ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2023 года N 470


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



Правительство Республики Коми постановляет:


1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) согласно приложению.


2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проекта республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.


4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 21 сентября 2022 г. N 465 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам формирования и реализации государственной бюджетной и налоговой политики Республики Коми и влияния бюджетной и налоговой политики на социально-экономическое развитие и ускорение темпов экономического роста.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2024 года.



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 6 октября 2023 г. N 470
     (приложение)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" с учетом оценки налоговых расходов Республики Коми и итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и в первом полугодии 2023 года.


При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления), и Плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного Главой Республики Коми 18 марта 2022 года.


Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2022 год и первое полугодие 2023 года


2022 год стал годом новых вызовов не только для Республики Коми, но и для всей Российской Федерации. Вместе с тем проводимая в стране ответственная макроэкономическая политика позволила сохранить финансовую стабильность республики и страны в целом.


Основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.


Завершение 2022 года с профицитом позволило республике сократить объем государственного долга Республики Коми на 1,8 млрд рублей. На 1 января 2023 года он составил 32,6 млрд рублей, или 30,3% от налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, проведена оптимизация структуры государственного долга республики, и более дорогие коммерческие заимствования заменены бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это позволило снизить расходы на обслуживание государственного долга Республики Коми, которые в 2022 году составили 1 млрд рублей при утвержденном объеме в 2,6 млрд рублей. В результате по итогам 2022 года Минфином России республика отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. Объем государственного долга Республики Коми на 1 июля 2023 года составил 33,1 млрд рублей.


В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2022 году составил 1,6 млрд рублей (108% от планового значения), а установленные на 1 июля 2023 года значения выполнены на 26,9% (0,4 млрд рублей).


В консолидированном бюджете Республики Коми объем безвозмездных поступлений по сравнению с прошлым годом вырос на 3,2 млрд рублей, или на 16,5%, и составил 22,9 млрд рублей. При этом в республиканском бюджете безвозмездные поступления составили 20 млрд рублей или 15%. Основной объем увеличения (2,4 млрд рублей) приходится на безвозмездные поступления от государственных организаций, из которых порядка 2 млрд рублей составляет рост поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Рост поступлений из федерального бюджета составил 0,5 млрд рублей, в том числе за счет увеличения субсидий на 3,2 млрд рублей и снижения иных межбюджетных трансфертов на 2,7 млрд рублей. Вместе с тем безвозмездные поступления из республиканского бюджета составили 35,2 млрд рублей, или 71% от общего объема доходов муниципальных бюджетов.


Республика Коми как и в предыдущие годы обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2022 году с территории Республики Коми было собрано 526,5 млрд рублей налоговых доходов, что на 155,1 млрд рублей, или в 1,4 раза, больше поступлений 2021 года.


Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 23,1%, или 121,7 млрд рублей. Увеличение объема поступлений по сравнению с предыдущим годом составило 22,7 млрд рублей, или 22,9%. При этом в республиканский бюджет поступило 109,7 млрд рублей.


Доля поступления налогов с территории республики в федеральный бюджет в 2022 году соответственно увеличилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 3,6 процентных пункта и составила 76,9%, что обусловлено в основном увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.


В год геополитических противоречий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики сложился под влиянием следующих основных факторов:


введение экономических и финансовых санкций западными странами;


рост цены на нефть марки "Urals", курса доллара по отношению к рублю;


снижение экономического потенциала страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.


Тем не менее поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2022 году составило 122,0 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2021 года увеличилось на 23,0 млрд рублей, или на 23,3%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 94,1%.


Основными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организаций (42,5%), налог на доходы физических лиц (26,3%), налоги на имущество (22,7%).


Поступление налога на прибыль организаций в 2022 году значительно возросло относительно прошлогоднего уровня и составило 48,8 млрд рублей, объем налога увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9 млрд рублей, или в 1,4 раза.


Значительный рост поступлений налога на прибыль обусловлен главным образом увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков газовой и нефтедобывающей отраслей, в том числе входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которое связано с ростом цен на нефть марки Urals и курса доллара к рублю. Кроме того, значительно увеличились поступления налога на прибыль от организации лесоперерабатывающей отрасли, не входящей в КГН.


Также в 2022 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми налога на доходы физических лиц. Объем поступлений налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) составил 30,2 млрд рублей, что на 1,8 млрд рублей, или на 6,4%, превышает уровень 2021 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по республике.


Кроме того, увеличилось относительно уровня 2021 года поступление налогов на имущество, которые поступили в 2022 году в объеме 26,1 млрд рублей, что на 3,8 млрд рублей, или на 17,3%, выше прошлогоднего уровня. Основное увеличение произошло по налогу на имущество организаций - на 3,7 млрд рублей, или на 18,2%, в связи с ростом налогооблагаемой базы по основному плательщику налога в связи с переоценкой стоимости основных средств по состоянию на 31 декабря 2021 года.


Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой и лесной отраслей. Свыше 54% поступающих налогов приходится на данные отрасли.


В целях пополнения и укрепления собственной доходной базы местных бюджетов на территории Республики Коми с 2023 года увеличился норматив отчислений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в бюджеты городских округов и муниципальных районов в Республике Коми с 50 до 100 процентов согласно Закону Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 53-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" и приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".


Таким образом, УСН, который ранее поровну распределялся между республиканским бюджетом Республики Коми и местными бюджетами, с 2023 года полностью зачисляется в местные бюджеты Республики Коми, что дополнительно повышает заинтересованность органов местного самоуправления в проведении работы по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований.


Вышеуказанная мера повлияла на рост поступлений в текущем году в местные бюджеты УСН - на 0,8 млрд рублей, или в 2,2 раза, по сравнению с данными на 1 июля 2022 года.


При этом по состоянию на 1 июля 2023 года в местные бюджеты поступило 7,1 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 0,5 млрд рублей, или на 7,1%, больше, чем за аналогичный период 2022 года.


Также на рост доходов муниципальных образований повлиял рост поступлений по налогу на доходы физических лиц - на 0,2 млрд рублей, или на 5,8%, что адекватно темпу роста фонда начисленной заработной платы.


В то же время республиканский бюджет подвергается негативному влиянию макроэкономической и геополитической ситуации, что отрицательно сказывается на доходной части бюджета. По состоянию на 1 июля 2023 года сложилась отрицательная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет относительно прошлогоднего уровня. Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет за 1 полугодие 2023 года снизилось на 4,0 млрд рублей, или на 7,3%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.


Основным фактором снижения является уменьшение поступлений налога на прибыль организаций - на 5,3 млрд рублей, или на 18,6%. Уменьшение поступлений произошло в результате отмены института КГН и изменения порядка уплаты данного налога с 1 января 2023 года бывшими участниками КГН, а также в связи со снижением среднего уровня цен нефти, введением ограничения (потолка) цен на нефть, экспортируемую из России, снижением экспорта газа, санкциями, ограничивающими экспорт в страны Европейского союза лесоматериалов.


Вместе с тем наблюдается положительная динамика поступлений по налогу на имущество организаций, поступление которого в республиканский бюджет за 6 месяцев текущего года выросло на 0,9 млрд рублей, или 7,6%. При этом в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" на 2022 - 2025 годы установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, в отношении пассажирских и грузовых воздушных судов, находящихся в собственности данных организаций (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).


На 0,8 млрд рублей, или на 8,5%, увеличилось поступление по НДФЛ.


Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Российской Федерации с 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета (далее - ЕНС), которым предусмотрено обязательное применение организациями и индивидуальными предпринимателями порядка уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП). В первые месяцы 2023 года наблюдалось нестабильное поступление доходов в республиканский и в местные бюджеты Республики Коми в связи с организационными и техническими процессами переходного периода в ФНС России и в УФК по Тульской области (уполномоченный орган Федерального казначейства по ведению ЕНС). Но уже начиная с апреля текущего года ситуация с поступлением налогов в бюджеты в рамках механизма ЕНС и ЕНП стабилизировалась, что положительно сказалось и на динамике поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.


В целях стимулирования муниципальных образований городских (муниципальных) округов и муниципальных районов, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета, в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208 "О грантах на поощрение муниципальных образований городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов в Республике Коми, достигших наилучших результатов по увеличению базы доходов местного бюджета", по итогам 2022 года проведена очередная оценка, по результатам которой в 2023 году гранты в общем объеме 40 млн рублей перечислены муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МР "Удорский", МО "Инта", МО "Ухта", МР "Усть-Куломский", МР "Прилузский".


В 2022 году в целях предупреждения невыполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства перечень обязательств муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, заключающих соглашения с Министерством финансов Республики Коми в рамках постановления Правительства Республики Коми от 17 декабря 2019 г. N 605 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми", дополнен обязательством начиная с 2023 года направлять в Министерство финансов Республики Коми на согласование параметры проектов решений о внесении изменений в решение о местном бюджете, а также обязательство не принимать проект решения, параметры которого не согласованы Министерством. Также введена мера ответственности за неисполнение муниципальным образованием условий указанных соглашений в отчетном году в виде сокращения на 1% объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), предусмотренной на текущий финансовый год, но не более 1% налоговых и неналоговых доходов бюджета за отчетный год (применяется, начиная с соглашений, заключаемых на 2023 год).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»