ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2021 года N 384


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"

(с изменениями на 5 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 29.06.2022 N 200, от 03.03.2023 N 56, от 14.11.2023 N 450, от 05.07.2024 N 207)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить государственную программу Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" (далее - Программа).


2. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 0500201610140002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 05000201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200006, N 0500201710200007; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; 20 июня, N 050201906200001; 4 июля, N 0500201907040001, N 0500201907040005; 6 августа, N 0500201908060004; 13 сентября, N 0500201909130011; 31 октября, N 0500201910310016; 13 ноября, N 0500201911130009; 13 декабря, N 0500201912130004; 16 декабря, N 0500201912160014; 17 декабря, N 0500201912170001; 25 декабря, N 0500201912250024; 2020, 3 февраля, N 0500202002030007; 26 февраля, N 0500202002260001; 27 марта, N 0500202003270006; 22 июля, N 0500202007220012; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 31 августа, N 05002005892; 2021, 19 января, N 05002006671; 27 апреля, N 0500207050; 6 июля, N 05002007432; 2 сентября, N 05002007626; 27 октября, N 05002007831), изменения, изложив пункт 23 в следующей редакции:

1

2

3

4

5

"23.

Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан

Министерство финансов Республики Дагестан

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан;

повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами;

обеспечение долгосрочной сбалансированности и повышение финансовой устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан;

повышение эффективности управления государственным долгом бюджетов"



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АМИРХАНОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 30 декабря 2021 г. N 384



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 14.11.2023 N 450, от 05.07.2024 N 207)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Республики Дагестан, является логическим продолжением действовавших в 2015 - 2021 и 2022 - 2023 годах одноименных государственных программ и сохраняет преемственность приоритетов.


Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение принятых расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.


Задачи, стоящие в рамках организации финансово-бюджетного регулирования, заключаются в максимально эффективном использовании имеющихся финансовых ресурсов, оптимизации доходов и расходов бюджетов всех уровней, обеспечении финансово-хозяйственной самостоятельности всех уровней власти.


Современное состояние системы управления региональными финансами в Республике Дагестан характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.


Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.


Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета. Несмотря на стабильное функционирование бюджетной системы, Республика Дагестан относится к числу регионов с ограниченными финансовыми возможностями, с высокой зависимостью от федерального бюджета.


В рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами в Республике Дагестан" в 2015 - 2021 и 2022 - 2023 годах была осуществлена поддержка муниципальных образований и обеспечена устойчивость местных бюджетов, что является приоритетным направлением.


С 2015 по 2022 год доходы муниципальных образований республики имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2022 году к фактическому уровню 2015 года составляет более чем в 2 раза.


В 2015 - 2023 годы реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений более чем в 1,8 раза (с 5641,3 млн рублей в 2015 году до 10115,6 млн рублей в 2023 году).


Сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики.


В 2018 и 2020 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований до 1 декабря 2020 года, что способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу на 2020 - 2033 годы с возможностью ее досрочного погашения.


На постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ее ежегодной оценки и выделения грантов за достижение наилучших значений.


Несмотря на позитивные результаты исполнения консолидированных бюджетов муниципальных образований республики, достигнутые в 2015 - 2023 годах, сохраняются проблемы в области финансовой дисциплины, осуществляемой бюджетной политики. По итогам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями республики требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами, ежегодно проводимого Министерством финансов Республики Дагестан, в 44 процентах муниципальных районов и городских округов от их общего количества в 2022 году индивидуальный рейтинг сложился ниже средних значений.


По муниципальным образованиям республики имеет место дифференциация по уровню социально-экономического развития вследствие исторически сложившейся разветвленной структуры муниципальных образований и, как следствие, разрыв в их бюджетной обеспеченности.


Таким образом, остается ряд проблем, повышающих риски несбалансированности бюджетной системы республики, которые планируется решить в рамках государственной программы, а именно: дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики, использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Республики Дагестан.


В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан, отражаемых в ежегодных посланиях Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.


Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.


Начиная с 2014 года в процесс бюджетного планирования внедрены государственные программы Республики Дагестан, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами, ответственности всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.


Большая часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан структурирована в рамках государственных программ Республики Дагестан.


Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.


В последние годы приняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов.


В целях оздоровления государственных финансов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Республики Дагестан в 2020 - 2025 годах постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. N 295 утверждена Программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа), которой определен комплекс мер, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию расходов, сокращение государственного и муниципального долга.


В соответствии с Программой реализуются мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, в частности:


расширение налоговой базы по имущественным налогам;


оптимизация неэффективных налоговых льгот;


инвентаризация имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;


легализация предпринимательской деятельности;


установление эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество;


увеличение неналоговых доходов за счет мобилизации административных штрафов;


снижение задолженности по налогам;


сокращение государственного и муниципального долга и другие.


В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 4 января 2017 г. N Пр-32 Республикой Дагестан приняты меры к ненаращиванию государственного долга и снижению текущей долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан. Осуществлены мероприятия, позволившие продлить период погашения реструктурированной в 2017 году задолженности по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией до 2029 года включительно.


По итогам 2022 года объем государственного долга Республики Дагестан составил 11562,1 млн рублей, в том числе реструктуризированные бюджетные кредиты - 8342,1 млн рублей и бюджетные кредиты, полученные на реализацию инфраструктурных проектов, - 3220,0 млн рублей (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета Республики Дагестан 2022 года составило 29,2 проц., без учета бюджетных кредитов, полученных на реализацию инфраструктурных проектов, - 21 процент).


По сведениям Министерства финансов Российской Федерации, Республика Дагестан в 2022 году имела высокий уровень долговой устойчивости.


Кроме этого, принимались меры по оптимизации и снижению уровня муниципального долга, в том числе путем предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на сбалансированность местных бюджетов и бюджетных кредитов, что позволило избежать привлечения коммерческих кредитов. Муниципальный долг за 2022 год снижен на 95 млн рублей и составил 2,4 млрд рублей.


В результате оценки долговой устойчивости в 2022 году из 52 муниципальных образований, находящихся на территории Республики Дагестан, 46 муниципальных образований имели высокий уровень долговой устойчивости и 6 - средний уровень долговой устойчивости, по сравнению с 2021 годом 4 муниципальных образования вышли из среднего уровня долговой устойчивости и приобрели высокий уровень.


Комплексный подход к выполнению задач в рамках Программы позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Республики Дагестан.


Необходимо принятие исчерпывающих мер, направленных на оптимизацию бюджетных финансов, повышение качества управления региональными финансами и осуществление бюджетного процесса в Республике Дагестан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»