ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2021 года N 965-П


Об утверждении программы развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О стратегическом планировании в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую программу развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы (далее - Программа).


2. Определить ответственным за мониторинг и контроль исполнения Программы министерство по делам территориальных образований области.


3. Органам исполнительной власти области - ответственным исполнителям Программы представлять информацию о ходе выполнения Программы в министерство по делам территориальных образований области:


ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;


по итогам отчетного года - до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области Пивоварова И.И.


5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН



Утверждена
постановлением
Правительства Саратовской области
от 10 ноября 2021 г. N 965-П



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 - 2024 ГОДЫ



Паспорт программы развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы

Наименование Программы

программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2022 - 2024 годы (далее - Программа)

Ответственные исполнители Программы

министерство по делам территориальных образований области;

министерство труда и социальной защиты области;

министерство здравоохранения области;

министерство образования области;

министерство культуры области;

министерство молодежной политики и спорта области;

министерство экономического развития области;

министерство сельского хозяйства области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

министерство промышленности и энергетики области;

министерство цифрового развития и связи области;

комитет по туризму области;

управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области;

органы местного самоуправления Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов (по согласованию)

Срок реализации Программы

2022 - 2024 годы

Подпрограммы

подпрограмма 1 "Развитие социальной сферы и кадрового потенциала отдаленных районов";

подпрограмма 2 "Развитие социально-инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственного и промышленного потенциала отдаленных районов"

Цель Программы

повышение качества и уровня жизни населения отдаленных районов, в том числе за счет создания комфортных условий проживания и развития социальной и инженерной инфраструктуры

Задачи Программы

сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных районов;

развитие в отдаленных районах области сфер здравоохранения, образования, культуры, сельского хозяйства, дорожно-транспортного хозяйства и иных сфер

Основные инструменты реализации Программы

государственные программы Саратовской области;

государственные программы Российской Федерации;

национальные и региональные проекты;

муниципальные программы

Объемы финансового обеспечения Программы

финансирование мероприятий на 2022 - 2024 годы планируется осуществлять за счет бюджетных средств в рамках реализации государственных программ Саратовской области, а также за счет привлеченных местных бюджетов и внебюджетных источников (прогнозно).

Общий объем финансового обеспечения (прогнозно) - 6220652,8 тыс. рублей, в том числе средства:

федерального бюджета (прогнозно) - 1072591,9 тыс. рублей;

областного бюджета - 4808717,7 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 22497,6 тыс. рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 316845,6 тыс. рублей;

2022 год - 749059,4 тыс. рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 249809,3 тыс. рублей;

областного бюджета - 434817,8 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 12417,6 тыс. рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 52014,6 тыс. рублей;

2023 год - 2254306,9 тыс. рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 287094,3 тыс. рублей;

областного бюджета - 1880056,6 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 4710,0 тыс. рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 82446,0 тыс. рублей;

2024 год - 3217286,6 тыс. рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 535688,3 тыс. рублей;

областного бюджета - 2493843,3 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 5370,0 тыс. рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 182385,0 тыс. рублей

Показатели эффективности Программы

доля граждан районов, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, ежегодно не менее 100 процентов;

повышение обеспеченности районов медицинскими кадрами до 95 процентов;

повышение обеспеченности специалистами учреждений в сфере образования и в сфере культуры до 96,4 - 99,1 процента;

повышение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории районов, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, до 17,1 процента к 2024 году;

обеспечение населения районов высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 75 процентов к 2024 году



I. Характеристика сферы реализации Программы и проблемы отдаленных районов Саратовской области


Сельские территории являются важнейшим ресурсом региона, значение которого стремительно растет в условиях усиливающейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов.


Развитие сельских территорий происходит крайне неравномерно. Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения к образовательным, медицинским, культурным услугам, а также торговым и бытовым услугам, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, утрате освоенности сельских территорий.


Административные центры отдаленных районов находятся на значительном расстоянии от административного центра области (из них самый близкий - Самойловский (220 км), самый дальний - Перелюбский (362 км). Районы имеют большую площадь при низкой численности населения (самая высокая плотность населения - в Романовском районе (10,4 жителя на 1 кв. км), самая низкая - в Александрово-Гайском районе (5,6 жителя на 1 кв. км).


В целях повышения уровня жизни населения на территориях 7 отдаленных районов (Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского) в 2019 - 2021 годах реализовывалась Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019 - 2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 6 февраля 2019 года N 81-П.



1.1. Демографическое положение в отдаленных районах


Численность населения рассматриваемых территорий составляет 96,2 тыс. населения или 4 процента от общего числа жителей области. Демографическая характеристика крайне неоднородна. В структуре населения наименьшая доля детского населения зарегистрирована в Романовском районе (15,3 процента при среднеобластном уровне 18,6 процента), наибольший удельный вес лиц старше трудоспособного возраста приходится на Турковский район (35,3 процента при среднеобластном уровне 27,3 процента). Соответственно в Романовском районе регистрируется крайне низкий показатель рождаемости - 4,8 человека на 1000 населения при среднеобластном уровне 7,7 человека. Наибольший показатель смертности отмечается в Турковском районе - 23,1 человека при 16,4 человека на 1000 населения по области. Самое высокое снижение численности населения за 5 лет выявлено в Турковском и Самойловском районах.


Проблемы демографического развития отдаленных районов усугубляет миграционный отток населения. По итогам 2020 года наибольший отток наблюдается в Озинском и Перелюбском районах.


Тенденции старения и убыли населения увеличивают демографическую нагрузку на трудоспособное население.


Основные показатели развития отдаленных районов представлены в таблице N 1.



Таблица N 1

Наименование муниципального района

Отдаленность от областного центра (км)

Численность населения (тыс. человек)

Число жителей на 1 кв. км

Снижение численности населения за 5 лет (процентов)

Миграционная убыль за 2020 год (на 10 тыс. человек)

Смертность населения за 2020 год (на 1000 человек)

Демографическая нагрузка (человек на 1 тыс. трудоспособного населения)

Александрово-Гайский

280

14,7

5,5

-0,2

-108,5

13,7

799

Озинский

290

15,6

3,8

-8,2

-225,3

17,5

983

Перелюбский

362

12,4

3,4

-7,7

-212,3

16,8

905

Ивантеевский

270

13,0

6,4

-6,8

-61,7

17,3

868

Романовский

270

13,2

10,3

-9,7

-8,2

20,4

901

Самойловский

220

17,0

6,6

-10

-67,7

19,0

882

Турковский

270

10,2

7,3

11,5

1,0

23,1

999

По области

-

2395,1

23,7

-1,6

-19,1

16,4

787



1.2. Социальное обеспечение и занятость в отдаленных районах


Социальное обеспечение и занятость в отдаленных районах обеспечивают 22 учреждения.


В течение 2019 - 2021 годов на модернизацию учреждений социальной защиты населения отдаленных районов области всего было предусмотрено финансирование в размере 4052,2 тыс. рублей.


В учреждениях осуществлялось укрепление материально-технической базы: ремонт помещений, кровли, приобретение оборудования и компьютерной техники.


За I квартал 2021 года:


доля граждан Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии в комплексных центрах социального обслуживания населения, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, составляет 100 процентов;


уровень укомплектованности кадрами в сфере социальной защиты, в том числе в комплексных центрах социального обслуживания населения Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского районов, составляет 100 процентов, в Турковском районе - 99 процентов. Укомплектованность учреждений социальными работниками составляет 100 процентов, средний размер заработной платы социальных работников составляет 29565 рублей.


По состоянию на 1 апреля 2021 года в целом по области получателями мер социальной поддержки являются 673 тыс. человек, из них 31,9 тыс. человек (или 4,8 процента от общего количества) по 7 отдаленным районам области: Александрово-Гайский - 4,4 тыс. человек, Ивантеевский - 4,4, Озинский - 5,5, Перелюбский - 3,9, Романовский - 4,5, Самойловский - 5,5, Турковский - 3,7 тыс. человек.


Решение задачи по развитию кадрового потенциала в отдаленных районах области предусматривает реализацию ряда мероприятий, в том числе по направлению "предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы в целях закрепления специалистов".


В рамках исполнения Закона Саратовской области "О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области" (далее - Закон N 96-ЗСО) молодым специалистам учреждений бюджетной сферы предоставляется социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты за первый год работы в размере 40,0 тыс. рублей, за второй год работы - 35,0 тыс. рублей, за третий год работы - 30,0 тыс. рублей (носит заявительный характер).


В рамках исполнения Закона N 96-ЗСО в первом полугодии 2021 года на территории рассматриваемых районов социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты предоставлена в Турковском районе 1 участковому врачу-терапевту за третий год работы в размере 30,0 тыс. рублей.


Законом Саратовской области "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" гарантируется поддержка специалистов социальной сферы: учреждений образования (областные и муниципальные учреждения), социальной защиты (областные учреждения), здравоохранения (областные учреждения), культуры (областные и муниципальные учреждения) и ветеринарной службы, а также совместно проживающим с ними членам их семей, не пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.


В I квартале 2020 года ситуация на рынке труда области оставалась стабильной. По сравнению с началом года численность безработных выросла незначительно (на 672 человека) и на 1 апреля составила 10722 человека, уровень безработицы увеличился с 0,8 до 0,9 процента. С апреля 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции, введенными ограничительными мерами, переходом центров занятости населения на упрощенный (дистанционный) способ регистрации граждан в качестве безработных ситуация на рынке труда области, в том числе в отдаленных районах, претерпела изменения и характеризовалась тенденцией роста численности безработных (таблица N 2), повышением уровня регистрируемой безработицы (таблица N 3), а также снижением в среднем в 2 раза уровня трудоустройства граждан. Так, если в 2019 году уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости указанных районов, варьировался от 62,3 процента (Александрово-Гайский район) до 83,6 процента (Перелюбский район), то в 2020 году он составлял от 20,1 процента (Озинский район) до 49,7 процента (Турковский район).


В 2021 году благодаря реализации мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области", мероприятий Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения в Саратовской области ситуация на рынке труда области, в том числе и в отдаленных районах, постепенно стабилизируется.



Таблица N 2

Наименование показателя

Наименование района

Факт на 1 января 2019 года

Факт на 1 января 2020 года

Факт на 1 января 2021 года

Факт на 1 июня 2021 года

Численность безработных граждан (человек)

Александрово-Гайский

120

104

229

105

Ивантеевский

35

26

66

52

Озинский

35

35

106

68

Перелюбский

58

69

100

68

Романовский

83

80

207

157

Самойловский

79

59

123

72

Турковский

68

72

230

93

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»