Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марзаева А.В.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Основными стратегическими приоритетами государственной политики в сфере строительства и архитектуры и управления государственными капитальными вложениями являются обеспечение устойчивого развития территорий Республики Башкортостан, повышение инвестиционной привлекательности, техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных производств строительных материалов, изделий и конструкций, внедрение передовых технологий, улучшение условий труда и материального стимулирования работников строительной отрасли.
Основными целями развития рынка жилья в регионе за период 2020 - 2022 годов являлись удовлетворение потребностей нуждающихся категорий граждан в жилье, улучшение жилищных условий, повышение обеспеченности современным комфортным жильем граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан, а также расширение промышленности строительных материалов в регионе с использованием высокоэффективных и инновационных технологий. Мероприятия направлены на решение проблемы обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства согласно законодательству Российской Федерации.
Начиная с 2020 года строительная отрасль Республики Башкортостан нарастила показатели по вводу жилья с 2455,1 тыс. кв. м до 3062,5 тыс. кв. м, что составляет 124,7%. Впервые за историю жилищного строительства в республике преодолена планка в 3 млн. кв. м.
По данному показателю Республика Башкортостан занимает 7-е место среди регионов Российской Федерации и 2-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
В 2020, 2021 и 2022 годах соответственно были введены в действие жилые дома благодаря:
строительству подрядным способом - 956,00; 1125,20; 1140,90 тыс. кв. м в год;
индивидуальному строительству - 1498,80; 1781,00; 1921,60 тыс. кв. м в год.
Основной объем введенного жилья приходится на индивидуальное строительство: доля индивидуальных жилых домов составила 62,7%, построенного подрядным способом - 37,3% от общего объема введенного жилья по республике.
В сельской местности в 2022 году было введено 1578,2 тыс. кв. м общей площади жилых помещений, или 107,6% к 2021 году; в городской местности - 1484,3 тыс. кв. м, или 103,1% к 2021 году.
С 2020 по 2022 год значительно увеличились значения показателей качества жизни населения республики, таких, как:
количество семей, улучшивших жилищные условия, - с 112,25 тыс. семей до 119,00 тыс. семей, или 106%;
обеспеченность жильем граждан, проживающих в республике, на 1 человека - с 27,3 кв. м до 28,8 кв. м, или 105,5%;
количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда - с 54,07 тыс. кв. м до 86,36 тыс. кв. м;
количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда, - с 4,53 тыс. человек до 7,03 тыс. человек.
Достижению этих плановых значений показателей способствовал значительный темп роста объемов жилищного строительства.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2022 году составил 303,8 млрд. рублей, что выше уровня 2020 года на 6,3% и выше прогнозного значения на 3,8%. Среди регионов ПФО по данному показателю республика по итогам 2022 года заняла 3-е место, в Российской Федерации - 11-е место.
Ключевые направления национального проекта "Жилье и городская среда" - сокращение непригодного для проживания жилищного фонда и обеспечение безопасных условий проживания граждан. Для решения данных вопросов в республике реализуется Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках которой предусмотрено расселение жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2017 года. Основными факторами, препятствующими устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, являются ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.
В рамках регионального проекта "Жилье Республики Башкортостан" на 2022 год был определен плановый показатель по вводу жилья в объеме 2343 тыс. кв. м. По итогам 2022 года ввод жилья составил 130,7% от указанного планового значения.
Рост объемов жилищного строительства обусловлен, в первую очередь, темпами строительства инфраструктурных объектов. Значительные финансовые вложения федеральных и республиканских средств в строительство социальных объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках федеральных и республиканских проектов позволяют создать благоприятные условия для строительства и реализации жилья.
Наблюдается ежегодный темп роста объема работ, выполненных организациями на территории Республики Башкортостан, по строительству инженерных сооружений: с 81,3% в 2020 году до 106,3% в 2022 году.
Республика Башкортостан принимает участие в мероприятиях по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта "Жилье" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
В 2022 году с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было подписано соглашение о реализации с использованием механизма бюджетных кредитов двух крупных инфраструктурных проектов, входящих в программу "Инфраструктурное меню". Общий объем финансирования составил 19,6 млрд. рублей. По данным проектам в 2022 году начаты проектирование и строительство значимых объектов в городах Нефтекамске и Уфе (проекты "Комплексное развитие территории городского округа город Нефтекамск" и "Комплексная жилая застройка "Южные ворота" г. Уфа"), которые позволят к 2036 году дополнительно обеспечить ввод около 8 млн. кв. м жилья.
Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" предусматривает развитие газовой отрасли и доведение уровня обеспечения населения сетевым газом до 90%.
В Республике Башкортостан на 1 января 2022 года насчитывалось около 4,0 тыс. пострадавших граждан - участников долевого строительства и 106 проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан, включенных в единый реестр проблемных объектов. За 2022 год были решены вопросы по 70 объектам, из них по 18 объектам отсутствовали граждане - участники долевого строительства, по 34 объектам произведены выплаты денежной компенсации, 1 объект дублировался, 17 объектов введены в эксплуатацию; более 2,6 тыс. граждан восстановили свои жилищные права.
Государственная поддержка, направленная на улучшение жилищных условий, оказывается в виде субсидий, социальных выплат или предоставления жилья гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В 2022 году такая государственная поддержка была оказана 8738 жителям Республики Башкортостан на общую сумму 3,2 млрд. рублей.
В 2022 году темпы ипотечного жилищного кредитования в республике заметно снизились в сравнении с 2021 и 2020 годами. Было предоставлено 52,6 тыс. ипотечных жилищных кредитов (77,0% к уровню 2021 года) на общую сумму 146,0 млрд. рублей, что на 8,2% ниже, чем за 2021 год. Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным кредитам составила 7,81%, что на 0,19 процентного пункта выше показателя 2021 года. По объему вновь выданных ипотечных жилищных кредитов Республика Башкортостан по итогам 2022 года заняла 2-е место в ПФО.
Наш регион входит в пятерку регионов-лидеров, успешно внедривших в свою работу государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД РБ). С 2020 года по настоящее время в ГИСОГД РБ общее количество оказанных услуг составило 24859 единиц, из которых в 2020 году - 1151 единица, в 2021 году - 10408 единиц, в 2022 году - 24681 единица, в том числе всего поступило заявлений на оказание муниципальных услуг - 35406 единиц, из которых в 2020 году - 1372 единицы, в 2021 году - 14863 единицы, в 2022 году - 31726 единиц.
Вместе с тем в сфере развития строительства и архитектуры сохраняется ряд внешне- и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
Дефицит строительных материалов и оборудования, рост инфляции оказывают влияние на строительный сектор. Изменение цены на строительные материалы отражается на цене жилья и строительства объектов. Есть вероятность финансовых рисков для завершения соответствующих проектов. Кроме того, ощущается нехватка квалифицированных специалистов. Для привлечения в отрасль рабочей силы необходимо сделать ее привлекательной.
Проблемы промышленности строительных материалов Российской Федерации характерны также для этой отрасли в Республике Башкортостан. Они отражены в Стратегии развития промышленности строительных материалов Российской Федерации: дисбаланс спроса и предложения, высокая стоимость транспортировки продукции, недостаточный темп технологического перевооружения, модернизации и обновления основных фондов, высокий уровень негативного воздействия на окружающую среду; недостаточный уровень внедрения инновационных материалов в практику строительства и развития технологий их производства.
Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов определены в соответствии с:
указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710;
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
национальным проектом "Жилье и городская среда", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);