(с изменениями на 19 марта 2020 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 19.03.2020 N 184-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О стратегическом планировании в Саратовской области" Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы (далее - Комплексная программа).
2. Определить ответственным за мониторинг и контроль исполнения Комплексной программы министерство по делам территориальных образований области.
3. Органам исполнительной власти области - ответственным исполнителям Комплексной программы представлять информацию о ходе выполнения Комплексной программы в министерство по делам территориальных образований области:
ежеквартально - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по итогам отчетного года - до 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Пивоварова И.И.
5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области
В.В. Радаев
Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы
Наименование программы | Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы (далее - Программа) |
Ответственные исполнители Программы | министерство по делам территориальных образований области; министерство занятости, труда и миграции области; министерство здравоохранения области; министерство образования области; министерство социального развития области; министерство культуры области; министерство молодежной политики и спорта области; министерство экономического развития области; министерство сельского хозяйства области; министерство транспорта и дорожного хозяйства области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; министерство промышленности и энергетики области; комитет по туризму области; органы местного самоуправления Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов (по согласованию); работодатели (по согласованию); ресурсоснабжающие организации (по согласованию) |
Срок реализации Программы | 2019-2021 годы |
Подпрограммы | подпрограмма 1 "Кадровое обеспечение отдаленных районов"; подпрограмма 2 "Развитие социальной сферы как основы сохранения человеческого потенциала"; подпрограмма 3 "Развитие инженерной инфраструктуры как инструмент повышения привлекательности отдаленных территорий"; подпрограмма 4 "Обеспечение экономического роста отдаленных территорий" |
Цель Программы | повышение качества и уровня жизни населения отдаленных территорий, в том числе за счет поддержания и развития всех систем жизнеобеспечения и создания комфортных условий проживания |
Задачи Программы | решение проблем кадрового дефицита в отдаленных районах области в здравоохранении, образовании, культуре, сельском хозяйстве и иных сферах; сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных территорий; повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности отдаленных территорий; развитие агропромышленного сектора, в том числе активизация деятельности организаций потребительской кооперации и развитие крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФХ) |
Основные инструменты реализации Программы | государственные программы Саратовской области; государственные программы Российской Федерации; национальные и региональные проекты; муниципальные программы |
Объемы финансового обеспечения Программы | финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных (прогнозно) средств. Общий объем финансового обеспечения (прогнозно) - 7434,2 млн рублей, в том числе средства: федерального бюджета (прогнозно) - 1409,8 млн рублей; областного бюджета - 4307,9 млн рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 0,9 млн рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 1715,5 млн рублей: 2019 год - 2471,5 млн рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 420,0 млн рублей; областного бюджета - 14б7,8 млн рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 0,5 млн рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 583,2 млн рублей; 2020 год - 2911,3 млн рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 752,9 млн рублей; областного бюджета - 1557,8 млн рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 0,2 млн рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 600,4 млн рублей; 2021 год - 2051,4 млн рублей, в том числе: федерального бюджета (прогнозно) - 237 млн рублей; областного бюджета - 1282,3 млн рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 0,2 млн рублей; внебюджетных средств (прогнозно) - 531,9 млн рублей. Кроме того, планируется привлечение бюджетных средств на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей, субъектов малого и среднего предпринимательства по факту представленных заявок (заявительный принцип финансирования) |
Показатели эффективности Программы | повышение налоговых и неналоговых доходов на душу населения в среднем по районам на 25 процентов; повышение обеспеченности районов медицинскими кадрами и увеличение укомплектованности кадрами медицинских организаций до 95-100 процентов; достижение 100-процентной обеспеченности специалистами учреждений в сфере образования и в сфере культуры; снижение показателя общей смертности населения в среднем по районам за 3 года на 1,04 промилле; создание более 600 рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов |
Ожидаемые результаты реализации | создание 6 новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов; строительство, реконструкция и капитальный ремонт 9 школ; ввод в эксплуатацию в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения - 14,1 км (2019-2020 годы); капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального значения - 165,4 км; модернизация 13 объектов коммунальной и социальной инфраструктуры с учетом энергоэффективных мероприятий; увеличение объемов производства сельхозпродукции в среднем на 7,1 процента, в животноводстве - в среднем на 4 процента; привлечение инвестиций в объеме более 1,7 млрд рублей на реализацию 78 инвестиционных проектов |
Сельские территории являются важнейшим ресурсом региона, значение которого стремительно растет в условиях усиливающейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов.
Развитие сельских территорий происходит крайне неравномерно. Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, а также торговых и бытовых услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
На основании комплексного анализа показателей выявлены 7 муниципальных районов области, имеющих аналогичные проблемы социально-экономического развития территорий: Александрово-Гайский, Ивантеевский, Озинский, Перелюбский, Романовский, Самойловский, Турковский.
Муниципальные районы области, социально-экономическое развитие которых находится в "критической зоне"
Административные центры данных районов значительно отдалены от областного административного центра области (из них самый близкий Самойловский - 220 км, самый дальний Перелюбский - 362 км). Районы имеют значительную площадь при низкой численности населения, а также высокий коэффициент демографической нагрузки (самый высокий в Турковском -99,2 процента и Озинском - 92 процента).
Население рассматриваемых территорий составляет 102,3 тыс. населения, или 4,2 процента от числа жителей области, демографическая характеристика крайне неоднородна. В структуре населения наименьшая доля детского населения зарегистрирована в Романовском районе (16,1 процента), наибольший удельный вес лиц старше трудоспособного возраста приходится на Турковский район (35,7 процента при среднеобластном уровне 27,2 процента). Соответственно в Романовском районе регистрируется крайне низкий показатель рождаемости - 5,8 на 1000 населения при среднеобластном уровне 9,1. Наибольший показатель смертности отмечается в Самойловском районе - 18,6 при 13,6 по области. Самое высокое снижение численности населения за 5 лет выявлено в Турковском и Самойловском районах.
Проблемы демографического развития отдаленных территорий усугубляет миграционный отток населения, по итогам 2017 года наибольший отток в Озинском и Александрово-Гайском районах.
Тенденции старения и убыли населения увеличивают демографическую нагрузку на трудоспособное население.
Основные показатели развития отдаленных территорий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование муниципального района | Отдален- ность от областного центра, км | Числен- ность насе- ления, тыс. человек | Число жителей на 1 кв. км | Снижение числен- ности населения за 5 лет (процентов) | Миграци- онная убыль за 2017 год (на 10 тыс. человек) | Смертность населения за 2017 год (на 1000 человек) | Демогра- фическая нагрузка (человек на 1 тыс. трудоспо- собного населения) | Зара- ботная плата за 2017 год (рублей) | Денежные доходы на душу населения за 2017 год (рублей) |
Александрово- Гайский | 280 | 15,5 | 5,8 | - 6,1 | - 167,9 | 10,6 | 772 | 24737,7 | 19868,9 |
Озинский | 290 | 17 | 4,3 | - 8,2 | - 230,4 | 15,1 | 920 | 17831,1 | 14321,7 |
Перелюбский | 362 | 13,2 | 3,6 | - 7,7 | - 150,2 | 12,8 | 871 | 18802,5 | 15101,9 |
Ивантеевский | 270 | 13,7 | 6,7 | - 6,8 | - 32,7 | 13,6 | 838 | 16785,4 | 13481,8 |
Романовский | 270 | 14 | 11,1 | - 9,7 | - 119,2 | 17,1 | 881 | 19191,3 | 15414,1 |
Самойловский | 220 | 18,1 | 7,1 | - 10 | - 65,8 | 18,6 | 873 | 18538,7 | 14890,0 |
Турковский | 270 | 10,8 | 7,7 | - 11,5 | - 124 | 17,8 | 992 | 15765,1 | 12662,3 |
По области | - | 24,5 | - 1,6 | - 24,9 | 13,6 | 779 | 24737,8 | 19896,0 |
Показатели уровня жизни (величина заработной платы, среднедушевые доходы) данных районов (за исключением Александрово-Гайского) в среднем в 1,4 раза меньше среднеобластного уровня. Самые низкие показатели за 2017 год в Турковском и Ивантеевском районах.
Для рассматриваемых районов основным сектором экономического развития является сельское хозяйство. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних трех лет была в среднем стабильно в 1,4 раза ниже средней по экономике (в 2017 году заработная плата работников сельского хозяйства - 17,4 тыс. рублей).
Сохранение сложившихся тенденций в развитии данных территорий, отток кадров, особенно молодых, будет способствовать дальнейшей деградации человеческого потенциала районов, росту социальной напряженности.
Кроме того, в районах имеется дефицит кадров, а численность рабочей силы в сельской местности снижается более ускоренными темпами, чем в целом на селе по области (- 3,2 процента против - 2,3 процента).
В этой ситуации выходом является всестороннее развитие экономического потенциала и создание рабочих мест с достойной заработной платой, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, снятие административных барьеров, в том числе облегчение доступа к земельным и информационным ресурсам, развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.
Вместе с тем в указанных районах имеется ряд внутренних проблем, среди которых:
высокие риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с излишними административными барьерами, непрозрачностью системы земельных отношений;
существенные проблемы в телекоммуникации.
О недостаточном уровне развития предпринимательства свидетельствует недостаточное количество субъектов малого и среднего бизнеса, особенно в Александрово-Гайском районе - 14,6 на 1 тыс. населения, Озинском - 15,7 на 1 тыс. населения, Романовском - 15,8 на 1 тыс. населения, при средневзвешенном показателе по области 20,8 на 1 тыс. населения.
Анализ важнейшего фактора развития экономики (инвестиционной составляющей) за 5 лет выявил самые низкие показатели инвестиций на душу населения в Романовском районе - 0,4 тыс. рублей, Самойловском - 1,6 тыс. рублей, Турковском -2,2 тыс. рублей, Озинском - 2,8 тыс. рублей при среднеобластном уровне 40,1 тыс. рублей.
Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала отдаленных районов требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, поиск точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствование механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
Основные задачи Программы:
решение проблем кадрового дефицита в отдаленных районах области в здравоохранении, образовании, культуре, сельском хозяйстве и иных сферах;
сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных территорий;
повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности отдаленных территорий;
развитие агропромышленного сектора, в том числе активизация деятельности организаций потребительской кооперации и развитие КФХ.
Реализация задач устойчивого развития территорий должна осуществляться с максимальным использованием преимуществ муниципальных районов.
Направления реализации Программы осуществляются в рамках направлений подпрограмм:
подпрограмма 1 "Кадровое обеспечение отдаленных районов";
подпрограмма 2 "Развитие социальной сферы как основы сохранения человеческого потенциала";
подпрограмма 3 "Развитие инженерной инфраструктуры как инструмент повышения привлекательности отдаленных территорий";
подпрограмма 4 "Обеспечение экономического роста отдаленных территорий".
Срок реализации Программы: 2019-2021 годы.
Финансовое обеспечение Программы планируется за счет бюджетных и внебюджетных (прогнозно) средств.
Привлечение средств федерального бюджета (прогнозно) планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации, а также национальных и федеральных проектов.
На решение задач Программы будут направлены средства областного бюджета в рамках реализации государственных программ Саратовской области, планируется привлечение местных бюджетов в рамках муниципальных программ (прогнозно).
Привлечение внебюджетных средств планируется в рамках реализации инвестиционных проектов с учетом действующих мер государственной поддержки (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения Программы за счет всех источников составит (прогнозно) 7434,2 млн рублей: из федерального бюджета (прогнозно) - 1409,8 млн рублей, областного бюджета - 4307,9 млн рублей, местных бюджетов (прогнозно) - 0,9 млн рублей, внебюджетных средств (прогнозно) - 1715,5 млн рублей.
На развитие социальной и инженерной инфраструктуры, а также укрепление материально-технической базы бюджетных организаций за три года будет направлено 4147,3 млн рублей, в том числе Александрово-Гайский район - 205,9 млн рублей, Ивантеевский - 1168,2 млн рублей, Озинский - 121,2 млн рублей, Перелюбский - 1149,9 млн рублей, Романовский - 822,1 млн рублей, Самойловский - 487,4 млн рублей, Турковский - 192,4 млн рублей.
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.