На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 647-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ"
Изложить государственную программу Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития области
Развитие и совершенствование системы государственного и муниципального управления является одним из важных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития области, повышения уровня и качества жизни населения.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Саратовской области местное самоуправление осуществляется в 334 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 37 муниципальных районах, 37 городских и 256 сельских поселениях. Все 37 городских поселения и 256 сельских поселений являлись вновь образованными.
Таким образом, являясь частями единой системы публичной власти, органы местного самоуправления и органы государственной власти должны насколько это возможно сближаться в постановке и достижении основных целей социально-экономического и общественно-политического, культурного и технологического развития. Решение основных задач невозможно без скрупулезного внимания к ним органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из инструментов решения задач в целях общенационального и регионального развития является комплексная постановка субцелей, достижение которых должно возлагаться на элементы единой системы публичной власти в области. Для этого в существующих условиях местному самоуправлению необходима поддержка государственной власти как составной части единой системы публичной власти.
Проблема государственной поддержки развития местного самоуправления носит межуровневый характер, затрагивая как федеральный, так и региональный и местный уровни. Реализованные региональные программы направлены на решение отдельных вопросов на уровне муниципальных образований.
В 2006 году Правительством области была разработана областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006 - 2008 годы".
В рамках программы все городские и сельские поселения области оснащены новыми автомобилями, оргтехникой (компьютер, источник бесперебойного питания, модем, многофункциональное устройство).
Проведено обучение руководителей и специалистов по основным направлениям работы муниципальных образований. Разработаны программы повышения квалификации для муниципальных образований области с использованием современных методик дистанционного обучения. Проведено оснащение муниципальных образований области комплексами программного обеспечения для функционирования системы закупок для муниципальных нужд.
За время реализации указанной программы в целом созданы условия для организации деятельности муниципальных образований.
С 2009 года реализовывалась областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009 - 2012 годы", в рамках которой удалось решить ряд задач по следующим направлениям:
формирование нормативной правовой базы местного самоуправления;
содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
укрепление материально-технической базы органов местного самоуправления;
содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
информационно-методическое обеспечение муниципальной службы;
методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
С 2014 года реализуется государственная программа "Развитие государственного и муниципального управления".
Государственная программа Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления" (далее - Программа) нацелена на решение основных задач развития в сфере как управления, так и реального сектора.
Президент Российской Федерации Путин В.В. уделяет большое внимание развитию местного самоуправления. На Втором Всероссийском форуме сельских поселений Президентом Российской Федерации поставлен ряд задач по государственной поддержке развития местного самоуправления, в том числе отмечено, что "регионам следует расширить свое участие в подготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, прежде всего, конечно, в сельской местности". А 30 января 2020 года в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации Путиным В.В. было обозначено, что одним из важнейших факторов развития территории является развитость системы местного самоуправления, подчеркнута важность участия в ней жителей.
Важнейшей составляющей системы местного самоуправления является кадровый состав органов местного самоуправления. В настоящее время в Саратовской области насчитывается более 5000 муниципальных служащих, повышение квалификации на регулярной основе обеспечено для менее чем 50 процентов из них. Задача по целенаправленному обучению муниципальных служащих по программам дополнительного образования решается во взаимодействии с высшими учебными заведениями, а также во взаимодействии всех заинтересованных сторон, одной из которых является Ассоциация "Совет муниципальных образований Саратовской области". В рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Закон Саратовской области "О взаимодействии органов государственной власти Саратовской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Саратовской области". Указанный закон конкретизировал пути эффективного сотрудничества сторон для реализации совместных задач по содействию развитию местного самоуправления на территории области и предоставил возможность оказания всесторонней поддержки Совету муниципальных образований области.
В целях совершенствования кадрового потенциала к 2023 году подготовлено 500 специалистов, готовых к решению задач, отвечающих современным требованиям.
Для успешного развития муниципальных образований Саратовской области в интересах ее граждан еще одним из важнейших условий является организация эффективного взаимодействия органов публичной власти всех уровней с региональными и местными сообществами, институтами гражданского общества при подготовке проектов решений, стратегий развития, планов мероприятий, которые напрямую влияют на условия жизни людей.
В связи с этим одной из современных и актуальных задач является вовлечение как можно большего числа населения в общественное самоуправление в рамках территорий их проживания.
Общественное самоуправление как форма самоорганизации граждан с целью решения вопросов местного значения на определенной территории возможно как на территории всего муниципалитета, так и на части территории. Как правило, самой распространенной формой организации подобных сообществ являются территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС). Их деятельность связана с благоустройством территорий населенных пунктов, проведением социокультурных мероприятий для жителей, патриотическим воспитанием подрастающего поколения (субботники, массовые тематические мероприятия, День Победы). Значимую помощь администрациям поселений оказывают ТОС в реализации инициативных проектов, начиная от проектирования и заканчивая общественным контролем за ходом реализации инициативных проектов. Органы ТОС Саратовской области участвуют в грантовой деятельности, однако не у всех из них есть возможность получать дополнительное финансирование в виде грантов и субсидий из-за отсутствия статуса юридического лица.
ТОС является субъектом самоорганизации граждан не только в сельских поселениях, но и в городской среде, где "общинный" образ жизни утратил статус обязательного атрибута в силу территориальной разобщенности местного сообщества. ТОС успешно функционирует в городах Саратове, Энгельсе. Для городской среды характерно создание ТОС на территориях, удаленных от центра, где проблемы комфортного проживания граждан стоят наиболее остро.
В 2021 году была разработана Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Саратовской области до 2030 года в качестве документа стратегического планирования. В проекте Стратегии определены приоритеты и цели развития, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Саратовской области на период до 2030 года. Стратегия предполагает дальнейшее развитие системы ТОС; расширение взаимодействия органов ТОС с региональными исполнительными органами, органами местного самоуправления, депутатами всех уровней, негосударственным сектором, некоммерческими организациями, субъектами малого и среднего предпринимательства; повышение гражданской активности и ответственности жителей за решение социально-экономических задач, связанных с развитием территорий.
Также в 2021 году создана Ассоциация развития территориального общественного самоуправления Саратовской области (далее - Ассоциация ТОС). Согласно Уставу, одной из целей деятельности Ассоциации ТОС является развитие всех форм и направлений территориального общественного самоуправления на территории Саратовской области, позволяющих жителям самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы по вопросам местного значения. Предметом деятельности Ассоциации ТОС является:
осуществление деятельности, направленной на решение социальных и экономических проблем жителей территорий ТОС;
разработка и продвижение идей, касающихся развития гражданских инициатив и участия граждан в управлении территорией проживания;
изучение, обобщение и распространение лучших практик по развитию территориального общественного самоуправления на территории Саратовской области.
Проводимый Ассоциацией ТОС конкурс "Лучшая практика работы территориального общественного самоуправления в Саратовской области" направлен на выявление и распространение лучших практик работы территориальных общественных самоуправлений Саратовской области. Поощрение деятельности органов территориального общественного самоуправления Саратовской области в рамках данного конкурса является дополнительным стимулом для развития гражданской активности жителей и института территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Саратовской области.
Важным показателем уровня развития общества является его отношение к исторической памяти. Органами государственной власти и местного самоуправления предпринимаются серьезные усилия по сохранению исторической памяти и увековечению памяти погибших при защите Отечества. С 2019 года в Саратовской области мероприятия по ремонту памятных объектов реализуются не только за счет собственных средств регионального и местных бюджетов, но и с привлечением средств федерального бюджета. В рамках федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" ежегодно удается отремонтировать наиболее крупные памятники, в том числе не допустить их разрушения под влиянием внешних факторов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года предусматривается широкий комплекс мер по созданию условий для эффективного экономического роста, структурно-технологической модернизации экономики, повышения благосостояния населения. Это потребует появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. Особенно остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, эффективном использовании профессиональных и личностных способностей высококвалифицированных специалистов.
В целях совершенствования государственного управления в исполнительных органах государственной власти Саратовской области была организована работа по формированию резерва управленческих кадров Губернатора Саратовской области (далее - резерв).
Таким образом, одной из приоритетных задач государственного управления является построение новой системы работы с резервом, включающей подготовку, а также дальнейшее привлечение в систему государственного управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва.
В связи с этим возникает необходимость решения вышеуказанных вопросов программно-целевым методом системного интегрирующего характера, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития управленческого потенциала Саратовской области.
Однако отсутствие четких механизмов реализации процедур, направленных на развитие потенциала лиц, включенных в резерв, позволяет выделить имеющиеся проблемы, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов, эффективным использованием резерва в системе государственного и муниципального управления при замещении вакантных должностей.