(с изменениями на 6 мая 2025 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 16.02.2024 N 77, от 03.04.2024 N 162, от 24.04.2024 N 190, от 25.04.2024 N 193, от 01.07.2024 N 271, от 30.07.2024 N 323, от 08.11.2024 N 457, от 06.05.2025 N 122)
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Государственную программу Республики Коми "Комплексное развитие сельских территорий" согласно приложению N 1.
2. Приостановить действие приложений 2.11 - 2.15, 2.17, 2.18, 2.22, 2.26 и 2.30 к Государственной программе Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 525 (приложение N 1), (далее - Государственная программа).
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 16.02.2024 N 77)
3. Установить, что положения по предоставлению социальных выплат, указанных в Порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (приложение 2.11 к Государственной программе (далее - Порядок), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных трехсторонним договором, указанным в пункте 35 Порядка.
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 16.02.2024 N 77)
4. Установить, что положения по предоставлению социальных выплат, указанных в Порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов (приложение 2.13 к Государственной программе (далее - Порядок), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных заявлением, указанным в пункте 9 Порядка.
5. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Правилах предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий (приложение 2.15 к Государственной программе (далее - Правила), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 13 Правил.
6. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Правилах предоставления и методике расчета субсидий из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку (приложение 2.17 к Государственной программе (далее - Правила), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 5 Правил.
7. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Правилах предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) (приложение 2.18 к Государственной программе (далее - Правила), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 5 Правил.
8. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Коми хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение части транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и/или малочисленные, и/или отдаленные сельские населенные пункты (приложение 2.22 к Государственной программе (далее - Порядок), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 4 Порядка.
9. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Порядке предоставления субсидий на развитие сельского туризма (приложение 2.26 к Государственной программе (далее - Порядок), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 7 Порядка.
10. Установить, что положения по предоставлению субсидий, указанных в Правилах предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований в Республике Коми на реализацию народных проектов в сфере торговли, прошедших отбор в рамках проекта "Народный бюджет" (приложение 2.30 к Государственной программе (далее - Правила), применяются до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 4 Правил.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации в Республике Коми государственной аграрной политики; развития в Республике Коми потребительской, сельскохозяйственной кооперации.
12. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
В.КАЗАКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 16.02.2024 N 77, от 03.04.2024 N 162, от 24.04.2024 N 190, от 25.04.2024 N 193, от 01.07.2024 N 271, от 30.07.2024 N 323, от 08.11.2024 N 457, от 06.05.2025 N 122)
Исключен. - Постановление Правительства Республики Коми от 06.05.2025 N 122.
(введен Постановлением Правительства Республики Коми от 06.05.2025 N 122)
Одной из стратегических целей Республики Коми является создание в регионе условий, которые позволят отнести республику к территории, обладающей устойчивой системой расселения в городах и селах, с рациональным и эффективно используемым комфортным пространством жизнедеятельности населения.
По оценочным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми с учетом переписи 2020 года (далее - Комистат) численность постоянного населения Республики Коми за 2023 год составила 720,6 тысячи человек, что ниже уровня 2022 года на 5,8 тысячи человек (726,4 тысячи человек). В большей степени сокращение населения наблюдалось в сельской местности, где количество жителей снизилось на 1,6 процента, горожан стало меньше на 0,6 процента. Так, численность сельского населения Республики Коми по итогам 2023 года составила 159,5 тысячи человек, что на 2,6 тысячи человек меньше уровня 2022 года (162,1 тысячи человек). На снижение численности населения республики в 2023 году повлияла как естественная убыль населения (- 3,4 тысячи человек), так и миграционная убыль населения (- 2,4 тысячи человек). Справочно: по итогам Всероссийской переписи 2020 г. по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2010 г. численность сельского населения Республики Коми снизилась на 20 процентов при общем сокращении числа жителей республики на 18 процентов.
Проведенный Комистатом анализ условий жизни сельского населения Республики Коми за период с 2017 по 2021 годы показал, что условия жизни сельского населения по многим показателям хуже, чем условия жизни жителей городов.
Жилье в сельской местности менее благоустроено. На конец 2021 года всеми видами коммунальных удобств было оборудовано только 7 процентов общей площади жилых помещений против 81 процента в городской черте. Кроме того, дома сельчан более изношены. Удельный вес домов, имевших степень износа более 70 процентов, был в 3 раза выше, чем в городской местности.
Сельские жители хуже обеспечены медицинской помощью. В сельских населенных пунктах в расчете на 10 000 жителей число больничных коек втрое ниже, чем в городских; мощность амбулаторно-поликлинических организаций, численность врачей и среднего медицинского персонала вдвое ниже. Следует отметить, что сельские жители могут получать качественную специализированную медицинскую помощь в лечебно-профилактических и диагностических центрах, расположенных в городах республики.
В сельской местности более низкие показатели охвата детей дошкольным образованием. Это обусловлено как недостатком мест в детсадах, так и отсутствием организаций дошкольного образования в некоторых населенных пунктах.
Сельские школы хуже оснащены актовыми и спортивными залами, мастерскими для трудового обучения и кабинетами информатики.
У сельчан меньше возможностей для культурного досуга и активного отдыха. Культурно-развлекательные мероприятия посещали только 9 процентов сельских жителей против 40 процентов городских. Разница в доле занимавшихся физкультурой и спортом была значительно меньше - 33 процента и 45 процентов соответственно.
Снижает комфортность проживания в сельской местности и низкая транспортная доступность. На конец 2021 года почти треть сельских населенных пунктов не имели связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.
Вместе с тем по итогам анализа Комистата были выявлены показатели, по которым сельская местность опережает городскую. Это обеспеченность населения жильем, доля учеников, занимающихся во вторую смену, обеспеченность школьников компьютерами, количество зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек и участников клубных формирований в расчете на численность населения.
К проблемным аспектам в сфере комплексного развития сельских территорий Республики Коми в настоящее время относятся: медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования.
Приоритеты и цели государственной политики Республики Коми в сфере комплексного развития сельских территорий определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 4146-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее - Стратегия пространственного развития Российской Федерации);
постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года" (далее - Стратегия региона);
С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере комплексного развития сельских территорий являются:
стабилизация численности сельского населения, повышение качества и доступности услуг отраслей социальной сферы;
создание комфортной среды для жизнедеятельности сельского населения;
развитие сельских территорий в части повышения их инфраструктурной обеспеченности.
В соответствии с приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере комплексного развития сельских территорий целями Государственной программы Республики Коми "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Государственная программа) являются:
достижение доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения на уровне не менее 37,5 процента в 2030 году;