На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 767-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Изложить государственную программу Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Стратегические приоритеты государственной программы
"Обеспечение населения доступным жильем и развитие
жилищно-коммунальной инфраструктуры"
1. Оценка текущего состояния жилищной
и жилищно-коммунальной сферы
Одной из приоритетных задач Правительства области является развитие жилищного строительства и обеспечение доступным жильем населения.
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Саратовской области в период с 2011 по 2021 годы составил 13642,2 тыс. кв. м.
По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 1181 тыс. кв. м, из которых многоквартирные дома - 585,8 тыс. кв. м, индивидуальное жилищное строительство - 595,6 тыс. кв. м.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров в строительстве.
В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.
Так, на конец 2021 года в единый реестр проблемных объектов включено 43 многоквартирных дома площадью более 452 тыс. кв. м.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2017 году создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
За период 2019 - 2021 годов публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" приняты решения по восстановлению прав более 5343 граждан, вложивших денежные средства в строительство 46 объектов.
В целях полного исключения возможности появления новых пострадавших граждан - участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
В 2021 году в Саратовской области достигнута положительная динамика роста выдачи ипотечных кредитов относительно аналогичных периодов прошлых лет, что дает положительную характеристику рынку ипотечного кредитования области.
В условиях повышения в 2022 году Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки до 20 процентов, а также увеличения стоимости квадратного метра на рынке жилья в Саратовской области прогнозируется значительное снижение количества выданных ипотечных жилищных кредитов, в связи с чем необходимо продолжить реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита).
Государственная поддержка со стороны Правительства области в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" направлена на улучшение жилищных условий граждан в первую очередь за счет развития социальной ипотеки. За время действия ипотечного движения разработаны и внедрены законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования, а также расширения возможностей улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2021 году были улучшены жилищные условия 1658 семей граждан, установленных федеральным и областным законодательством, в числе которых:
1365 граждан из числа детей-сирот;
118 многодетных семей;
94 молодых семьи;
44 гражданина, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;
11 граждан, обеспеченных жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов";
4 гражданина в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
11 государственных гражданских служащих Саратовской области;
3 работника бюджетной сферы;
2 гражданина, выехавшие из районов Крайнего Севера;
6 граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.
В 2021 году за счет средств федерального бюджета был решен жилищный вопрос 117 тыс. семей.
По состоянию на 1 января 2022 года на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 232 семьи инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов.
На конец 2022 года численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляет 5970 человек, из них возникло право у 4305 человек.
В целях принятия мер по единому учету граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, создана единая информационная система, позволяющая вести учет категорий граждан, обеспечение жильем которых осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа).
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, реализуемых публично-правовой компанией "Фонд развития территорий".
За 2019 - 2021 годы расселено 153,5 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, переселено 9,9 тыс. человек, проживающих в таком жилье.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 100 тыс. кв. м в год).
В Саратовской области такой аварийный фонд составляет 906 многоквартирных домов общей площадью 530,0 тыс. кв. м (27,8 тыс. человек), расположенный в 14 муниципальных районах: Балаковский район - 81 дом, Балашовский район - 34 дома, Вольский район - 25 домов, муниципальное образование "Город Саратов" - 592 дома, Ершовский район - 44 дома, Красноармейский район - 5 домов, Краснокутский район - 1 дом, Марксовский район - 4 дома, Новоузенский район - 1 дом, Петровский район - 6 домов, Пугачевский район - 6 домов, Ровенский район - 1 дом, Советский район - 9 домов, Энгельсский район - 97 домов.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в жилищной и жилищно-коммунальной сфере
На основе приоритетов государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлении Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года" разработана государственная программа Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры" (далее - государственная программа).
Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей государственной программы:
Цель 1: увеличение объема жилищного строительства.
Для достижения цели планируется осуществить увеличение объема ввода в эксплуатацию стандартного жилья и объектов инфраструктуры.
Цель 2: обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
Для достижения цели планируется осуществить обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Цель 3: обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством.