Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2020 года N 616


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2024 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2023 N 816.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 8 ноября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 07.06.2022 N 355, от 29.07.2023 N 568, от 26.08.2023 N 636, от 28.09.2023 N 721, от 08.11.2023 N 810)




В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы".


2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 9 декабря 2020 г. N 616



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НА 2021 - 2025 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 07.06.2022 N 355, от 29.07.2023 N 568, от 08.11.2023 N 810)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы" (далее - Программа)


(паспорт в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 07.06.2022 N 355)

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва

Государственные заказчики Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Агентство по делам молодежи Республики Тыва

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2023 N 810)

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство культуры и туризма Республики Тыва, Агентство по делам молодежи Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию);

Участники Программы

-

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию), кредитные организации (по согласованию), образовательные организации, предприятия и организации реального сектора экономики

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма "Территориальное планирование и комплексное развитие территорий";

подпрограмма "Развитие промышленности строительных материалов и внедрения композитных материалов";

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва";

подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва";

подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республике Тыва на 2021 - 2025 годы"

Цели Программы

-

повышение уровня доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

создание в республике производства номенклатуры современных конкурентоспособных и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся местной сырьевой базы для наиболее полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда;

увеличение годового объема ввода жилья до 155 тыс. кв. м в 2025 году

Задачи Программы

-

создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;

поддержка обеспечения земельных участков социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства;

оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на строительство жилья;

развитие производственной базы строительного комплекса, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;

создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

создание арендного жилья;

содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода

Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы

-

увеличение годового объема ввода жилья;

повышение уровня доступности жилья;

обеспечение жилищными сертификатами граждан в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия;

увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя республики, до 14,75 кв. м;

увеличение объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, до 755881,2 тыс. рублей;

увеличение обеспечения жильем за 2021 - 2025 годы до 200 граждан и членов их семей;

привлечение в жилищную сферу собственных средств граждан, банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;

увеличение предоставления субсидии на строительство (приобретение) жилья спортсменам Республики Тыва за 2021 - 2025 годы до 10 человек, в том числе в 2021 г. - 2, 2022 г. - 2, 2023 г. - 2, 2024 г. - 2, 2025 г. - 2;

выдача ипотечных кредитов за 2023-2024 годы в количестве 2172, в том числе 2023 г. - 801, 2024 г. - 1371

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.07.2023 N 568)

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется в два этапа: I этап - 2021 - 2022 годы; II этап - 2023 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2021 - 2025 годах составит 4424488,4233 тыс. рублей:

на 2021 год - 520338,46506 тыс. рублей;

на 2022 год - 516283,39224 тыс. рублей;

на 2023 год - 1380019,196 тыс. рублей;

на 2024 год - 1504458,810 тыс. рублей;

на 2025 год - 503388,560 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 2718537,16389 тыс. рублей:

на 2021 год - 287937,42285 тыс. рублей;

на 2022 год - 279635,86104 тыс. рублей;

на 2023 год - 879088,200 тыс. рублей;

на 2024 год - 1043636,980 тыс. рублей;

на 2025 год - 228238,700 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета - 193935,83904 тыс. рублей:

на 2021 год - 30224,58721 тыс. рублей;

на 2022 год - 31431,54583 тыс. рублей;

на 2023 год - 64151,186 тыс. рублей;

на 2024 год - 46455,520 тыс. рублей;

на 2025 год - 21673,000 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 16012,63037 тыс. рублей:

на 2021 год - 4571,345 тыс. рублей;

на 2022 год - 5215,98537 тыс. рублей;

на 2023 год - 1794,300 тыс. рублей;

на 2024 год - 2126,000 тыс. рублей;

на 2025 год - 2305,000 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 1496002,790 тыс. рублей:

на 2021 год - 197605,11 тыс. рублей;

на 2022 год - 200000,00 тыс. рублей;

на 2023 год - 434985,51 тыс. рублей;

на 2024 год - 412240,31 тыс. рублей;

на 2025 год - 251171,86 тыс. рублей

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2023 N 810)

Ожидаемые результаты реализации Программы

годовой объем ввода жилья - 155,0 тыс. кв. м;

количество семей, улучшивших жилищные условия, - 11 тыс. семей;

количество граждан, улучшивших жилищные условия в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", - 10 человек;

увеличение объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета - 755881,2 тыс. рублей;

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - 150 человек



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизацию коммунального сектора, основанной на принципах рационального использования ресурсов.


За период 2014 - 2019 годов на территории республики за счет всех источников финансирования построено более 615,519 тыс. кв. м общей площади жилых домов.


В 2019 году объем вводимого жилья составил 112,336 тыс. кв. м. Основной объем по вводу жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 81,114 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 72 процента от общего объема ввода.


В 2019 году объем вводимого жилья составил 115166,4 тыс. кв. м. Основной ввод жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 45,473 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 82 процента от общего объема ввода.


По результатам 2019 года уровень обеспеченности жильем на душу населения увеличился до 14,19 кв. м или 78,83 процента от нормативной (18 кв. м) и 72,39 процента от среднероссийской обеспеченности (19,6 кв. м), а ввод жилья на одного человека - до 0,38 кв. м.


Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.


В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в республике разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, а также по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение стандартного жилья.


Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования, проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.


С 1 января 2018 г. ФЦП "Жилище" входит в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральная государственная программа). Мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также улучшению жилищных условий молодых семей интегрированы в основные мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной государственной программы.


Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так, количество участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2020 г. составило 1050 семей.


Реализация мероприятий программы в 2021 - 2025 годах позволит улучшить жилищные условия 447 молодых семей и привлечь в жилищную сферу 1577309,67 тыс. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней, - 408817,83 тыс. рублей.


Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. По сравнению с 2016 годом стоимость жилья выросла в 1,5 раза, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов.


Важной проблемой является предоставление жилья по договору социального найма малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления по договору социального найма.


Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:


реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;


практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;


рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;


система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;


коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;


жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.


Динамика развития жилищной сферы в период до 2025 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате принятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли стандартного жилья, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации Программы.


Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем жителей Республики Тыва. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.



II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы


Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, федеральной государственной программой.


Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2025 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для жителей республики, которая позволит удовлетворять не только жилищные потребности, но и обеспечивать качество жизни в целом.


Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах являются:


снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, стандартного жилья;


развитие рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;


поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья;


улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»