ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2023 года N 805


Об утверждении государственной программы Амурской области "Охрана окружающей среды в Амурской области"

(с изменениями на 25 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 06.03.2024 N 154, от 01.07.2024 N 520, от 25.09.2024 N 758)




В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Амурской области "Охрана окружающей среды в Амурской области" (далее - государственная программа).


2. Установить, что мероприятия государственной программы "Охрана окружающей среды в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 453, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.


3. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 453, от 29 января 2014 г. N 43, от 29 января 2014 г. N 48, от 11 марта 2014 г. N 125, от 23 апреля 2014 г. N 256, от 27 мая 2014 г. N 329, от 25 июня 2014 г. N 409, от 27 августа 2014 г. N 510, от 22 сентября 2014 г. N 568, от 25 сентября 2014 г. N 587, от 22 октября 2014 г. N 648, от 14 ноября 2014 г. N 693, от 8 декабря 2014 г. N 734, от 24 декабря 2014 г. N 771, от 26 января 2015 г. N 14, от 25 февраля 2015 г. N 53, от 19 марта 2015 г. N 99, от 27 мая 2015 г. N 246, от 22 июня 2015 г. N 300, от 10 августа 2015 г. N 379, от 10 сентября 2015 г. N 425, от 25 сентября 2015 г. N 452, от 18 ноября 2015 г. N 547, от 9 декабря 2015 г. N 587, от 23 декабря 2015 г. N 628, от 18 февраля 2016 г. N 43, от 23 марта 2016 г. N 103, от 28 июня 2016 г. N 272, от 24 августа 2016 г. N 363, от 13 сентября 2016 г. N 397, от 30 сентября 2016 г. N 426, от 25 октября 2016 г. N 476, от 23 ноября 2016 г. N 522, от 19 декабря 2016 г. N 565, от 25 января 2017 г. N 27, от 30 мая 2017 г. N 264, от 21 июня 2017 г. N 289, от 4 августа 2017 г. N 374, от 14 сентября 2017 г. N 438, от 25 сентября 2017 г. N 466, от 20 ноября 2017 г. N 541, от 8 декабря 2017 г. N 587, от 25 января 2018 г. N 35, от 16 февраля 2018 г. N 67, от 7 мая 2018 г. N 217, от 3 июля 2018 г. N 300, от 25 сентября 2018 г. N 449, от 21 декабря 2018 г. N 630, от 28 декабря 2018 г. N 660, от 26 февраля 2019 г. N 66, от 11 апреля 2019 г. N 191, от 21 июня 2019 г. N 334, от 10 сентября 2019 г. N 513, от 25 сентября 2019 г. N 564, от 14 ноября 2019 г. N 647, от 5 декабря 2019 г. N 691, от 9 декабря 2019 г. N 702, от 13 апреля 2020 г. N 216, от 23 июня 2020 г. N 404, от 23 сентября 2020 г. N 642, от 25 сентября 2020 г. N 657, от 8 октября 2020 г. N 694, от 13 ноября 2020 г. N 759, от 4 декабря 2020 г. N 823, от 18 декабря 2020 г. N 863, от 15 апреля 2021 г. N 226, от 7 июня 2021 г. N 366, от 30 июня 2021 г. N 418, от 5 июля 2021 г. N 441, от 13 сентября 2021 г. N 697, от 24 сентября 2021 г. N 741, от 16 декабря 2021 г. N 1026, от 29 декабря 2021 г. N 1100, от 16 марта 2022 г. N 236, от 17 марта 2022 г. N 243, от 25 августа 2022 г. N 867, от 23 сентября 2022 г. N 957, от 21 ноября 2022 г. N 1128, от 16 февраля 2023 г. N 153, от 24 апреля 2023 г. N 373, от 27 апреля 2023 г. N 391, от 19 июня 2023 г. N 537, от 11 августа 2023 г. N 685, от 14 сентября 2023 г. N 767.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 25 сентября 2023 г. N 805



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 06.03.2024 N 154, от 01.07.2024 N 520, от 25.09.2024 N 758)




1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Амурской области "Охрана окружающей среды в Амурской области"



1.1. Оценка текущего состояния экологической сферы Амурской области


Экологическое состояние территории Амурской области на фоне большинства других регионов Российской Федерации в целом удовлетворительное, но имеются отдельные участки с повышенной остротой экологической ситуации. Существенно то, что большинство экосистем территории Амурской области относится к категории повышенно уязвимых, для которых даже относительно небольшая антропогенная нагрузка может привести к необратимым изменениям их естественных качеств. Но значительная часть природных ресурсов Амурской области пока не вовлечена в промышленное освоение и может рассматриваться как резервный потенциал для будущих поколений жителей Амурской области и всей России.


Свыше 12 млн. тонн отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий Амурской области выявлено 13 объектов, обладающих признаками накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью населения.


В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" запланирована ликвидация вышеуказанных объектов.


Также в соответствии с планом природоохранных мероприятий Амурской области, утвержденным министерством природных ресурсов Амурской области 3 ноября 2022 года, проводятся выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе проведение инженерных изысканий на таких объектах и проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.


Ежегодно образуется примерно 5 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых 400 тыс. тонн составляют твердые коммунальные отходы.


На территории Амурской области в 2022 году образовалось 412 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, из которых более 80% было направлено на захоронение.


Прогнозы статистических организаций показывают неуклонный рост отходов в мире, в этой связи ориентир направлен на сокращение образования отходов к 2030 году. Взят курс на сокращение объема отходов за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации.


На территории Амурской области находится 2028 объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).


Для обеспечения учета поднадзорных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создан государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.


Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми хозяйствующими субъектами при осуществлении своей деятельности, являются:


1) несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;


2) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления;


3) нарушение режима использования территорий водоохранных зон;


4) безлицензионное пользование недрами либо пользование недрами с нарушением лицензионных условий.


На территории Амурской области действует Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Амурской области, утвержденный приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 27 января 2021 г. N 16-ОД.


На территории города Благовещенск в рамках пилотного проекта планируется внедрение системы круглосуточного мониторинга качества атмосферного воздуха на базе малогабаритных автоматических станций, реализующей контроль мер по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.


Во исполнение перечня поручений по итогам совещания о мерах по ликвидации последствий наводнения в Иркутской области, утвержденного Президентом Российской Федерации 23 июля 2019 г. N Пр-1430, проведена инвентаризация гидротехнических сооружений, расположенных на малых водохранилищах на территории Амурской области.


По указанным гидротехническим сооружениям осуществляется ежегодный мониторинг технического состояния и контроля за их эксплуатацией. Муниципальными образованиями Амурской области в целях обеспечения защиты населения Амурской области и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на гидротехнических сооружениях, расположенных на подведомственных территориях, запланирован и выполняется текущий и капитальный ремонт.


Одной из существенных проблем для Амурской области в водохозяйственной сфере является негативное воздействие вод. Это связано с тем, что населенные пункты Амурской области сосредоточены в основном вдоль крупных рек - Амур, Зея, Селемджа, Бурея, а также с высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий.


Значительный материальный ущерб объясняется отсутствием развитых и эффективных систем защитных сооружений, большинство которых возводилось в период прохождения паводков в экстренном порядке без разработки проектов, поэтому по своим параметрам они не соответствуют назначению и не могут рассматриваться как капитальные сооружения, пригодные для защиты населенных пунктов.


В период 2020 - 2021 годов выполнены работы по установлению границ зон затопления, подтопления на территории 219 населенных пунктов. Полученные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.


Инженерная защита данных территорий и объектов экономики от негативного воздействия вод предполагает строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты).


В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ).


Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственное управление в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Общая площадь заповедных территорий федерального значения в Амурской области составляет 831,02 тыс. га, или 2,34% от общей площади области (6 ООПТ федерального значения: заповедники Зейский, Хинганский, Норский, заказники Хингано-Архаринский и Орловский, национальный парк Токинско-Становой).


В системе ООПТ Амурской области находятся 31 государственный природный заказник, 3 охранных зоны к заказникам, 1 водно-болотное угодье, 2 природных парка и 58 памятников природы регионального значения. Общая площадь ООПТ Амурской области составляет 3,9 млн. га, или 11,0% территории Амурской области, из них: заказники регионального значения занимают 3175,2 тыс. га, или 9,4% территории Амурской области, что по международным стандартам является экологическим минимумом.


На территории Амурской области обитают 67 видов млекопитающих, 326 видов птиц и 64 вида рыб. Из них в областную Красную книгу включены 21 вид млекопитающих, 94 вида птиц, 8 видов рыб, 35 видов моллюсков, насекомых и пресмыкающихся. К объектам охоты отнесены 26 видов животных и 32 вида птиц.


Анализ динамики численности диких животных, особенно являющихся объектами охоты, показывает, что их численность на территории Амурской области далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий. Плотность заселения биотопов дикими копытными животными в полтора - два раза ниже оптимального уровня, рекомендуемого специалистами для устойчивого их использования. Аналогичная ситуация и с водными биологическими ресурсами. Основными причинами такого состояния являются:


1) рост антропогенного влияния на природные комплексы в связи усилением техногенного воздействия;


2) высокий уровень браконьерства: объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов, по экспертным оценкам, в денежном выражении равен официальному изъятию. При этом недостаточна охрана ресурсов животного мира ввиду низкой численности инспекторского состава и неполной его оснащенности (на 35,6 млн. га территории области, являющейся подконтрольной управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, имеется 37 инспекторов, и нагрузка на одного служащего составляет около 1 млн. га);


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»