-п, от 03.12.2021 N 746-п, от 20.12.2021 N 839-п, от 31.10.2022 N 777-п, от 08.12.2022 N 921-п, от 17.02.2023 N 64-п, от 15.12.2023 N 852-п, от 15.12.2023 N 853-п, от 08.04.2024 N 209-п, от 05.12.2024 N 897-п)




1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:


от 28.12.2016 N 587-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика" до 2020 года";


от 08.12.2017 N 598-п "О внесении изменений в постановление от 28.12.2016 N 587-п;


от 17.10.2018 N 395-п "О внесении изменений в постановление от 28.12.2016 N 587-п.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2019.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 3 декабря 2018 г. N 449-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА"

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 05.12.2024 N 897-п)




Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Тюменской области "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика"



1. Оценка текущего состояния сферы общественных связей и массовых коммуникаций, молодежной политики



1.1. Оценка текущего состояния сферы общественных связей и массовых коммуникаций


В становлении и развитии информационного общества в Российской Федерации средствам массовой информации и социальным медиа принадлежит одна из ключевых ролей.


По данным Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, в едином общероссийском реестре средств массовой информации, редакции которых зарегистрированы в Тюменской области, 148 СМИ осуществляют свою деятельность с территорией распространения Тюменская область, еще 125 СМИ - с территорией распространения Российская Федерация.


По данным социологического исследования "Популярность средств массовой информации среди аудитории Тюменской области в 2023 году", региональные и местные газеты в качестве источника новостей используют от 18% (региональные газеты) до 21% (муниципальные газеты) жителей региона. В целом по югу Тюменской области в 2023 году доля жителей, читающих печатные (бумажные) издания, составила 24% (в 2022 году - 26%).


В 2024 году падение тиража районных и городских СМИ продолжилось и составило 11,8%, в 2023 году снижение было на 4,4%. Сохраняют тираж и закрывают потребность в информации, в первую очередь, общественно-политические газеты - "Тюменская область сегодня" (разовый тираж - 35,2 тыс. экз.), "Тюменские известия" (разовый тираж - 4,5 тыс. экз.), 23 районные (городские) газеты. В целом же, тенденция на снижение тиражей печатных изданий отражает общероссийскую.


Радио как источник информации используют 47% взрослого населения области. Регулярно слушают радио 26% жителей региона, время от времени - 15%. Никогда не слушают радио 53% участников опроса. Пятерку лидеров рейтинга среди радиослушателей, по данным социологического исследования, составляют следующие радиостанции: "Русское радио" - 28%, "Европа Плюс Тюмень" - 26%, "Радио Дача" - 23%, "Радио Шансон" - 23%, "Радио 7" - 20%.


Большинство опрошенных слушателей (93%) включают радиоприемник, чтобы послушать музыку; 75% - чтобы узнать новости Тюменской области; 38% - прогноз погоды. Передачи о политике интересуют 16% респондентов; познавательные программы - 21%. Программы по интересам ищут для себя 19% слушателей.


Согласно результатам социологического исследования 68% жителей региона узнают о событиях в регионе из телевизионных программ. Общий объем аудитории телевизионных каналов на юге Тюменской области по сравнению с 2022 годом не изменился и составляет 83%. 58% населения смотрят ТВ систематически (каждый день или почти каждый день), 17% - время от времени, 8% - реже, чем раз в неделю. 17% не смотрят вообще.


Самыми востребованными передачами на региональных каналах телезрители назвали новостные программы (96%), фильмы и сериалы (44%), передачи (выступления, интервью) с Губернатором Тюменской области (36%). Наибольшим интересом у телезрителей региона пользуются передачи: "Вести. Регион-Тюмень" на канале "Россия-1" (77%) и на канале "Россия-24" (58%), "Тюменская служба новостей (30%); "Местное время. Воскресенье" (27%); "Местное время. Суббота" (22%).


Таким образом, традиционные СМИ сохраняют свое значение при получении новостной информации о жизни региона.


Развитие и модернизация современной инфраструктуры создают условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставляют равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, снижают цифровое неравенство.


Цифровым эфирным наземным вещанием высокого качества охвачено 99,1% населения Тюменской области - это 20 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, три радиоканала, ежедневные пятичасовые врезки регионального телеканала "Телеканал Тюменское время".


Жители региона, проживающие вне зоны охвата цифрового эфирного наземного телевещания (0,9%), имеют возможность подключить 20 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов без абонентской платы через операторов спутникового телевидения. Из них, по данным ГБУ ТО "Тюменский региональный телекоммуникационный центр", 50,5% имеют доступ к региональному контенту посредством радиовещания.


Кроме того, в городах Тюмень и Тобольск посредством кабельного вещания доступны муниципальные обязательные общедоступные телеканалы "TVОЯ Тюмень" и "Телеканал Тобольское время". Уверенным покрытием аналогового радиовещания в FM диапазоне обеспечено порядка 95% населения региона.


Развитие информационно-телекоммуникационной структуры расширяет возможности по получению информации не только из традиционных источников, способствует возрастанию роли электронных СМИ, социальных сетей и мессенджеров, которые стали важным компонентом современного медиапространства как носители и распространители информации.


По данным социологического исследования, интернетом пользуются 84% населения области от 18 лет и старше. Причем, 76% жителей юга Тюменской области пользуются интернетом постоянно, еще 8% выходят в интернет раз в несколько дней. При этом новостными сайтами регионального и местного уровня пользуются 76% опрошенных, социальными сетями - 91%, мессенджерами - 85%. Доля пользователей соцсетей и мессенджеров выросла на 13% по сравнению с 2022 годом.


При этом электронные СМИ, социальные сети и мессенджеры постепенно становятся ключевыми носителями и распространителями информации. Этому способствует доступ к высокоскоростному интернету и доступность мобильных девайсов. К новостям и кино в телефоне и планшете уже привыкли в городах и мегаполисах. Сегодня электронный информационный продукт активно завоевывает и сельские территории.


Количество подписчиков официального телеграм-канала "Информационный центр Правительства Тюменской области" постоянно растет. В 2023 - 7,7 тысяч, за 9 месяцев 2024 - свыше 11 тысяч.


В периоды введения режимов повышенной готовности количество подписчиков увеличивается стремительно, что свидетельствует не только о возрастающей потребности населения в получении новостей в формате "здесь и сейчас", но и о том, что мессенджеры становятся инструментом верификации информации. Так, например, в период особого противопожарного режима и введения в Тюменской области ЧС за 14 дней количество подписчиков увеличилось на 27% (с 5 948 до 7 554 пользователей), в период ЧС в связи с прохождением паводка в апреле-мае 2024 года прирост составил свыше 21% (с 8 812 до 10 696 подписчиков).


Одним из существенных трендов 2023 - 2024 гг. стало изменение запроса к контенту. Продолжается объединение СМИ с отраслью высоких технологий и коммуникаций, стираются границы между традиционными и новыми сегментами медиасистемы: печатными и цифровыми изданиями, эфирным, кабельным и интернет-телевидением, социальными сетями и СМИ.


Все большую востребованность приобретают так называемые конвергентные сообщения - продукт, который объединяет в себе части контента отдельных отраслевых СМИ - текст, фото, видео, аудио, инфографику, прямые трансляции, общение с аудиторией и так далее. Развитие и поддержка медиахолдингов и информационно-издательских центров позволяет реализовать спрос на такой комплексный продукт в полном объеме, осуществлять производство собственного контента для нескольких источников информации и привлечь более широкую целевую аудиторию.


Обеспечено создание сетевых изданий, аккаунтов в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также в мессенджере "Телеграмм" всех 24 информационно-издательских центров. АНО "ИИЦ" распространяют контент на 95 площадках, из них в сети Интернет - 24 сайта, 71 медиа площадка в социальных сетях и мессенджерах своих СМИ. Количество подписчиков в группах в социальных сетях АНО "ИИЦ" по сравнению с 2023 годом увеличилось на 3%, суммарное количество пользователей - 290 182.


Неотъемлемая часть современной журналистики - распространение платформ и мультиплатформенных медиа. В Тюменской области примером является объединенный портал "Тюмень Медиа", который дает возможность не только познакомиться с выпусками муниципальных газет и радиоканалов, но и осуществить поиск вышедших в них материалов по тематике и дате. Среднесуточная посещаемость портала - более 3 тысяч пользователей.



1.2. Оценка текущего состояния сферы молодежной политики


В Тюменской области проживает более 409 тыс. человек (14 - 35 лет). Для каждой из этих аудиторий проводятся мероприятия согласно запросам и направлениям. Ожидаемое количество молодежи к 2030 году составит 445 тыс.


Целостная и последовательная политика по государственной поддержке этой категории населения является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического, социального и культурного развития региона и страны.


Для реализации молодежной политики в регионе продолжила работу АНО "Агентство современных коммуникаций". Подведомственное учреждение обеспечивает работу 7 общественных пространств для молодежи (мультицентров), которые предоставляют ресурсы для реализации молодежных инициатив и являются точками притяжения для разных групп молодежи.


Ежегодно более 500 сообществ пользуются услугами мультицентров для реализации крупных и локальных инициатив.


- они реализуют порядка 5 тысяч событий в год (2022 год - 5,2 тыс. событий, 2023 год - 5,5 тыс. событий, 9 месяцев 2024 года - 4, 6 тыс. событий);


- в этих событиях приняли участие: 2022 год - 196 тыс. человек, 2023 год - 205,7 тыс., 9 месяцев 2024 года - 158 тыс.;


- охват в социальных сетях составил: 2022 год - 42 млн, 2023 год - 30,5 млн, 9 месяцев 2024 года - 21,1 млн.


Для подготовки к проектам, оказывающим финансовую поддержку социально ориентированным организациям, Департаментом по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, на базе инфраструктуры молодежной политики реализуются конкурсы поддержки молодежных инициатив (в рамках Закона Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области"). Система является многоуровневой и включает несколько проектов, в т.ч.:


- конкурс проектов "Моя идея". В текущем году было поддержано 29 проектов на общую сумму 1,6 млн рублей;


- конкурс на реализацию творческих и театральных проектов "ЦЕХ". Суммарно в 2024 году было поддержано 6 проектов на общую сумму 1, 7 млн. рублей.


В 2022 году впервые в рамках предоставления грантов Губернатора Тюменской области появилось направление "Поддержка молодежных проектов". За 3 года было поддержано 43 проекта по направлению "Молодежная политика" на общую сумму более 29,7 млн рублей на реализацию проектов. В текущем году поддержку получило 14 проектов на общую сумму более 10,7 млн рублей, а в 2023 году грантовую поддержку получили 10 проектов, общий объём финансирования которых составил более 7 млн рублей.


Кроме того, система поддержки молодежных инициатив в регионе включает серию событий по подготовке к федеральным конкурсам грантов и сопровождение участия представителей региона в федеральных форумах. С начала 2024 года молодежными сообществами и лидерами в регион было привлечено 95,4 млн рублей за счет побед в федеральных грантовых конкурсах (2021 год - 56,6 млн рублей, 2022 год - 101 млн рублей, 2023 - 154 млн).


Отдельная линейка проектов направлена на выявление и поддержку лидеров студенческой среды, развитие их инициатив, формирование студенческих сообществ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»