На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О стратегическом планировании в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы (далее - Программа).
2. Определить ответственным за мониторинг и контроль исполнения Программы министерство по делам территориальных образований области.
3. Органам исполнительной власти области - ответственным исполнителям Программы представлять информацию о ходе выполнения Программы в министерство по делам территориальных образований области:
ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по итогам отчетного года - до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области Пивоварова И.И.
5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 - 2024 ГОДЫ
Наименование Программы | программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы (далее - Программа) |
Ответственные исполнители Программы | министерство по делам территориальных образований области; министерство труда и социальной защиты области; министерство здравоохранения области; министерство образования области; министерство культуры области; министерство молодежной политики и спорта области; министерство экономического развития области; министерство сельского хозяйства области; министерство транспорта и дорожного хозяйства области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; министерство промышленности и энергетики области; министерство цифрового развития и связи области; комитет по туризму области; управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области; органы местного самоуправления Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов (по согласованию) |
Срок реализации Программы | 2022 - 2024 годы |
Подпрограммы | подпрограмма 1 "Развитие социальной сферы и кадрового потенциала отдаленных районов"; подпрограмма 2 "Развитие социально-инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственного и промышленного потенциала отдаленных районов" |
Цель Программы | повышение качества и уровня жизни населения отдаленных районов, в том числе за счет создания комфортных условий проживания и развития социальной и инженерной инфраструктуры |
Задачи Программы | сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных районов; развитие в отдаленных районах области сфер здравоохранения, образования, культуры, сельского хозяйства, дорожно-транспортного хозяйства и иных сфер |
Основные инструменты реализации Программы | государственные программы Саратовской области; государственные программы Российской Федерации; национальные и региональные проекты; муниципальные программы |
Объемы финансового обеспечения Программы | финансирование мероприятий на 2022 - 2024 годы планируется осуществлять за счет бюджетных средств в рамках реализации государственных программ Саратовской области, а также за счет привлеченных местных бюджетов и внебюджетных источников (прогнозно). Общий объем финансового обеспечения (прогнозно) - 6220652,8 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета (прогнозно) - 1072591,9 тыс. рублей; областного бюджета - 4808717,7 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 22497,6 тыс. рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 316845,6 тыс. рублей; 2022 год - 749059,4 тыс. рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 249809,3 тыс. рублей; областного бюджета - 434817,8 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 12417,6 тыс. рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 52014,6 тыс. рублей; 2023 год - 2254306,9 тыс. рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 287094,3 тыс. рублей; областного бюджета - 1880056,6 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 4710,0 тыс. рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 82446,0 тыс. рублей; 2024 год - 3217286,6 тыс. рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 535688,3 тыс. рублей; областного бюджета - 2493843,3 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 5370,0 тыс. рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 182385,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы | доля граждан районов, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, ежегодно не менее 100 процентов; повышение обеспеченности районов медицинскими кадрами до 95 процентов; повышение обеспеченности специалистами учреждений в сфере образования и в сфере культуры до 96,4 - 99,1 процента; повышение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории районов, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, до 17,1 процента к 2024 году; обеспечение населения районов высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 75 процентов к 2024 году |
Сельские территории являются важнейшим ресурсом региона, значение которого стремительно растет в условиях усиливающейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов.
Развитие сельских территорий происходит крайне неравномерно. Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения к образовательным, медицинским, культурным услугам, а также торговым и бытовым услугам, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, утрате освоенности сельских территорий.
Административные центры отдаленных районов находятся на значительном расстоянии от административного центра области (из них самый близкий - Самойловский (220 км), самый дальний - Перелюбский (362 км). Районы имеют большую площадь при низкой численности населения (самая высокая плотность населения - в Романовском районе (10,4 жителя на 1 кв. км), самая низкая - в Александрово-Гайском районе (5,6 жителя на 1 кв. км).
В целях повышения уровня жизни населения на территориях 7 отдаленных районов (Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского) в 2019 - 2021 годах реализовывалась Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019 - 2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 6 февраля 2019 года N 81-П.
Численность населения рассматриваемых территорий составляет 96,2 тыс. населения или 4 процента от общего числа жителей области. Демографическая характеристика крайне неоднородна. В структуре населения наименьшая доля детского населения зарегистрирована в Романовском районе (15,3 процента при среднеобластном уровне 18,6 процента), наибольший удельный вес лиц старше трудоспособного возраста приходится на Турковский район (35,3 процента при среднеобластном уровне 27,3 процента). Соответственно в Романовском районе регистрируется крайне низкий показатель рождаемости - 4,8 человека на 1000 населения при среднеобластном уровне 7,7 человека. Наибольший показатель смертности отмечается в Турковском районе - 23,1 человека при 16,4 человека на 1000 населения по области. Самое высокое снижение численности населения за 5 лет выявлено в Турковском и Самойловском районах.
Проблемы демографического развития отдаленных районов усугубляет миграционный отток населения. По итогам 2020 года наибольший отток наблюдается в Озинском и Перелюбском районах.
Тенденции старения и убыли населения увеличивают демографическую нагрузку на трудоспособное население.
Основные показатели развития отдаленных районов представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование муниципального района | Отдаленность от областного центра (км) | Численность населения (тыс. человек) | Число жителей на 1 кв. км | Снижение численности населения за 5 лет (процентов) | Миграционная убыль за 2020 год (на 10 тыс. человек) | Смертность населения за 2020 год (на 1000 человек) | Демографическая нагрузка (человек на 1 тыс. трудоспособного населения) |
Александрово-Гайский | 280 | 14,7 | 5,5 | -0,2 | -108,5 | 13,7 | 799 |
Озинский | 290 | 15,6 | 3,8 | -8,2 | -225,3 | 17,5 | 983 |
Перелюбский | 362 | 12,4 | 3,4 | -7,7 | -212,3 | 16,8 | 905 |
Ивантеевский | 270 | 13,0 | 6,4 | -6,8 | -61,7 | 17,3 | 868 |
Романовский | 270 | 13,2 | 10,3 | -9,7 | -8,2 | 20,4 | 901 |
Самойловский | 220 | 17,0 | 6,6 | -10 | -67,7 | 19,0 | 882 |
Турковский | 270 | 10,2 | 7,3 | 11,5 | 1,0 | 23,1 | 999 |
По области | - | 2395,1 | 23,7 | -1,6 | -19,1 | 16,4 | 787 |
Социальное обеспечение и занятость в отдаленных районах обеспечивают 22 учреждения.
В течение 2019 - 2021 годов на модернизацию учреждений социальной защиты населения отдаленных районов области всего было предусмотрено финансирование в размере 4052,2 тыс. рублей.
В учреждениях осуществлялось укрепление материально-технической базы: ремонт помещений, кровли, приобретение оборудования и компьютерной техники.
За I квартал 2021 года:
доля граждан Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии в комплексных центрах социального обслуживания населения, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, составляет 100 процентов;
уровень укомплектованности кадрами в сфере социальной защиты, в том числе в комплексных центрах социального обслуживания населения Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского районов, составляет 100 процентов, в Турковском районе - 99 процентов. Укомплектованность учреждений социальными работниками составляет 100 процентов, средний размер заработной платы социальных работников составляет 29565 рублей.
По состоянию на 1 апреля 2021 года в целом по области получателями мер социальной поддержки являются 673 тыс. человек, из них 31,9 тыс. человек (или 4,8 процента от общего количества) по 7 отдаленным районам области: Александрово-Гайский - 4,4 тыс. человек, Ивантеевский - 4,4, Озинский - 5,5, Перелюбский - 3,9, Романовский - 4,5, Самойловский - 5,5, Турковский - 3,7 тыс. человек.
Решение задачи по развитию кадрового потенциала в отдаленных районах области предусматривает реализацию ряда мероприятий, в том числе по направлению "предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы в целях закрепления специалистов".
В рамках исполнения Закона Саратовской области "О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области" (далее - Закон N 96-ЗСО) молодым специалистам учреждений бюджетной сферы предоставляется социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты за первый год работы в размере 40,0 тыс. рублей, за второй год работы - 35,0 тыс. рублей, за третий год работы - 30,0 тыс. рублей (носит заявительный характер).
В рамках исполнения Закона N 96-ЗСО в первом полугодии 2021 года на территории рассматриваемых районов социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты предоставлена в Турковском районе 1 участковому врачу-терапевту за третий год работы в размере 30,0 тыс. рублей.
Законом Саратовской области "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" гарантируется поддержка специалистов социальной сферы: учреждений образования (областные и муниципальные учреждения), социальной защиты (областные учреждения), здравоохранения (областные учреждения), культуры (областные и муниципальные учреждения) и ветеринарной службы, а также совместно проживающим с ними членам их семей, не пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.
В I квартале 2020 года ситуация на рынке труда области оставалась стабильной. По сравнению с началом года численность безработных выросла незначительно (на 672 человека) и на 1 апреля составила 10722 человека, уровень безработицы увеличился с 0,8 до 0,9 процента. С апреля 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции, введенными ограничительными мерами, переходом центров занятости населения на упрощенный (дистанционный) способ регистрации граждан в качестве безработных ситуация на рынке труда области, в том числе в отдаленных районах, претерпела изменения и характеризовалась тенденцией роста численности безработных (таблица N 2), повышением уровня регистрируемой безработицы (таблица N 3), а также снижением в среднем в 2 раза уровня трудоустройства граждан. Так, если в 2019 году уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости указанных районов, варьировался от 62,3 процента (Александрово-Гайский район) до 83,6 процента (Перелюбский район), то в 2020 году он составлял от 20,1 процента (Озинский район) до 49,7 процента (Турковский район).
В 2021 году благодаря реализации мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области", мероприятий Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения в Саратовской области ситуация на рынке труда области, в том числе и в отдаленных районах, постепенно стабилизируется.
Наименование показателя | Наименование района | Факт на 1 января 2019 года | Факт на 1 января 2020 года | Факт на 1 января 2021 года | Факт на 1 июня 2021 года |
Численность безработных граждан (человек) | Александрово-Гайский | 120 | 104 | 229 | 105 |
Ивантеевский | 35 | 26 | 66 | 52 | |
Озинский | 35 | 35 | 106 | 68 | |
Перелюбский | 58 | 69 | 100 | 68 | |
Романовский | 83 | 80 | 207 | 157 | |
Самойловский | 79 | 59 | 123 | 72 | |
Турковский | 68 | 72 | 230 | 93 |