(с изменениями на 17 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 26.02.2024 N 391-па, от 21.06.2024 N 1841-па, от 23.07.2024 N 2395-па, от 06.08.2024 N 2624-па, от 17.10.2024 N 3457-па)
Руководствуясь Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании статьи 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановления администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжения администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (приложение).
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента социальной политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (Юркова Э.А.).
Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 07.09.2023 N 2541-па
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2024 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 26.02.2024 N 391-па, от 21.06.2024 N 1841-па, от 23.07.2024 N 2395-па, от 06.08.2024 N 2624-па, от 17.10.2024 N 3457-па)
Наименование Программы | Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Департамент социальной политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДСП) |
Соисполнители Программы | Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС"); Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ "УЖП"); Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДГХ); Департамент внутренней политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДВП) |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма N 1 "Город без границ"; Подпрограмма N 2 "Забота" |
Обоснование разработки Программы | Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; решение городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27.10.2010 N 254/15-10-4 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе "Город Южно-Сахалинск"; |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 21.06.2024 N 1841-па) | |
Цели Программы | 1. Повышение качества жизни отдельных категорий граждан. 2. Повышение уровня доступности и комфортности городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан |
(п. 2 в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 21.06.2024 N 1841-па) | |
Задачи Программы | 1. Создание благоприятных условий для улучшения полноценной общественной жизни инвалидов и других маломобильных граждан, их интеграции в общество. 2. Повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан и активизация их участия в жизни общества |
(п. 1 в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 21.06.2024 N 1841-па) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | 1. Количество отдельных категорий граждан, получивших дополнительные меры социальной поддержки; 2. Количество отдельных категорий граждан, принявших участие в социальных и культурно-массовых мероприятиях; 3. Количество объектов, адаптированных для доступа инвалидов; 4. Количество инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, которым оказаны транспортные услуги; 5. Количество общественных организаций инвалидов и ветеранов, получивших финансовую поддержку; 6. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переселенных в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа; 7. Количество многодетных граждан, имеющих трех и более детей, которым оказаны дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; 8. Количество граждан, имеющих детей, которым оказана дополнительная адресная социальная поддержка в целях приобретения жилого помещения взамен ветхого (аварийного); 9. Количество получателей единовременной денежной выплаты в связи с гибелью военнослужащих в ходе специальной военной операции; 10. Количество обслуженных подъемных устройств для инвалидов и других маломобильных граждан |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 26.02.2024 N 391-па, от 21.06.2024 N 1841-па, от 23.07.2024 N 2395-па) | |
Этапы и сроки реализации Программы | Срок реализации Программы - 2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы на 2024 - 2030 годы составляет 1839723,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования и годам: |
Годы реализации | Всего (тыс. руб.) | Областной бюджет (тыс. руб.) | Местный бюджет (тыс. руб.) | |
2024 | 259011,1 | 45000,0 | 214011,1 | |
2025 | 222827,8 | 8117,1 | 214710,7 | |
2026 | 202874,5 | 8117,1 | 194757,4 | |
2027 | 289795,7 | 0,0 | 289795,7 | |
2028 | 286629,5 | 0,0 | 286629,5 | |
2029 | 288404,9 | 0,0 | 288404,9 | |
2030 | 290180,4 | 0,0 | 290180,4 | |
Итого | 1839723,9 | 61234,2 | 1778489,7 | |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 17.10.2024 N 3457-па) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Обеспечение отдельных категорий граждан дополнительными мерами социальной поддержки, не менее 9163 чел.; 2. Обеспечение ежегодного участия отдельных категорий граждан в социальных и культурно-массовых мероприятиях, не менее 1519 чел.; 3. Увеличение количества объектов городской инфраструктуры для доступа инвалидов с 281 ед. до 316 ед. 4. Обеспечение транспортными услугами по перевозке инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, не менее 1900 чел. ежегодно; 5. Обеспечение финансовой поддержкой общественных организаций инвалидов и ветеранов до 9 ед. ежегодно; 6. Обеспечение жилыми помещениями, приспособленными для беспрепятственного доступа, нуждающихся в переселении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не менее 1 чел. ежегодно; 7. Улучшение жилищных условий многодетных граждан, имеющих трех и более детей, не менее 1 сем. ежегодно; 8. Обеспечение жилым помещением граждан, имеющих детей, нуждающихся в переселении из ветхого (аварийного) жилья, не менее 1 сем. ежегодно; 9. Оказание материальной поддержки получателям единовременной денежной выплаты в связи с гибелью военнослужащих в ходе специальной военной операции - от 40 до 60 чел. ежегодно; 10. Обслуживание подъемных устройств для инвалидов и других маломобильных граждан, не менее 15 ед. |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 26.02.2024 N 391-па, от 21.06.2024 N 1841-па, от 23.07.2024 N 2395-па) |
Ключевым приоритетом государственной политики Российской Федерации обозначено повышение качества жизни граждан России, поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Стратегия в сфере социальной политики направлена на усиление адресности социальной помощи за счет совокупности социальных программ регионального и муниципального уровней, направленных на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения. Одной из целей социальной политики остается сосредоточение ресурсов на поддержку самых нуждающихся.
По состоянию на 01.01.2023 в городском округе "Город Южно-Сахалинск" проживает более 187 тыс. граждан, из них 58,1 тыс. пенсионеров, 7,8 тыс. инвалидов, 1146 детей-инвалидов.
Большая часть населения обращается за помощью, находясь в трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, сиротства, отсутствия постоянной работы, длительной нетрудоспособности, непредвиденных и иных обстоятельств. Материальное положение тех, кто живет главным образом только на пенсию и иные меры социальной поддержки, крайне тяжело. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою социальную невостребованность и неприспособленность к новому статусу, финансовую уязвимость. Их возможности для полноценного участия в общественной жизни ограничены.
В этих условиях одним из приоритетных направлений в городском округе "Город Южно-Сахалинск" является социальная поддержка наиболее незащищенных категорий населения, основанная на заявительном принципе.
Реализация мероприятий Программы помогает нуждающимся гражданам в решении конкретных проблем, с учетом их социально-бытового и материального положения, а также других обстоятельств, характеризующих нуждаемость гражданина, и осуществляется путем предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан вне зависимости от наличия в федеральных и региональных законах положений, устанавливающих указанное право.
В результате реализации муниципальной программы "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" дополнительные меры социальной поддержки ежегодно получают более 3 тысяч нуждающихся человек.
Для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности граждан и сохранения социальной стабильности в обществе, в условиях сложной экономической ситуации за период с 2020 по 2022 расширен перечень дополнительных мер социальной поддержки следующими видами:
- единовременная материальная помощь участникам Великой Отечественной войны, состоящим на учете в администрации города Южно-Сахалинска, на проведение работ по остеклению и отделке балконов (лоджий) в жилом помещении, принадлежащем получателю данного вида социальной поддержки на праве собственности или по договору социального найма;
- единовременная денежная выплата гражданам, имеющим трех и более детей, на приобретение пиломатериалов для строительства индивидуального жилого дома;
- единовременная компенсационная выплата отдельным категориям граждан на приобретение и установку локальных очистных сооружений канализации на земельных участках, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей;
- единовременная денежная выплата членам семей военнослужащих, а также лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции (сотрудники), погибших (умерших) в ходе специальной военной операции.
Кроме того, увеличен размер единовременных социальных выплат в части доплаты к ежемесячному пособию на ребенка семьям, имеющим детей, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца, и детей, которым назначена пенсия по инвалидности, до 2000 рублей, единовременной денежной выплаты к 9 мая участникам Великой Отечественной войны до 10000 рублей, ветеранам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма до 5000,00 рубля, гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года, относящимся к категории дети войны, до 2000,00 рубля, ежемесячной доплаты к пенсии ветеранам Великой Отечественной войны до 3000 рублей.
Одним из приоритетных направлений реализации задач по улучшению качества жизни социально незащищенных групп населения является развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов за счет обеспечения беспрепятственного доступа к социальным объектам и услугам.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвующими в культурной и социальной жизни общества, отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала, соответствует высоким гуманистическим идеалам общества, способствует социальному и экономическому развитию государства.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" с 2011 года активно реализуются муниципальные программы, действие которых направлено на формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, за весь период адаптировано 259 приоритетных объектов городской инфраструктуры.
В городском округе в течение последних лет принимается комплекс мер по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Однако, проблема доступности объектов социальной инфраструктуры, реабилитации и интеграции инвалидов в социальную среду остается актуальной.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что для достижения комфорта в использовании объектов социальной инфраструктуры необходимо продолжить работу по их оснащению специальными приспособлениями для инвалидов, а также привлечению их к участию в культурно-массовых и социально значимых мероприятиях города, к занятиям физкультурой и спортом.
Практика реализации муниципальных программ в сфере социальной поддержки населения города Южно-Сахалинска указывает на результативность использования программно-целевых методов в целях повышения максимально эффективного использования финансовых средств в условиях бюджетных ограничений, а также улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения (ветеранов и инвалидов, неработающих пенсионеров, граждан, имеющих несовершеннолетних детей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
С учетом имеющегося опыта по вопросам предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" разработана муниципальная программа "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы", которая будет способствовать стабилизации жизненного уровня населения, уменьшению числа социально незащищенных граждан и дальнейшему снижению социальной напряженности в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
В результате реализации Программы прогнозируется улучшение качества жизни отдельных категорий граждан путем увеличения количества предоставляемых дополнительных мер социальной поддержки, а также путем развития этих мер, их актуализации и совершенствования в современных реалиях общества.
Реализация Программы сопряжена, прежде всего, с финансово-экономическими и социальными рисками.