ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2023 года N 566-П


О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2022 N 650-П



В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", от 15.04.2014 N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 14.05.2021 N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации", от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Законом Астраханской области от 10.02.2020 N 11/2020-ОЗ "О развитии сельского хозяйства на территории Астраханской области", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2022 N 650-П "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" следующие изменения:


1.1. В преамбуле постановления слова "от 08.11.2022 N 542-П "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Астраханской области" заменить словами "от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области".


1.2. Государственную программу "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.


2. Постановление вступает в силу с 01.01.2024, за исключением приложений N 8, 9 к государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением, вступающих в силу со дня его официального опубликования.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 25 сентября 2023 г. N 566-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"



I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области"


Государственная программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (далее - государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Астраханской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий государственной программы.


В Астраханской области развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) рассматривается как одно из важнейших направлений развития территории и представляет собой многоукладную сельскую экономику, включающую в себя как крупные хозяйствующие субъекты, так и малые формы хозяйствования.


По итогам сельскохозяйственной микропереписи по состоянию на 01.01.2023 на территории Астраханской области зарегистрировано по виду экономической деятельности "Сельское хозяйство" 183 сельскохозяйственных предприятия (далее - СХП), 2954 крестьянских (фермерских) хозяйства (далее - КФХ), 129,2 тыс. личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), 36 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.


В последние годы, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, сельскохозяйственная отрасль динамично развивается. Так, за период реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П (далее - Программа), обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении почти в 2,3 раза - с 29,1 до 64,8 млрд рублей. Среднегодовой индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 104%, в том числе объем производства продукции растениеводства увеличился в 2,5 раза и составил 40,3 млрд рублей со среднегодовым индексом производства (в сопоставимых ценах) 106,9%, объем производства продукции животноводства увеличился на 83% и составил 24,5 млрд рублей со среднегодовым индексом производства (в сопоставимых ценах) 100,6%. При этом доля производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме ВРП на протяжении ряда лет сохраняется на уровне 6%.



Развитие растениеводства


Традиционно лидирующие позиции в АПК Астраханской области сохраняет отрасль растениеводства. Астраханская область благодаря своим уникальным климатическим условиям является одним из крупнейших производителей овощной и бахчевой продукции в Российской Федерации и на протяжении многих лет по праву сохраняет звание "Всероссийский огород". В 2022 году область заняла в товарном производстве:


- I место в Российской Федерации по овощам;


- I место в ЮФО и IV место в Российской Федерации по картофелю.


Особое значение имеет доля товарной продукции (КФХ и СХП), которая по зерновым составляет 100%, по бахчевым - 99%, по картофелю - 97%, по овощным - 91%.


В структуре посевных площадей (с учетом специфики региона) более 60% всех посевных площадей занимают овоще-бахчевые культуры и картофель, на кормовые и зерновые культуры приходится по 20%. За последние 7 лет (с учетом роста посевных площадей на 30%) отрасль растениеводства характеризуется высокими темпами развития.


За период реализации Программы объем овоще-бахчевой продукции и картофеля увеличился на 82% и составил 2,3 млн тонн, в том числе овощей - 1,6 млн тонн (в 2,1 раза к уровню 2014 года), картофеля - 412,8 тыс. тонн (на 35%), бахчевых - 289,8 тыс. тонн (на 41%). Объем зерновых культур увеличился в 2,8 раза и составил 80,8 тыс. тонн, в том числе риса - в 2,9 раза (37,1 тыс. тонн).


Несмотря на серьезную конкуренцию в традиционной ассортиментной линейке свежих овощей, Астраханская область обладает объективными конкурентными преимуществами по сравнению с другими субъектами страны. В общероссийском масштабе доля товарной продукции региона составляет 73% томатов открытого грунта и 25% лука.


С учетом сложившихся объемов производства зерновых, овоще-бахчевых культур и картофеля Астраханская область не только обеспечивает себя данными видами продукции, но и реализует ежегодно более 70% за пределы Астраханской области. При этом обеспеченность по овощным культурам превышает потребность в 13,8 раза, в том числе по томатам - в 81,4 раза, луку - в 32,4 раза, огурцам - в 3,5 раза, капусте - в 1,4 раза, бахчевым - в 20,1 раза, картофелю - в 4,6 раза, рису - в 4,8 раза.


На территории региона возрождается садоводство. Наиболее перспективное направление - развитие садов по интенсивным технологиям выращивания, позволяющим получать урожай на второй год после посадки. Площадь многолетних насаждений составляет более 2 тыс. га.


За последние годы астраханскими растениеводами успешно проведена экспериментальная закладка имбиря, фисташкового сада, а также сев арахиса и хлопчатника на общей площади 60 га. Кроме того, природные условия региона позволяют при научно обоснованном подходе значительно расширить ассортимент выращиваемой растениеводческой продукции.


Одно из перспективных направлений развития растениеводства, требующее определенных благоприятных погодных условий (продолжительность безморозного периода, высокая фотосинтетическая активность солнечной радиации, наличие водных источников и потенциальных рынков сбыта), - производство овощей защищенного грунта. В целях увеличения площадей закрытого грунта и внедрения высокотехнологичных методов выращивания овощей данной категории государственной программой предусмотрены мероприятия по стимулированию подотрасли.


С 2021 года стартовали новые инвестиционные проекты по производству и последующей переработке риса, в рамках которых планируется ввести в оборот свыше 20 тыс. га пашни, строительство завода-элеватора по первичной обработке риса, а также развитие инфраструктуры сельских территорий.


В целях повышения добавленной стоимости растениеводческой продукции продолжается модернизация производственных мощностей по хранению и переработке плодоовощной продукции.


В настоящее время общее количество хранилищ достигло 110 единиц мощностью единовременного хранения свыше 210,2 тыс. тонн с ежегодным объемом закладки на хранение около 181,5 тыс. тонн, в том числе по следующим видам продукции:


- картофель - 65 единиц совокупной мощностью хранения 124,1 тыс. тонн с ежегодным объемом закладки на хранение около 110 тыс. тонн;


- овощи - 42 единицы совокупной мощностью хранения 82,3 тыс. тонн с ежегодным объемом закладки на хранение около 70 тыс. тонн;


- плоды - 3 единицы совокупной мощностью хранения 3,8 тыс. тонн с ежегодным объемом закладки на хранение около 1,5 тыс. тонн.


При этом обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей складскими площадями заметно отстает от общероссийских показателей и составляет 35% от объема произведенной товарной продукции с учетом обеспечения населения в зимний период данной продукцией в полном объеме. Имеется потенциал по наращиванию мощностей хранения не только плодоовощной продукции и картофеля, но и зерновых.


Вместе с тем в отрасли растениеводства имеется ряд проблем.


В свете глобальных экономических тенденций, связанных с последствиями распространения в 2020 - 2021 годах новой коронавирусной инфекции (COVID-19), усилившимся с 2022 года внешним геополитическим и санкционным давлением, аграрии столкнулись с высокой импортозависимостью в селекции и семеноводстве, а также низкой степенью внедрения научных разработок.


В настоящее время федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук" (далее - ФГБНУ "ПАФНЦ РАН") и Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства - филиал ФГБНУ "ПАФНЦ РАН" имеют ряд разработок, которые используются фермерскими хозяйствами при производстве овоще-бахчевой продукции. Вместе с тем данные сорта и гибриды, выведенные учеными более 30 лет назад, не отвечают качественным признакам (однородность плодов, лежкость, транспортабельность, урожайность и другое) и не востребованы на потребительском рынке в полной мере.


Значительное отставание научной деятельности от применяемых на практике агротехнологий в последние годы сложилось из-за крайне низкого финансирования ФГБНУ "ПАФНЦ РАН" и его филиалов, а также изношенной материально-технической базы.


Имеет место факт высокой затратности производства семян. Так, производство семян томатов сопряжено с большим выходом побочной продукции, без реализации и (или) переработки которой себестоимость полученного семенного материала не может конкурировать с другими поставщиками. Проблема семеноводства картофеля в регионе сопряжена с климатическими особенностями. Высокие температуры воздуха негативно сказываются на посевных качествах семян, наличие большего количества насекомых, в том числе насекомых - возбудителей вирусных болезней, приводит к заражению посевного материала.


С учетом интенсивного развития отрасли растениеводства и внедрения новых технологий выращивания, хранения и переработки в начале 2000 годов востребованность в семенах сельскохозяйственных культур с высокими посевными качествами привела к тому, что на рынке появились гибриды и сорта зарубежной селекции, отвечающие данным требованиям, что привело практически к полному вытеснению с рынка семян отечественной селекции. В результате этого сельскохозяйственные товаропроизводители по основным культурам оказались в зависимости от зарубежных семеноводческих хозяйств.


Таким образом, перед аграриями региона остро стоит проблема по обеспечению семенами отечественной селекции. Требуются дополнительные финансовые вложения, направленные на укрепление материально-технической базы институтов и при необходимости создание единого семеноводческого центра на базе научных аграрных институтов и перспективных растениеводческих хозяйств.


На фоне значительного роста валового сбора картофеля и овощей в хозяйствах Астраханской области одной из актуальных проблем развития АПК является сбыт сельскохозяйственной продукции.


На прилавках торговых сетей федерального и регионального уровня местные товаропроизводители представлены в недостаточной степени при доминировании импортной продукции и продукции из других регионов, которая имеет хорошо налаженную систему логистики и сбыта.


Немаловажным является фактор преобладания мелкотоварного производства, что в рамках развития экспортного потенциала региона не позволяет самостоятельно сформировать партии экспорта или поставки продовольствия на рынки крупнейших агломераций.


Необходимо отметить, что Астраханская область производит сельскохозяйственной продукции больше, чем потребляет. Это дает огромные возможности для ее переработки и реализации, в том числе за пределы региона.


Кроме того, астраханский рынок растениеводческой продукции подвержен существенным сезонным ценовым перепадам на продукцию. Так, в период сбора урожая многие сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены реализовывать основную часть продукции с полей по низким ценам. На пути от производителя до конечного потребителя цена продукции увеличивается более чем на 40%.


Недостаточное внимание уделяется развитию распределительной логистики в АПК, вопросам заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.


В рамках государственной программы предусмотрены мероприятия по дальнейшему наращиванию объема производства растениеводческой продукции, обеспечению производственными мощностями по ее хранению и реализации.



Развитие животноводства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»