В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 августа 2023 г. N 344 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 384 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 31 декабря, N 05002008325; 2022, 30 июня, N 05002009227; 2023, 6 марта, N 05002010751).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 30 декабря 2021 г. N 384
(в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 14 ноября 2023 г. N 450)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Стратегические приоритеты
государственной программы Республики Дагестан
"Управление региональными и муниципальными финансами
Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния сферы
реализации государственной программы
Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Республики Дагестан, является логическим продолжением действовавших в 2015 - 2021 и 2022 - 2023 годах одноименных государственных программ и сохраняет преемственность приоритетов.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение принятых расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.
Задачи, стоящие в рамках организации финансово-бюджетного регулирования, заключаются в максимально эффективном использовании имеющихся финансовых ресурсов, оптимизации доходов и расходов бюджетов всех уровней, обеспечении финансово-хозяйственной самостоятельности всех уровней власти.
Современное состояние системы управления региональными финансами в Республике Дагестан характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета. Несмотря на стабильное функционирование бюджетной системы, Республика Дагестан относится к числу регионов с ограниченными финансовыми возможностями, с высокой зависимостью от федерального бюджета.
В рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами в Республике Дагестан" в 2015 - 2021 и 2022 - 2023 годах была осуществлена поддержка муниципальных образований и обеспечена устойчивость местных бюджетов, что является приоритетным направлением.
С 2015 по 2022 год доходы муниципальных образований республики имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2022 году к фактическому уровню 2015 года составляет более чем в 2 раза.
В 2015 - 2023 годы реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений более чем в 1,8 раза (с 5641,3 млн рублей в 2015 году до 10115,6 млн рублей в 2023 году).
Сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики.
В 2018 и 2020 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований до 1 декабря 2020 года, что способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу на 2020 - 2033 годы с возможностью ее досрочного погашения.
На постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ее ежегодной оценки и выделения грантов за достижение наилучших значений.
Несмотря на позитивные результаты исполнения консолидированных бюджетов муниципальных образований республики, достигнутые в 2015 - 2023 годах, сохраняются проблемы в области финансовой дисциплины, осуществляемой бюджетной политики. По итогам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями республики требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами, ежегодно проводимого Министерством финансов Республики Дагестан, в 44 процентах муниципальных районов и городских округов от их общего количества в 2022 году индивидуальный рейтинг сложился ниже средних значений.
По муниципальным образованиям республики имеет место дифференциация по уровню социально-экономического развития вследствие исторически сложившейся разветвленной структуры муниципальных образований и, как следствие, разрыв в их бюджетной обеспеченности.
Таким образом, остается ряд проблем, повышающих риски несбалансированности бюджетной системы республики, которые планируется решить в рамках государственной программы, а именно: дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики, использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Республики Дагестан.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан, отражаемых в ежегодных посланиях Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.
Начиная с 2014 года в процесс бюджетного планирования внедрены государственные программы Республики Дагестан, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами, ответственности всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
Большая часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан структурирована в рамках государственных программ Республики Дагестан.
Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
В последние годы приняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов.
В целях оздоровления государственных финансов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Республики Дагестан в 2020 - 2025 годах постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. N 295 утверждена Программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа), которой определен комплекс мер, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию расходов, сокращение государственного и муниципального долга.
В соответствии с Программой реализуются мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, в частности:
расширение налоговой базы по имущественным налогам;
оптимизация неэффективных налоговых льгот;
инвентаризация имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
легализация предпринимательской деятельности;
установление эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество;
увеличение неналоговых доходов за счет мобилизации административных штрафов;
снижение задолженности по налогам;
сокращение государственного и муниципального долга и другие.
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 4 января 2017 г. N Пр-32 Республикой Дагестан приняты меры к ненаращиванию государственного долга и снижению текущей долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан. Осуществлены мероприятия, позволившие продлить период погашения реструктурированной в 2017 году задолженности по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией до 2029 года включительно.
По итогам 2022 года объем государственного долга Республики Дагестан составил 11562,1 млн рублей, в том числе реструктуризированные бюджетные кредиты - 8342,1 млн рублей и бюджетные кредиты, полученные на реализацию инфраструктурных проектов, - 3220,0 млн рублей (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета Республики Дагестан 2022 года составило 29,2 проц., без учета бюджетных кредитов, полученных на реализацию инфраструктурных проектов, - 21 процент).
По сведениям Министерства финансов Российской Федерации, Республика Дагестан в 2022 году имела высокий уровень долговой устойчивости.
Кроме этого, принимались меры по оптимизации и снижению уровня муниципального долга, в том числе путем предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на сбалансированность местных бюджетов и бюджетных кредитов, что позволило избежать привлечения коммерческих кредитов. Муниципальный долг за 2022 год снижен на 95 млн рублей и составил 2,4 млрд рублей.
В результате оценки долговой устойчивости в 2022 году из 52 муниципальных образований, находящихся на территории Республики Дагестан, 46 муниципальных образований имели высокий уровень долговой устойчивости и 6 - средний уровень долговой устойчивости, по сравнению с 2021 годом 4 муниципальных образования вышли из среднего уровня долговой устойчивости и приобрели высокий уровень.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках Программы позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Республики Дагестан.
Необходимо принятие исчерпывающих мер, направленных на оптимизацию бюджетных финансов, повышение качества управления региональными финансами и осуществление бюджетного процесса в Республике Дагестан.