(с изменениями на 30 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп, от 17.04.2024 N 289-пп, от 18.09.2024 N 728-пп, от 30.09.2024 N 766-пп)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2023 года N 767-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Туризм и индустрия гостеприимства" (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА"
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп, от 17.04.2024 N 289-пп, от 18.09.2024 N 728-пп, от 30.09.2024 N 766-пп)
Основными стратегическими документами в сфере реализации государственной программы Иркутской области "Туризм и индустрия гостеприимства" (далее - государственная программа) являются:
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2024 N 728-пп)
Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ (далее - Стратегия).
Приоритетом государственной программы является использование рекреационных возможностей Иркутской области в качестве ресурса для развития человеческого капитала и встраивания в мировую экономику в качестве высокотехнологичного региона.
Реализация мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы влияет на достижение целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - национальные цели), "Устойчивая и динамичная экономика", "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", "Экологическое благополучие".
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2024 N 728-пп)
На достижение задач отраслевого комплекса "Туристско-рекреационный комплекс" Стратегии направлены цели государственной программы:
обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой, включая увеличение к 2030 году до 43,8 тысячи единиц количества мест в коллективных средствах размещения;
повышение качества сервиса и совершенствование услуг в сфере туризма с целью увеличения числа туристских поездок до 3 050 тысяч человек к 2030 году.
Современные экономические тенденции за последнее столетие указывают на увеличение доли потребляемых населением услуг по сравнению с потреблением товаров. Именно поэтому сфера туризма является одной из быстрорастущих и ключевых отраслей в экономике. Туристская индустрия обладает значительным мультипликативным эффектом создания новых рабочих мест, роста инвестиций, экспортной выручки и налоговых поступлений.
На федеральном уровне год от года возрастает внимание к развитию туризма как перспективной отрасли экономики, которая способствует развитию историко-культурного, природного, курортного потенциала России. Туризм относится к несырьевому сектору - сфере услуг, повышение конкурентоспособности которой одна из стратегических задач общероссийского уровня.
Туризм стимулирует рост более 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, укрепляются связи между субъектами Российской Федерации, расширяются международные контакты.
С этой позиции развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.
Ежегодно Иркутскую область посещает более 1,7 млн. туристов, в том числе почти полмиллиона - иностранные гости. Создание комфортных условий для гостей региона, повышение качества оказываемых услуг, соблюдение стандартов сервиса гостеприимства являются одними из приоритетных задач.
Основой развития туризма в Иркутской области являются природные и историко-культурные ресурсы. Почти половина Иркутской области обладает высоким рекреационным потенциалом. Основной туристский ресурс - природный комплекс озера Байкал, включенный в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Туристов со всего мира привлекает самобытная живая культура и традиции, природные богатства, в Иркутской области развита сеть заповедников, национальных парков, многочисленных разнообразных источников минеральных и термальных вод, запасы лечебных грязей, богатые лесные массивы и живописные ландшафты.
Приоритетными направлениями туризма в Иркутской области являются внутренний, въездной туризм различного вида: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, событийный, детский, деловой, гастрономический, круизный туризм, активные виды отдыха, охота и рыбалка.
С середины 2000-х годов рынок туризма Иркутской области характеризует положительная динамика, отражающаяся в устойчивом росте общего туристского потока (2018 год - 1 550,0 тыс. чел., 2020 год - 1 671,0 тыс. чел.), объема платных услуг и занятости (2018 год - 6 101,5 млн. руб., 2020 год - 6 478,6 млн. руб.). За последние четыре года численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличилась на 22%, по итогам 2022 года составила 1 678,0 тысячи человек.
Значимым для развития сферы услуг в Иркутской области является формирование туристского комплекса, интегрированного в экономику региона и удовлетворяющего потребности жителей и гостей региона в отдыхе.
Вместе с тем, несмотря на наличие уникальных природных и историко-культурных ресурсов, рост внутреннего и въездного туризма в Иркутской области сдерживает ряд насущных проблем, соответствующих общим проблемам развития туризма в России:
отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление) от темпов общего социально-экономического развития, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в сферу туризма;
отставание уровня развития инфраструктуры туризма от темпов роста туристского интереса к территории (недостаточность средств размещения туристского класса вместимостью более 100 мест и объектов досуга, отсутствие конгрессно-выставочных центров, СПА-центров, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, несоответствие придорожной инфраструктуры современным потребностям туристов);
недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
недостаточно активное продвижение Иркутской области как привлекательного направления для туристов. Несмотря на значительные туристско-рекреационные активы, турпродукт области остается малоизвестным как в регионах России, так и в других странах;
дефицит квалифицированных кадров. Согласно обследованию организаций, осуществляющих деятельность в сфере гостиниц и предприятий общественного питания, проведенному в 2019 году, нехватка работников индустрии туризма и гостеприимства составляет более 5,2 тыс. человек ежегодно.
Также существуют и специфические для туризма в Иркутской области проблемы, такие как короткий туристский сезон, высокие транспортные издержки, возросшая антропогенная нагрузка на окружающую среду, природоохранные ограничения на ведение хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, в том числе на оборот земельных участков в границах объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
В целях создания благоприятных условий проводится работа по созданию туристских кластеров на основных туристских маршрутах области, в связи с чем в настоящее время на территории Иркутской области ведется активная работа по привлечению частных инвестиций и формированию новых маршрутов в соответствии с концепцией национального проекта "Развитие туристской инфраструктуры", предусматривающего реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров в Российской Федерации, начиная с 2019 года.
Согласно утвержденной программе социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года на территории города Байкальска (в рамках Особой экономической зоны "Ворота Байкала (далее - ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала")") планируется одновременное размещение 2 900 туристов на общей площади 763 гектара кластеров "Предгорный" и "Прибрежный".
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)
Продолжается создание туристско-рекреационного кластера "Тальцы" (далее - ТРК "Тальцы") на территории Иркутской области, финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" и регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Иркутская область)" на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в 2024 - 2026 гг.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)
Государственная поддержка инвесторов на территориях ТРК "Тальцы", ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" осуществляется в виде создания объектов обеспечивающей инфраструктуры, освобождения предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала", от уплаты налога на землю, налога на имущество, снижения ставки налога на прибыль.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2023 N 1091-пп)
Государственная программа разрабатывается в целях реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", привлечения федеральных средств на развитие туристской отрасли Иркутской области, достижения необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма, повышения качества, разнообразия и доступности туристского продукта для различных групп населения, формирования городской среды, благоприятной для туризма, обеспечения межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма.