ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2023 года N 816


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем"

(с изменениями на 27 марта 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 21.12.2023 N 922, от 07.02.2024 N 47, от 27.03.2024 N 132)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Тыва от 19 июля 2023 г. N 528 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем".


2. Органам исполнительной власти Республики Тыва - соисполнителям обеспечить своевременное и полное исполнение государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем".


3. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Тыва от 19 июля 2023 г. N 528 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Тыва от 9 декабря 2020 г. N 616 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем";


постановление Правительства Республики Тыва от 7 июня 2022 г. N 355 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем";


постановление Правительства Республики Тыва от 29 июля 2023 г. N 568 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем";


постановление Правительства Республики Тыва от 26 августа 2023 г. N 636 "О внесении изменения в приложение N 1 подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем";


постановление Правительства Республики Тыва от 28 сентября 2023 г. N 721 "О внесении изменения в приложение N 2 приложения N 1 "Условия программы "Льготная ипотека на территории Республики Тыва" подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем".


4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства Республики Тыва.


6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.



Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.ЛУКИН



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 8 ноября 2023 г. N 816



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 21.12.2023 N 922, от 07.02.2024 N 47, от 27.03.2024 N 132)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем" (далее - Программа)

Куратор Программы

-

заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Лукин О.Н.

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство культуры и туризма Республики Тыва, Агентство по делам молодежи Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию)

Период реализации Программы

-

2024 - 2030 гг.

Этапы реализации Программы не выделяются

Цели Программы

-

повышение уровня доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан;

создание в республике производства номенклатуры современных конкурентоспособных и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся местной сырьевой базы для наиболее полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда;

увеличение годового объема ввода жилья до 155 тыс. кв. м в 2025 году

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 21.12.2023 N 922)

Направления (подпрограммы) Программы

-

подпрограмма 1 "Территориальное планирование и комплексное развитие территорий";

подпрограмма 2 "Развитие промышленности строительных материалов";

подпрограмма 3 "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва";

подпрограмма 4 "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва";

подпрограмма 5 "Современный архитектурный облик Тувы"

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 132)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2024 - 2030 годах составит 7710116,47 тыс. рублей:

2024 год - 2223259,01 тыс. рублей;

на 2025 год - 1223036,16 тыс. рублей;

на 2026 год - 1249902,40 тыс. рублей;

на 2027 год - 801870,30 тыс. рублей;

на 2028 год - 777790,20 тыс. рублей;

на 2029 год - 732726,10 тыс. рублей;

на 2030 год - 701532,30 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 6435881,70 тыс. рублей:

на 2024 год - 1781039,40 тыс. рублей;

на 2025 год - 962676,30 тыс. рублей;

на 2026 год - 946040,60 тыс. рублей;

на 2027 год - 725760,70 тыс. рублей;

на 2028 год - 700847,00 тыс. рублей;

на 2029 год - 674108,00 тыс. рублей;

на 2030 год - 645409,70 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета - 305868,60 тыс. рублей:

на 2024 год - 28391,90 тыс. рублей;

на 2025 год - 3247,60 тыс. рублей;

на 2026 год - 6725,60 тыс. рублей;

на 2027 год - 75979,60 тыс. рублей;

на 2028 год - 76783,20 тыс. рублей;

на 2029 год - 58618,10 тыс. рублей;

на 2030 год - 56122,60 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 24954,00 тыс. рублей:

на 2024 год - 1587,40 тыс. рублей;

на 2025 год - 5940,40 тыс. рублей;

на 2026 год - 17136,20 тыс. рублей;

на 2027 год - 130,0 тыс. рублей;

на 2028 год - 160,0 тыс. рублей;

на 2029 год - 0 тыс. рублей;

на 2030 год - 0 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 943412,17 тыс. рублей:

на 2024 год - 412240,31 тыс. рублей;

на 2025 год - 251171,86 тыс. рублей.

на 2026 год - 280000,0 тыс. рублей;

на 2027 год - 0 тыс. рублей;

на 2028 год - 0 тыс. рублей;

на 2029 год - 0 тыс. рублей;

на 2030 год - 0 тыс. рублей

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 132)

Связь с национальными целями развития Российской Федерации / государственной программой Российской Федерации/ государственной программой

-

не связана с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации/государственной программой.



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизацию коммунального сектора, основанной на принципах рационального использования ресурсов.


В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в республике разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, а также по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение стандартного жилья.


Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования, проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.


С 1 января 2018 г. федеральная целевая программа "Жилище" входит в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральная государственная программа). Мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также улучшению жилищных условий молодых семей интегрированы в основные мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной государственной программы.


Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так, количество участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2020 г. составило 1050 семей.


Реализация мероприятий программы в 2021 - 2025 годах позволит улучшить жилищные условия 447 молодых семей и привлечь в жилищную сферу 1577309,67 тыс. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней - 408817,83 тыс. рублей.


Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. По сравнению с 2016 годом стоимость жилья выросла в 1,5 раза, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов.


Важной проблемой является предоставление жилья по договору социального найма малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления по договору социального найма.


Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:


реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;


практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;


рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;


система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;


коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;


жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.


Динамика развития жилищной сферы в период до 2025 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате принятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли стандартного жилья, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейший темп роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации Программы.


Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем жителей Республики Тыва. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.



II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы


Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, федеральной государственной программой.


Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2025 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для жителей республики, которая позволит удовлетворять не только жилищные потребности, но и обеспечивать качество жизни в целом.


Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах являются:


снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, стандартного жилья;


развитие рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;


поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»