Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 "О государственной программе Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 4 октября 2012 г., N 03102012040333; 28 мая 2013 г., N 27052013040173, 17 декабря 2013 г., N 16122013040376; 11 февраля 2014 г., N 11022014040056, 4 апреля 2014 г., N 04042014040143, 8 августа 2014 г., N 08082014040374, 12 сентября 2014 г., N 12092014040418; 9 февраля 2015 г., N 06022015040027, 27 марта 2015 г., N 27032015040103, 31 декабря 2015 г., N 31122015040432; 17 мая 2016 г., N 16052016040122, 12 сентября 2016 г., N 09092016040226; 2 января 2017 г., N 30122016040348, 4 апреля 2017 г., N 31032017040091, 9 ноября 2017 г., N 08112017040313; 27 апреля 2018 г., N 26042018040167, 12 июля 2018 г., N 11072018040270, 29 декабря 2018 г., N 28122018040448; 1 февраля 2019 г., N 01022019040015, 24 мая 2019 г., N 24052019040140, 19 декабря 2019 г., N 18122019040340; 30 июля 2020 г., N 30072020040258, 9 декабря 2020 г., N 09122020040387; 5 февраля 2021 г., N 05022021040030, 4 августа 2021 г., N 04082021040242, 10 сентября 2021 г., N 10092021040297; 31 января 2022 г., N 31012022040028, 30 марта 2022 г., N 30032022040131, И августа 2022 г., N 11082022040290, 5 октября 2022 г., N 04102022040363, 5 декабря 2022 г., N 05122022040431; 2 февраля 2023 г., N 01022023040021, 22 февраля 2023 г., N 21022023040054, (mari-el.gov.ru/other/pravo), 29 июня 2023 г., N 28062023040273, 1 августа 2023 г., N 31072023040334, 29 августа 2023 г., N 28082023040370) следующие изменения:
а) в наименовании и пункте 1 слова "на 2013 - 2025 годы" заменить словами "на 2013 - 2030 годы";
б) государственную программу Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Ю.ЗАЙЦЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2013 - 2030 ГОДЫ"
В 2022 году деятельность органов службы занятости населения была нацелена на снижение напряженности и сохранение стабильности на рынке труда Республики Марий Эл, реализацию комплекса мероприятий, направленных на сохранение уровня занятости в условиях действия санкционных мер.
Реализация мероприятий в сфере занятости населения в течение 2022 года способствовала достижению следующих положительных результатов:
увеличение численности занятого населения с 308,8 тыс. человек до 313,8 тыс. человек;
рост уровня занятости населения с 56 процентов до 57,2 процента;
снижение численности безработных граждан на открытом рынке труда с 14,7 тыс. человек до 11,1 тыс. человек;
снижение уровня общей безработицы с 4,5 процента до 3,4 процента;
снижение численности граждан, обратившихся в течение года в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, на 33,1 процента;
снижение численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, на 31,6 процента;
снижение численности безработных граждан на конец 2022 года по отношению к началу года на 29 процентов;
снижение уровня регистрируемой безработицы по отношению к началу года на 0,25 процентных пункта.
В 2022 году в Республике Марий Эл наблюдалась позитивная тенденция снижения уровня общего производственного травматизма, чему способствовала реализация хозяйствующими субъектами мероприятий по улучшению условий и охраны труда, программ "нулевого травматизма", плана дополнительных мероприятий по снижению производственного травматизма, осуществляемых органами государственной власти Республики Марий Эл, профсоюзными организациями, работодателями.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в сравнении с показателем 2021 года снизилась с 265 человек до 183 человек, или на 31 процент. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве в расчете на одного пострадавшего составило 54 дня, что соответствует прогнозному показателю на 2022 год. Однако численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в сравнении с показателем 2021 года возросла в 2 раза и составила 10 человек.
Социальные выплаты безработным гражданам способствуют поддержанию их доходов. В 2022 году размер пособия по безработице в зависимости от периода его выплаты составлял: максимальный размер - 12 792 рубля, минимальный размер - 1 500 рублей.
Спрос со стороны работодателей является одним из основных индикаторов развития рынка труда Республики Марий Эл. В количественном выражении заявленная работодателями потребность в работниках превышает численность зарегистрированных безработных. На 1 января 2023 г. на одного зарегистрированного безработного приходилось 2,8 вакансии.
Основным драйвером развития рынка труда является успешная реализация государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 "О государственной программе Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы" (далее - Государственная программа), и регионального проекта "Содействие занятости", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография" (далее - региональный проект "Содействие занятости").
В результате реализации мероприятий Государственной программы в 2022 году достигнуты следующие результаты, характеризующие развитие сферы занятости населения:
апробирован и реализован ряд новых мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствующих эффективной защите граждан от потери дохода;
при содействии органов службы занятости было трудоустроено более 5,6 тыс. граждан, оказано содействие во временном трудоустройстве более 2,3 тыс. граждан;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование прошли 0,7 тыс. граждан;
услуги по профессиональной ориентации получили 7,4 тыс. человек;
услуги по социальной адаптации и психологической поддержке безработных получили 1,2 тыс. безработных граждан;
содействие началу осуществления предпринимательской деятельности оказано 0,3 тыс. безработных граждан;
социальные выплаты в среднем ежемесячно получали 1,8 тыс. человек;
в рамках отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, предоставлены субсидии 144 работодателям на сумму 141,2 млн. рублей, трудоустроены:
на временные работы - 3 315 граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения;
на общественные работы - 929 граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости населения, включая безработных;
прошел обучение 91 работник, находящийся под риском увольнения.
Общая численность участников основных мероприятий Государственной программы составила 22,4 тыс. человек.
В 2021 - 2022 годах в рамках мероприятия "Повышение эффективности службы занятости" регионального проекта "Содействие занятости" проведена модернизация двух пилотных государственных казенных учреждений Республики Марий Эл - центров занятости населения городов и районов Республики Марий Эл (далее - центров занятости населения).
В целях обеспечения клиентоцентричного подхода в работе органов службы занятости населения были разработаны, апробированы и внедрены комплексы услуг, предоставляемых в рамках жизненных ситуаций для граждан и бизнес-ситуаций для работодателей, а также разработаны и внедрены новые сервисы для граждан и работодателей. Внедрение комплексов услуг и сервисов позволяет точечно работать с отдельными категориями граждан и работодателей и предоставлять услуги на качественно новом уровне.
Одним из эффективных механизмов взаимодействия по подбору работодателям необходимых работников является реализация постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан", в рамках которого трудоустроено 170 человек в возрасте до 30 лет.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", в 2022 году реализовывались мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан. Всего в рамках мероприятия прошли обучение 954 человека, из них обеспечены занятостью 903 человека, что составляет 94,7 процента.
Вместе с тем в сфере развития рынка труда и поддержки занятости населения в Республике Марий Эл сохраняется ряд ключевых вызовов и рисков:
снижение численности населения трудоспособного возраста;
миграционный отток трудоспособного населения;
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по профессиональному, квалификационному, территориальному признаку, а также уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы;
низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других категорий граждан);
продолжающийся процесс реформирования отдельных отраслей, произошедший под влиянием кризиса и введенных международных санкций, может вызвать оптимизацию численности работающих, сопровождающуюся высвобождением;
несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей;
сохранение потенциала неполной и неэффективной занятости;
повышение производственного травматизма в связи с нарушением требований безопасности при ведении работ, личная неосторожность работников, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.