ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2023 года N 1030-пп


Об утверждении государственной программы Иркутской области "Туризм и индустрия гостеприимства"

(с изменениями на 30 сентября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп, от 17.04.2024 N 289-пп, от 18.09.2024 N 728-пп, от 30.09.2024 N 766-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2023 года N 767-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Туризм и индустрия гостеприимства" (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 13 ноября 2023 г. N 1030-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА"

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп, от 17.04.2024 N 289-пп, от 18.09.2024 N 728-пп, от 30.09.2024 N 766-пп)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ



Глава 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА"


Основными стратегическими документами в сфере реализации государственной программы Иркутской области "Туризм и индустрия гостеприимства" (далее - государственная программа) являются:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2024 N 728-пп)


Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";


Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ (далее - Стратегия).


Приоритетом государственной программы является использование рекреационных возможностей Иркутской области в качестве ресурса для развития человеческого капитала и встраивания в мировую экономику в качестве высокотехнологичного региона.


Реализация мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы влияет на достижение целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - национальные цели), "Устойчивая и динамичная экономика", "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", "Экологическое благополучие".


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2024 N 728-пп)


На достижение задач отраслевого комплекса "Туристско-рекреационный комплекс" Стратегии направлены цели государственной программы:


обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой, включая увеличение к 2030 году до 43,8 тысячи единиц количества мест в коллективных средствах размещения;


повышение качества сервиса и совершенствование услуг в сфере туризма с целью увеличения числа туристских поездок до 3 050 тысяч человек к 2030 году.



Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Современные экономические тенденции за последнее столетие указывают на увеличение доли потребляемых населением услуг по сравнению с потреблением товаров. Именно поэтому сфера туризма является одной из быстрорастущих и ключевых отраслей в экономике. Туристская индустрия обладает значительным мультипликативным эффектом создания новых рабочих мест, роста инвестиций, экспортной выручки и налоговых поступлений.


На федеральном уровне год от года возрастает внимание к развитию туризма как перспективной отрасли экономики, которая способствует развитию историко-культурного, природного, курортного потенциала России. Туризм относится к несырьевому сектору - сфере услуг, повышение конкурентоспособности которой одна из стратегических задач общероссийского уровня.


Туризм стимулирует рост более 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, укрепляются связи между субъектами Российской Федерации, расширяются международные контакты.


С этой позиции развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.


Ежегодно Иркутскую область посещает более 1,7 млн. туристов, в том числе почти полмиллиона - иностранные гости. Создание комфортных условий для гостей региона, повышение качества оказываемых услуг, соблюдение стандартов сервиса гостеприимства являются одними из приоритетных задач.


Основой развития туризма в Иркутской области являются природные и историко-культурные ресурсы. Почти половина Иркутской области обладает высоким рекреационным потенциалом. Основной туристский ресурс - природный комплекс озера Байкал, включенный в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.


Туристов со всего мира привлекает самобытная живая культура и традиции, природные богатства, в Иркутской области развита сеть заповедников, национальных парков, многочисленных разнообразных источников минеральных и термальных вод, запасы лечебных грязей, богатые лесные массивы и живописные ландшафты.


Приоритетными направлениями туризма в Иркутской области являются внутренний, въездной туризм различного вида: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, событийный, детский, деловой, гастрономический, круизный туризм, активные виды отдыха, охота и рыбалка.


С середины 2000-х годов рынок туризма Иркутской области характеризует положительная динамика, отражающаяся в устойчивом росте общего туристского потока (2018 год - 1 550,0 тыс. чел., 2020 год - 1 671,0 тыс. чел.), объема платных услуг и занятости (2018 год - 6 101,5 млн. руб., 2020 год - 6 478,6 млн. руб.). За последние четыре года численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличилась на 22%, по итогам 2022 года составила 1 678,0 тысячи человек.


Значимым для развития сферы услуг в Иркутской области является формирование туристского комплекса, интегрированного в экономику региона и удовлетворяющего потребности жителей и гостей региона в отдыхе.


Вместе с тем, несмотря на наличие уникальных природных и историко-культурных ресурсов, рост внутреннего и въездного туризма в Иркутской области сдерживает ряд насущных проблем, соответствующих общим проблемам развития туризма в России:


отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление) от темпов общего социально-экономического развития, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в сферу туризма;


отставание уровня развития инфраструктуры туризма от темпов роста туристского интереса к территории (недостаточность средств размещения туристского класса вместимостью более 100 мест и объектов досуга, отсутствие конгрессно-выставочных центров, СПА-центров, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, несоответствие придорожной инфраструктуры современным потребностям туристов);


недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;


недостаточно активное продвижение Иркутской области как привлекательного направления для туристов. Несмотря на значительные туристско-рекреационные активы, турпродукт области остается малоизвестным как в регионах России, так и в других странах;


дефицит квалифицированных кадров. Согласно обследованию организаций, осуществляющих деятельность в сфере гостиниц и предприятий общественного питания, проведенному в 2019 году, нехватка работников индустрии туризма и гостеприимства составляет более 5,2 тыс. человек ежегодно.


Также существуют и специфические для туризма в Иркутской области проблемы, такие как короткий туристский сезон, высокие транспортные издержки, возросшая антропогенная нагрузка на окружающую среду, природоохранные ограничения на ведение хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, в том числе на оборот земельных участков в границах объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО.


В целях создания благоприятных условий проводится работа по созданию туристских кластеров на основных туристских маршрутах области, в связи с чем в настоящее время на территории Иркутской области ведется активная работа по привлечению частных инвестиций и формированию новых маршрутов в соответствии с концепцией национального проекта "Развитие туристской инфраструктуры", предусматривающего реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров в Российской Федерации, начиная с 2019 года.


Согласно утвержденной программе социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года на территории города Байкальска (в рамках Особой экономической зоны "Ворота Байкала (далее - ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала")") планируется одновременное размещение 2 900 туристов на общей площади 763 гектара кластеров "Предгорный" и "Прибрежный".


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)


Продолжается создание туристско-рекреационного кластера "Тальцы" (далее - ТРК "Тальцы") на территории Иркутской области, финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" и регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Иркутская область)" на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в 2024 - 2026 гг.


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)


Государственная поддержка инвесторов на территориях ТРК "Тальцы", ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" осуществляется в виде создания объектов обеспечивающей инфраструктуры, освобождения предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала", от уплаты налога на землю, налога на имущество, снижения ставки налога на прибыль.


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)


Государственная программа разрабатывается в целях реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", привлечения федеральных средств на развитие туристской отрасли Иркутской области, достижения необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма, повышения качества, разнообразия и доступности туристского продукта для различных групп населения, формирования городской среды, благоприятной для туризма, обеспечения межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»