В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 15.12.2022 N 640-П "О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" изменение, изложив государственную программу "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу с 01.01.2024, за исключением приложений N 13 - 21 к государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной постановлением, вступающих в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Состояние жилищно-коммунальной сферы в Астраханской области имеет существенные различия. Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причинами такого положения в первую очередь являются недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения - более 50% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (3821 км сетей из 7413 км сетей), в том числе:
сетей водоснабжения - 54,18% (2734 км из 5046 км);
сетей водоотведения - 59,59% (811 км из 1361 км);
сетей теплоснабжения - 27,44% (276 км из 1006 км).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно происходит в среднем 100 происшествий, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы и высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Астраханской области остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, жестким регулированием, низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность населения и организаций за потребленные услуги и ресурсы, которые составили по итогам 2021 года около 8,6 млрд рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 5,4 млрд рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 79,9 млн рублей, прочих потребителей, в том числе за коммунальные услуги, - 3,0 млрд рублей.
Водоснабжение потребителей Астраханской области осуществляется по водопроводным сетям протяженностью 5046,19 км, износ которых составляет 74,2%.
Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Астраханской области как в 2023 - 2025 годах, так и на перспективу до 2030 года.
В настоящее время для Астраханской области, как и для других субъектов Российской Федерации, характерны следующие общие проблемы в сфере жилищно-коммунальных услуг:
- значительный износ основных фондов и недостаток мощностей, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность сетей, территориальная разбросанность поселений и социально значимых объектов;
- повышенные потери при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
- низкая платежеспособность потребителей;
- ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных систем жилищно-коммунального комплекса;
- накопленные проблемы предшествующих периодов - значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- многолетнее отсутствие надлежащего обслуживания и отсутствие своевременного капитального ремонта многоквартирных домов.
Совокупность этих факторов влияет на низкую и некачественную обеспеченность населения Астраханской области централизованными коммунальными услугами.
Актуальными задачами указанного периода является обеспечение населения Астраханской области централизованными коммунальными услугами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения во всех сферах хозяйственной деятельности, улучшение качества жизни в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах города, проведением капитального ремонта в многоквартирных домах, а также модернизация и переоборудование предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрение современных технологий и материалов.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" (далее - государственная программа) определяются исходя из положений:
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, и представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных:
- на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
- повышение надежности работы инфраструктуры жизнеобеспечения населенных пунктов;
- развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики Астраханской области;
- обеспечение комфортных и безопасных условий проживания населения Астраханской области;
- повышение экономической устойчивости деятельности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268, предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
Государственная программа направлена на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", которая позволит удовлетворить как жилищные потребности, так и обеспечить высокое качество жизни в целом.
Таким образом, приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
- улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания;
- модернизация и повышение надежности объектов коммунального хозяйства;
- создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
- обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.