В целях совершенствования правового акта Правительства Хабаровского края:
1. Внести в распоряжение Правительства Хабаровского края от 29 октября 2018 г. N 706-рп "О Программе оздоровления государственных финансов Хабаровского края на период до 2025 года" следующие изменения:
1.1. В наименовании, абзацах втором - четвертом пункта 1 цифры "2025" заменить цифрами "2026".
1.2. Подпункт 2.2 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2.2. Ежегодно проводить мониторинг выполнения целевых показателей Плана мероприятий за первое полугодие.
В срок до 15 марта года, следующего за отчетным, подводить итоги выполнения Плана мероприятий и проводить оценку эффективности реализации Программы.".
1.3. В подпункте 3.2 пункта 3 слово "квартальные" заменить словом "полугодовые".
2. Внести в Программу оздоровления государственных финансов Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 октября 2018 г. N 706-рп, следующие изменения:
2.1. В заголовке, абзаце первом раздела 1 цифры "2025" заменить цифрами "2026".
2.2. В разделе 2:
1) в пункте 2.1:
а) в подпункте 2.1.2:
- в подпункте 2 слова ", организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков" исключить;
- подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) анализ налоговой отдачи по видам экономической деятельности и задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края в разрезе налогоплательщиков - юридических лиц;";
- в подпункте 5 слово "недоимки" заменить словом "задолженности";
б) в подпункте 2.1.3:
- подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) повышения качества бюджетного планирования, рационального и эффективного распределения финансовых ресурсов на выполнение расходных обязательств края. В 2022 году 94 процента расходов краевого бюджета (147,1 млрд. рублей) связано с реализацией 35 государственных программ края, направленных на:
- повышение качества жизни населения и укрепление населенченского потенциала (15 программ) - 114,7 млрд. рублей;
- устойчивое развитие экономики края (15 программ) - 22,9 млрд. рублей;
- повышение эффективности государственного и муниципального управления (5 программ) - 9,5 млрд. рублей.
За 2022 год все социально значимые обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме, не допущена просроченная задолженность по заработной плате работников бюджетной сферы. Расходы социальных отраслей из краевого бюджета за 2022 год составили 100,1 млрд. рублей, или 63,7 процента от всех расходов;";
- в подпункте 3:
цифры "2021" заменить цифрами "2022";
цифры "206,6" заменить цифрами "173,4";
- в подпункте 4:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"- проведения в 2022 году реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) муниципальных образований края в отношении бюджетных кредитов, выданных министерством финансов края из краевого бюджета (далее также - задолженность), в общей сумме 1 464,5 млн. рублей путем предоставления рассрочки по погашению задолженности с переносом срока ее погашения на 2023 - 2027 годы (2025 - 2028 годы - для замещения кредитов кредитных организаций) ежегодно равными долями с возможностью досрочного погашения. Это позволило обеспечить первоочередные и социально значимые расходы местных бюджетов и не допустить просроченной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы;";
в абзаце пятом слово "городских" заменить словами "муниципальных, городских";
2) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2. Наряду с достигнутыми результатами сохраняются риски для устойчивого исполнения бюджета, обусловленные следующими основными факторами:
2.2.1. Рост расходов бюджета края, не обеспеченных ростом соответствующих доходов.
За период с 2012 по 2022 год расходы краевого бюджета превысили доходы краевого бюджета на 52,3 млрд. рублей.
Значительный объем расходов краевого бюджета за счет собственных средств (без средств федерального бюджета) сложился по расходам на реализацию указов Президента Российской Федерации, расходам на реализацию федерального законодательства по повышению оплаты труда, дополнительным расходам на страховые взносы за неработающее население, расходам, связанным с территориальными особенностями края (транспортное обслуживание населения и тарифное регулирование в сфере коммунального хозяйства), расходам на поддержку семей с детьми.
Нагрузка на краевой бюджет без дополнительных источников финансирования характеризуется ежегодным ростом.
2.2.2. Необходимость соблюдения обязательств и ограничений, установленных Правительством Российской Федерации и закрепленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, направленных на бюджетную консолидацию и оздоровление государственных финансов края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" установлены обязательства, подлежащие исполнению Хабаровским краем в связи с реструктуризацией обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (в том числе по обеспечению размера дефицита и доли общего объема государственного долга в соответствии с установленными показателями).
Соглашения о предоставлении (реструктуризации) бюджетных кредитов Министерством финансов Российской Федерации устанавливают ряд обязательств края, в том числе по уровню государственного долга края (на 1 января 2023 г. - не более 43 процентов суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год; на 1 января 2024 г. - не более 40 процентов суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год; на 1 января 2025 г. - не более 36 процентов суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год).
Несоблюдение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение бюджетных мер принуждения и мер административного принуждения, предусмотренных соответственно Бюджетным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также необходимо обеспечить выполнение обязательств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 2457 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации".
Формирование и исполнение бюджета с учетом указанных ограничений требует принятия дополнительных мер по оптимизации расходов.
2.2.3. Риск увеличения дорогостоящих рыночных обязательств в связи с тем, что в результате проведенных реструктуризаций бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, с 2025 года существенно увеличивается объем погашения бюджетных кредитов.
В соответствии с графиками погашения бюджетных кредитов в федеральный бюджет с 2025 года объем возврата бюджетных кредитов Хабаровским краем увеличивается к уровню 2024 года в 10 раз с 0,9 млрд. рублей до 9,7 млрд. рублей. С 2026 по 2028 год сумма возврата бюджетных кредитов будет составлять 9,7 млрд. рублей ежегодно, в 2029 году - 6,7 млрд. рублей.
По данным бюджетного прогноза края, разработанного на основе прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2036 года, поступления собственных доходов в краевой бюджет не обеспечат возможность погашения бюджетных кредитов.
Для погашения бюджетных кредитов потребуется поиск дополнительных источников финансирования.
Кроме того, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в настоящее время ведется работа по привлечению из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и специальных казначейских кредитов. Погашение указанных кредитов будет осуществляться начиная с 2024 года и повлечет дополнительную нагрузку на краевой бюджет.
2.2.4. Риск сокращения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, обусловленный внесением изменений в федеральные нормативные правовые акты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2513 "О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2435" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (далее - постановление о распределении дотации), в соответствии с которыми устанавливается сокращение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (далее - дотация).
Объем дотации субъекта Российской Федерации в 2024 году не может превышать 70 процентов объема дотации на 2023 год, увеличенного на темп роста общего объема дотаций в 2024 году по сравнению с 2023 годом; объем дотации в 2025 году не может превышать 70 процентов объема дотации на 2023 год, увеличенного на 15 процентов.
Указанные изменения в постановлении о распределении дотации ведут к сокращению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности края ориентировочно на 2,1 млрд. рублей в 2024 году, на 1,5 млрд. рублей в 2025 году.
В условиях недостаточной обеспеченности собственными доходами и сравнительно высокой стоимости предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с удаленностью населенных пунктов, низкой плотностью населения, труднодоступностью большей части территории, высокой стоимостью транспортных и жилищно-коммунальных услуг эти изменения повлекут разбалансированность бюджета края, существенно затруднят реализацию мер по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока.".