ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2019 года N 81-П


Об утверждении Комплексной программы развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы

(с изменениями на 19 марта 2020 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 19.03.2020 N 184-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О стратегическом планировании в Саратовской области" Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы (далее - Комплексная программа).

2. Определить ответственным за мониторинг и контроль исполнения Комплексной программы министерство по делам территориальных образований области.

3. Органам исполнительной власти области - ответственным исполнителям Комплексной программы представлять информацию о ходе выполнения Комплексной программы в министерство по делам территориальных образований области:

ежеквартально - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

по итогам отчетного года - до 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Пивоварова И.И.

5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Саратовской области
В.В. Радаев


УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Саратовской области
 от 6 февраля 2019 года N 81-П

Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы

Паспорт Комплексной программы развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы

Наименование программы

Комплексная программа развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы (далее - Программа)

Ответственные исполнители Программы

министерство по делам территориальных образований области;

министерство занятости, труда и миграции области;

министерство здравоохранения области;

министерство образования области;

министерство социального развития области;

министерство культуры области;

министерство молодежной политики и спорта области;

министерство экономического развития области;

министерство сельского хозяйства области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

министерство промышленности и энергетики области;

комитет по туризму области;

органы местного самоуправления Александрово-Гайского, Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского, Турковского районов (по согласованию);

работодатели (по согласованию);

ресурсоснабжающие организации (по согласованию)

Срок реализации Программы

2019-2021 годы

Подпрограммы

подпрограмма 1 "Кадровое обеспечение отдаленных районов";

подпрограмма 2 "Развитие социальной сферы как основы сохранения человеческого потенциала";

подпрограмма 3 "Развитие инженерной инфраструктуры как инструмент повышения привлекательности отдаленных территорий";

подпрограмма 4 "Обеспечение экономического роста отдаленных территорий"

Цель Программы

повышение качества и уровня жизни населения отдаленных территорий, в том числе за счет поддержания и развития всех систем жизнеобеспечения и создания комфортных условий проживания

Задачи Программы

решение проблем кадрового дефицита в отдаленных районах области в здравоохранении, образовании, культуре, сельском хозяйстве и иных сферах;

сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных территорий;

повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности отдаленных территорий; развитие агропромышленного сектора, в том числе активизация деятельности организаций потребительской кооперации и развитие крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФХ)

Основные инструменты реализации Программы

государственные программы Саратовской области; государственные программы Российской Федерации;

национальные и региональные проекты; муниципальные программы

Объемы финансового обеспечения Программы

финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных (прогнозно) средств.

Общий объем финансового обеспечения (прогнозно) - 7434,2 млн рублей, в том числе средства:

федерального бюджета (прогнозно) - 1409,8 млн рублей;

областного бюджета - 4307,9 млн рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 0,9 млн рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 1715,5 млн рублей:

2019 год - 2471,5 млн рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 420,0 млн рублей;

областного бюджета - 14б7,8 млн рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 0,5 млн рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 583,2 млн рублей;

2020 год - 2911,3 млн рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 752,9 млн рублей;

областного бюджета - 1557,8 млн рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 0,2 млн рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 600,4 млн рублей;

2021 год - 2051,4 млн рублей, в том числе:

федерального бюджета (прогнозно) - 237 млн рублей;

областного бюджета - 1282,3 млн рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 0,2 млн рублей;

внебюджетных средств (прогнозно) - 531,9 млн рублей.

Кроме того, планируется привлечение бюджетных средств на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей, субъектов малого и среднего предпринимательства по факту представленных заявок (заявительный принцип финансирования)

Показатели

эффективности

Программы

повышение налоговых и неналоговых доходов на душу населения в среднем по районам на 25 процентов;

повышение обеспеченности районов медицинскими кадрами и увеличение укомплектованности кадрами медицинских организаций до 95-100 процентов;

достижение 100-процентной обеспеченности специалистами учреждений в сфере образования и в сфере культуры;

снижение показателя общей смертности населения в среднем по районам за 3 года на 1,04 промилле;

создание более 600 рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов

Ожидаемые результаты реализации

создание 6 новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов; строительство, реконструкция и капитальный ремонт 9 школ;

ввод в эксплуатацию в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения - 14,1 км (2019-2020 годы);

капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального значения - 165,4 км;

модернизация 13 объектов коммунальной и социальной инфраструктуры с учетом энергоэффективных мероприятий;

увеличение объемов производства сельхозпродукции в среднем на 7,1 процента, в животноводстве - в среднем на 4 процента;

привлечение инвестиций в объеме более 1,7 млрд рублей на реализацию 78 инвестиционных проектов

   

  
I. Общая информация


Сельские территории являются важнейшим ресурсом региона, значение которого стремительно растет в условиях усиливающейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов.

Развитие сельских территорий происходит крайне неравномерно. Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, а также торговых и бытовых услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.

На основании комплексного анализа показателей выявлены 7 муниципальных районов области, имеющих аналогичные проблемы социально-экономического развития территорий: Александрово-Гайский, Ивантеевский, Озинский, Перелюбский, Романовский, Самойловский, Турковский.

Муниципальные районы области, социально-экономическое развитие которых находится в "критической зоне"

Административные центры данных районов значительно отдалены от областного административного центра области (из них самый близкий Самойловский - 220 км, самый дальний Перелюбский - 362 км). Районы имеют значительную площадь при низкой численности населения, а также высокий коэффициент демографической нагрузки (самый высокий в Турковском -99,2 процента и Озинском - 92 процента).

Население рассматриваемых территорий составляет 102,3 тыс. населения, или 4,2 процента от числа жителей области, демографическая характеристика крайне неоднородна. В структуре населения наименьшая доля детского населения зарегистрирована в Романовском районе (16,1 процента), наибольший удельный вес лиц старше трудоспособного возраста приходится на Турковский район (35,7 процента при среднеобластном уровне 27,2 процента). Соответственно в Романовском районе регистрируется крайне низкий показатель рождаемости - 5,8 на 1000 населения при среднеобластном уровне 9,1. Наибольший показатель смертности отмечается в Самойловском районе - 18,6 при 13,6 по области. Самое высокое снижение численности населения за 5 лет выявлено в Турковском и Самойловском районах.

Проблемы демографического развития отдаленных территорий усугубляет миграционный отток населения, по итогам 2017 года наибольший отток в Озинском и Александрово-Гайском районах.

Тенденции старения и убыли населения увеличивают демографическую нагрузку на трудоспособное население.

Основные показатели развития отдаленных территорий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование муниципального района

Отдален- ность от областного центра, км

Числен- ность насе- ления, тыс. человек

Число жителей на 1 кв. км

Снижение числен- ности населения за 5 лет (процентов)

Миграци- онная убыль за 2017 год (на 10 тыс. человек)

Смертность населения за 2017 год (на 1000 человек)

Демогра- фическая нагрузка (человек на 1 тыс. трудоспо- собного населения)

Зара- ботная плата за 2017 год (рублей)

Денежные доходы на душу населения за 2017 год (рублей)

Александрово- Гайский

280

15,5

5,8

- 6,1

- 167,9

10,6

772

24737,7

19868,9

Озинский

290

17

4,3

- 8,2

- 230,4

15,1

920

17831,1

14321,7

Перелюбский

362

13,2

3,6

- 7,7

- 150,2

12,8

871

18802,5

15101,9

Ивантеевский

270

13,7

6,7

- 6,8

- 32,7

13,6

838

16785,4

13481,8

Романовский

270

14

11,1

- 9,7

- 119,2

17,1

881

19191,3

15414,1

Самойловский

220

18,1

7,1

- 10

- 65,8

18,6

873

18538,7

14890,0

Турковский

270

10,8

7,7

- 11,5

- 124

17,8

992

15765,1

12662,3

По области

-

24,5

- 1,6

- 24,9

13,6

779

24737,8

19896,0


Показатели уровня жизни (величина заработной платы, среднедушевые доходы) данных районов (за исключением Александрово-Гайского) в среднем в 1,4 раза меньше среднеобластного уровня. Самые низкие показатели за 2017 год в Турковском и Ивантеевском районах.

Для рассматриваемых районов основным сектором экономического развития является сельское хозяйство. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних трех лет была в среднем стабильно в 1,4 раза ниже средней по экономике (в 2017 году заработная плата работников сельского хозяйства - 17,4 тыс. рублей).

Сохранение сложившихся тенденций в развитии данных территорий, отток кадров, особенно молодых, будет способствовать дальнейшей деградации человеческого потенциала районов, росту социальной напряженности.

Кроме того, в районах имеется дефицит кадров, а численность рабочей силы в сельской местности снижается более ускоренными темпами, чем в целом на селе по области (- 3,2 процента против - 2,3 процента).

В этой ситуации выходом является всестороннее развитие экономического потенциала и создание рабочих мест с достойной заработной платой, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, снятие административных барьеров, в том числе облегчение доступа к земельным и информационным ресурсам, развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.

Вместе с тем в указанных районах имеется ряд внутренних проблем, среди которых:

высокие риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с излишними административными барьерами, непрозрачностью системы земельных отношений;

существенные проблемы в телекоммуникации.

О недостаточном уровне развития предпринимательства свидетельствует недостаточное количество субъектов малого и среднего бизнеса, особенно в Александрово-Гайском районе - 14,6 на 1 тыс. населения, Озинском - 15,7 на 1 тыс. населения, Романовском - 15,8 на 1 тыс. населения, при средневзвешенном показателе по области 20,8 на 1 тыс. населения.

Анализ важнейшего фактора развития экономики (инвестиционной составляющей) за 5 лет выявил самые низкие показатели инвестиций на душу населения в Романовском районе - 0,4 тыс. рублей, Самойловском - 1,6 тыс. рублей, Турковском -2,2 тыс. рублей, Озинском - 2,8 тыс. рублей при среднеобластном уровне 40,1 тыс. рублей.

II. Цели, задачи и направления Программы


Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала отдаленных районов требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, поиск точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствование механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.

Основные задачи Программы:

решение проблем кадрового дефицита в отдаленных районах области в здравоохранении, образовании, культуре, сельском хозяйстве и иных сферах;

сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных территорий;

повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности отдаленных территорий;

развитие агропромышленного сектора, в том числе активизация деятельности организаций потребительской кооперации и развитие КФХ.

Реализация задач устойчивого развития территорий должна осуществляться с максимальным использованием преимуществ муниципальных районов.

Направления реализации Программы осуществляются в рамках направлений подпрограмм:

подпрограмма 1 "Кадровое обеспечение отдаленных районов";

подпрограмма 2 "Развитие социальной сферы как основы сохранения человеческого потенциала";

подпрограмма 3 "Развитие инженерной инфраструктуры как инструмент повышения привлекательности отдаленных территорий";

подпрограмма 4 "Обеспечение экономического роста отдаленных территорий".

Срок реализации Программы: 2019-2021 годы.

III. Финансовое обеспечение реализации Программы


Финансовое обеспечение Программы планируется за счет бюджетных и внебюджетных (прогнозно) средств.

Привлечение средств федерального бюджета (прогнозно) планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации, а также национальных и федеральных проектов.

На решение задач Программы будут направлены средства областного бюджета в рамках реализации государственных программ Саратовской области, планируется привлечение местных бюджетов в рамках муниципальных программ (прогнозно).

Привлечение внебюджетных средств планируется в рамках реализации инвестиционных проектов с учетом действующих мер государственной поддержки (прогнозно).

Общий объем финансового обеспечения Программы за счет всех источников составит (прогнозно) 7434,2 млн рублей: из федерального бюджета (прогнозно) - 1409,8 млн рублей, областного бюджета - 4307,9 млн рублей, местных бюджетов (прогнозно) - 0,9 млн рублей, внебюджетных средств (прогнозно) - 1715,5 млн рублей.

На развитие социальной и инженерной инфраструктуры, а также укрепление материально-технической базы бюджетных организаций за три года будет направлено 4147,3 млн рублей, в том числе Александрово-Гайский район - 205,9 млн рублей, Ивантеевский - 1168,2 млн рублей, Озинский - 121,2 млн рублей, Перелюбский - 1149,9 млн рублей, Романовский - 822,1 млн рублей, Самойловский - 487,4 млн рублей, Турковский - 192,4 млн рублей.

Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»