На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 639-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Сферой реализации государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На территории Российской Федерации ежегодно растет количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф. Увеличивается количество ЧС биолого-социального характера, расширяются границы природных очагов эпизоотии на территориях субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, риски природных и техногенных ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении пожаров и происшествий на водных объектах.
Одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров остается человеческий фактор.
Основными проблемами, порождающими возникновение техногенных ЧС, являются:
высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты от возникновения ЧС;
нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта;
низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;
отсутствие на объектах промышленности и транспорта резервных источников электроснабжения;
слабое взаимодействие органов, заинтересованных в вопросах защиты населения и территории от ЧС, обеспечения пожарной безопасности государственной власти и организаций;
недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств;
ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;
нарушение правил и техники безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;
высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;
нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта.
Размещение и хранение имущества и собственных запасов средств защиты органов дыхания, накопленных в области, осуществляется на ответственном хранении на специализированных складах, которые введены в эксплуатацию в период с 1969 по 1985 годы. За время эксплуатации из-за недофинансирования капитальный ремонт на складах не проводился, текущий ремонт производился в ограниченном объеме, что привело к ветхому состоянию зданий складов и невозможности обеспечения качественной сохранности имущества. Требуется капитальный ремонт вышеуказанных складских помещений.
В последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, возникли напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, сформировалась высокая плотность населения в городах, образовалось большое количество мест массового пребывания людей, значительно повысился уровень террористической угрозы и т.д. Все это поставило области и ее экстренным оперативным службам новые, более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.
На территории Саратовской области сохраняется тенденция к высокому уровню возникновения ЧС природного и техногенного характера. Сохраняется рост числа ЧС, прямых и косвенных экономических, социальных и материальных потерь.
В соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Саратовской области о передаче Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмену такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 2374-р, на территории Саратовской области Главное управление МЧС России по Саратовской области осуществляет переданные полномочия по обеспечению пожарной безопасности и обмену информацией в области защиты населения и территории от ЧС.
Важная роль в обеспечении пожарной безопасности населения области отводится областному государственному учреждению "Противопожарная служба Саратовской области" (далее - ОГУ "Противопожарная служба Саратовской области").
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Саратовской области.
Основной задачей по обеспечению пожарной безопасности населения является снижение показателей времени реагирования на пожары и другие чрезвычайные происшествия. Отмечается снижение значений указанных показателей в целом по Саратовской области, которому способствовало открытие новых пожарных постов, которые прикрывают большее количество территорий области, что в значительной степени способствует оперативному реагированию на пожары.
К объектам с массовым пребыванием людей относятся общественные здания и сооружения, в которых одновременно может находиться 50 и более человек. Категория объектов с массовым пребыванием людей имеет достаточно широкую номенклатуру. Особое место среди объектов с массовым пребыванием людей занимают социальные учреждения: учреждения здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, так как в этих учреждениях находятся наиболее социально незащищенные группы населения (дети, пенсионеры, ветераны, люди с ограничением по здоровью). Также к этой категории объектов с массовым пребыванием людей необходимо отнести спортивные сооружения, так как в них возможно одновременное пребывание большого количества людей.
Проблема обеспечения пожарной безопасности указанных учреждений является одной из важнейших составляющих политики в области социального обслуживания населения на территории Саратовской области. Пожары на объектах с массовым пребыванием людей наиболее опасны и имеют широкий общественный резонанс.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или ЧС более чем в 20 процентах случаев требуется привлечение более одной экстренной службы.
Обеспечение подразделений областного государственного учреждения "Служба спасения Саратовской области" (далее - ОГУ "Служба спасения Саратовской области") современными средствами спасения и жизнеобеспечения позволит повысить эффективность и качество проведения аварийно-спасательных работ, дооснастить необходимым аварийно-спасательным оборудованием структурные подразделения службы в городах: Саратов, Балаково, Балашов, Вольск, Маркс, Ершов, Аткарск, Ртищево, Новоузенск, Пугачев, Хвалынск, Энгельс, что приведет к сокращению времени реагирования на ЧС и повысит качество оказания первой помощи пострадавшим непосредственно в зоне ЧС.
Основной задачей деятельности исполнительных органов области в сфере снижения рисков ЧС природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития области с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2030 года.
Состояние Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СТП РСЧС) на сегодняшний день не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблем защиты населения и территорий от ЧС. Проблема может быть решена только программно-целевым методом на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от ЧС.
Все вышеприведенные факты подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость программно-целевого подхода к ее решению.
Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р, (далее - Концепция) отмечено, что решение задач обеспечения национальной безопасности в ЧС должно достигаться за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") рассматривается как основной инструмент для эффективной реализации комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Целью построения и развития АПК "Безопасный город" является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований Саратовской области (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципальных образований Саратовской области.
Концепцией определено, что целью развития АПК "Безопасный город" является дальнейшее повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на основе разработки единых стандартов функциональных и технических требований и создания на их основе комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий ЧС и происшествий на территории муниципального образования.
Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития АПК "Безопасный город", центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания. В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют (по согласованию) все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
АПК "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств.
На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей исполнительным органам субъектов Российской Федерации и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:
контроля над оперативной и текущей обстановкой в регионе;
координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных ЧС и в критических ситуациях.