ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2023 года N 697


Об утверждении государственной программы "Экономическое и инвестиционное развитие Республики Башкортостан"

(с изменениями на 25 сентября 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25.09.2024 N 408)




Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


государственную программу "Экономическое и инвестиционное развитие Республики Башкортостан";


перечень некоторых решений Правительства Республики Башкортостан, признанных утратившими силу.


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Муратова Р.Х.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 декабря 2023 г. N 697



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25.09.2024 N 408)



Абзац исключен. - Постановление Правительства РБ от 25.09.2024 N 408




1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения, рост производительности труда, а также на достижение других стратегических целей развития Республики Башкортостан.


Несмотря на возникшие в последние годы негативные факторы, вызванные введением в действие карантинных ограничений, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, санкционным давлением и геополитической напряженностью, экономика Республики Башкортостан поддерживает устойчивость и по основным экономическим показателям наблюдается положительная динамика.


Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых субъектов Российской Федерации и традиционно входит в число регионов - лидеров по объему валового регионального продукта (далее - ВРП). В 2020 году Республика Башкортостан по объему ВРП заняла 11 место в Российской Федерации (1,8% суммы ВРП субъектов Российской Федерации), по итогам 2021 года - 13 место (1,7% суммы ВРП субъектов Российской Федерации).


Объем ВРП по итогам 2020 года составил 1694,2 млрд. рублей, при этом индекс физического объема - 94,2% относительно предшествующего года. Значительное влияние на снижение экономики в данный период оказали промышленное производство (индекс производства - 99,1% к уровню 2019 года), оборот розничной торговли (94,7% к уровню 2019 года), строительная сфера (объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - 89,8% к уровню 2019 года). Положительный вклад в динамику ВРП в 2020 году внесло сельское хозяйство за счет активизации уборочной кампании - индекс производства вырос на 3,6%.


Значительную роль в 2020 году в обеспечении динамики объема ВРП сыграли оперативно принимаемые меры по нивелированию социально-экономических рисков. Работа по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности велась в соответствии с первоочередными и дополнительными мерами по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан (распоряжения Главы Республики Башкортостан от 1 апреля 2020 года N РГ-119 и от 1 июня 2020 года N РГ-153). Принимаемые оперативные антикризисные меры позволили в целом сохранить стабильность экономики без резких провалов.


В 2021 году объем ВРП Республики Башкортостан составил 2000,0 млрд. рублей. Индекс физического объема ВРП в 2021 году - 102,8% к 2020 году.


Положительное влияние на рост объема ВРП оказали промышленное производство (индекс промышленного производства в 2021 году - 104,4% к уровню 2020 года), оборот розничной торговли (103,5% к уровню 2020 года), строительная отрасль (объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - 111,3% к уровню 2020 года).


Основным сдерживающим фактором более активного роста экономики в 2021 году явился спад в сельском хозяйстве - индекс производства продукции сельского хозяйства составил 84,8% к 2020 году.


В структуре ВРП по итогам 2021 года наибольшую долю занимает промышленное производство - 37,8%; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 11,5%; строительство - 7,0%; транспортировка и хранение - 6,2%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 5,4%. Суммарная доля остальных видов экономической деятельности составляет 32,1%, из которых на социально-общественные секторы приходится 17,3%, операции с недвижимым имуществом - 9,1%, деятельность в области информации и связи - 2,3%, деятельность административную и сопутствующие дополнительные услуги - 1,7%, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 0,9%, предоставление прочих видов услуг - 0,5%, финансовую и страховую деятельность - 0,3%.


По предварительной оценке Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан, индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 году составил 103,9% к уровню 2021 года. В номинальном объеме ВРП оценивается в 2192,4 млрд. рублей.


Влияние на темпы экономического роста также оказывает деятельность по системному повышению производительности труда. В этих целях в Республике Башкортостан успешно реализуются мероприятия национального проекта "Производительность труда" (далее - национальный проект) в рамках региональных проектов "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях".


Работа с использованием инструментов бережливого производства дает значимый эффект предприятиям республики, а именно: увеличение производительности; снижение простоев; сокращение производственного цикла; сокращение товаров, хранимых на складах, и брака на производствах; более быстрый запуск новой продукции.


В рамках реализации мероприятий национального проекта обеспечено досрочное достижение значений показателей, установленных для Республики Башкортостан. Так, к концу 2022 года участниками национального проекта стали 150 предприятий, инструментам применения бережливых технологий обучены 2637 сотрудников предприятий - участников национального проекта и представителей региональных команд, создано 77 потоков-образцов, реализовано 36 проектов по повышению производительности труда по направлению "Бережливое производство", обучено 116 сотрудников из числа управленческих кадров предприятий - участников национального проекта по программе "Лидеры производительности", проведен региональный этап конкурса "Лучшие практики наставничества". Кроме того, в 2022 году в Республике Башкортостан созданы корпоративные центры опережающей подготовки на базе 3 предприятий республики.


Экономическое развитие территории неразрывно связано с реализацией инвестиционной деятельности в регионе. В последние годы Республика Башкортостан успешно развивается и наращивает свой инвестиционный потенциал. Этому свидетельствуют как федеральные рейтинги, так и уверенный рост объема инвестиций.


За последние 3 года (2020 - 2022 годы) объем инвестиций возрос на 17,8% (РФ - на 13,5%, ПФО - на 6,5%). По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, за январь - декабрь 2022 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций республики составил 512,4 млрд. рублей, или 105,9% к аналогичному периоду прошлого года (в январе - декабре 2021 года - 422,6 млрд. рублей, или 105,9%, в январе - декабре 2020 года - 380,8 млрд. рублей, или 105,0%).


Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, за 2022 год составил 109,3% к аналогичному периоду предыдущего года (2021 год - 103,1%, 2020 год - 112,1%).


На инвестиционное развитие оказывают влияние проводимые в республике мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата, выстроенные на принципах проектного управления. Приоритетными направлениями являются: развитие инвестиционной инфраструктуры и финансовых инструментов поддержки ведения бизнеса; снижение административного давления на бизнес; цифровизация услуг в формате "единого окна"; введение новых форм государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности; регламентация процессов защиты прав инвесторов.


В республике на постоянной основе ведется работа по реализации планов мероприятий по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, которые также направлены на улучшение инвестиционного климата.


Одним из значимых достижений 2022 года стало участие Республики Башкортостан в реализации федеральной инициативы - системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации "Региональный инвестиционный стандарт". Республика Башкортостан успешно и своевременно внедрила все элементы. Качество внедрения элементов стандарта оценивали как непосредственно инвесторы, так и деловые объединения регионального и федерального уровней.


Благодаря слаженной работе Республика Башкортостан заняла по итогам 2022 года 4 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Достигнутая позиция в рейтинге подтверждает, что в республике планомерно и системно решаются вопросы создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций.


Республика Башкортостан имеет большой потенциал для развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). По итогам 2022 года республика вошла в ТОП-10 регионов Российской Федерации (6 место) в рейтинге по уровню развития ГЧП, при формировании которого оцениваются накопленный опыт и динамика реализации ГЧП-проектов, а также состояние нормативно-институциональной среды. В Республике Башкортостан по итогам 2022 года на стадии реализации находятся 60 проектов с общим объемом инвестиций порядка 88 млрд. рублей, из них на республиканском - 14 концессионных соглашений на сумму порядка 75 млрд. рублей, на муниципальном уровне - 46 концессионных соглашений на сумму более 13 млрд. рублей.


Кроме того, на территории Республики Башкортостан созданы и успешно функционируют территории опережающего развития (далее - ТОР). В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1536 и от 29 декабря 2016 года N 1550 ТОР созданы в монопрофильных муниципальных образованиях города Белебей и Кумертау Республики Башкортостан. В феврале 2019 года созданы еще 3 ТОР: "Благовещенск" (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 127), "Белорецк" (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 121) и "Нефтекамск" (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 129).


Министерством экономического развития Российской Федерации в реестре резидентов ТОР зарегистрировано по состоянию на 1 января 2023 года нарастающим итогом 126 резидентов из Республики Башкортостан, которыми создано 5111 рабочих мест.


Важной составляющей экономического развития является эффективность государственного управления, в приоритеты которого в том числе входит повышение качества и доступности государственных услуг.


Республика Башкортостан входит в пятерку регионов - лидеров по количеству офисов и окон многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Офисы функционируют во всех муниципальных районах и городских округах региона. По состоянию на 1 января 2023 года филиальная сеть МФЦ насчитывает 76 универсальных офисов, 1 бизнес-офис и 441 территориально обособленное подразделение с общим количеством окон - 1333. Доступ к получению услуг по принципу "одного окна" обеспечен более 99% жителям республики.


Благодаря реализованному комплексу мероприятий, направленных на нормализацию работы центров "Мои документы", решена проблема длинных очередей. На сегодняшний день в офисах МФЦ сохраняется комфортное для жителей время ожидания. Так, по итогам 2022 года среднее значение показателя составило 2 мин. 35 сек., что практически соответствует уровню предшествующего года (2021 год - 2 мин.). В 2020 году время ожидания составляло в среднем 4 мин. 37 сек.


Соответственно наблюдается тенденция увеличения уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в МФЦ, который по итогам 2022 года составил 99,97% с ростом к аналогичному периоду предыдущего года на 0,28 процентного пункта (2021 год - 99,69%). В 2020 году показатель находился на уровне 99,4%.


В 2021 году, учитывая накопленный опыт в организации предоставления услуг в режиме "одного окна", в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 7 октября 2021 года N РГ-392 на базе МФЦ организован Ситуационный центр Республики Башкортостан (далее - Центр). В целях повышения качества и оперативности оказания жителям консультаций по вопросам в сфере охраны здоровья и социально-экономического развития, общественной безопасности, предупреждения и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций работа Центра переформатирована под единые принципы деятельности центров "Мои документы" Республики Башкортостан.


В дальнейшем реализация мероприятий по обеспечению беспрепятственного предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг на территории республики, расширению перечня услуг, оказываемых в режиме "единого окна", а также повышению их доступности будет продолжена.


Кроме того, основной вектор развития МФЦ будет связан с реализацией Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 года N 837-р.



2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25.09.2024 N 408)



Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов сформулированы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, национальным проектом "Производительность труда", государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316, Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624, Программой деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2024 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 67, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р, прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды и иными документами стратегического характера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»