ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2023 года N 298-п


Об утверждении "Региональной программы по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы"

(с изменениями на 15 ноября 2023 года)

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 15.11.2023 N 554-п)




В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, в целях выработки эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения, общее количество рождений, стабилизацию численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста, Правительство Ивановской области постановляет:


1. Утвердить "Региональную программу по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы" (прилагается).


2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов Ивановской области разработать и утвердить муниципальные программы по улучшению демографической ситуации на 2023 - 2025 годы.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 05.07.2023 N 298-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 15.11.2023 N 554-п)




1. Паспорт программы

Наименование программы

Региональная программа по повышению рождаемости в Ивановской области на 2023 - 2025 годы (далее - программа)

Разработчик программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Основания для разработки программы

Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2023 N 436 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости"

Ответственный исполнитель программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Соисполнители программы

Департамент образования Ивановской области;

Департамент здравоохранения Ивановской области;

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;

комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции;

главы администраций городских округов и муниципальных районов Ивановской области;

областные бюджетные учреждения здравоохранения;

организации социального обслуживания Ивановской области;

Ивановская областная общественная организация помощи многодетным семьям "МногоДетки";

Ивановское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский Детский Фонд"

Управление программой

Реализация программы будет осуществляться на основании межведомственного взаимодействия в соответствии с планом мероприятий по реализации поставленных задач.

Ответственный исполнитель программы:

осуществляет координацию работы по ее реализации;

по итогам года до 1 июля текущего года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство Ивановской области сводный отчет о реализации программы;

на основе предложений, представленных Соисполнителями, вносит в программу соответствующие изменения.

Соисполнители программы:

осуществляют работу по выполнению мероприятий плана;

направляют Ответственному исполнителю программы информацию о выполнении плана мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

при возникновении необходимости в корректировке мероприятий программы представляют Ответственному исполнителю программы предложения по внесению изменений в программу в форме проекта нормативного правового акта с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений

Цель программы

Снижение темпов естественной убыли населения, повышение уровня рождаемости, стабилизация численности постоянного населения, поддержка семей с детьми

Задачи программы

Повышение суммарного коэффициента рождаемости;

повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях вторых и последующих детей;

укрепление репродуктивного здоровья населения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение продолжительности жизни;

сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте;

укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, значимости зарегистрированного брака;

повышение качества жизни сельского населения;

стимулирование миграционного прироста населения

Сроки реализации программы

2023 - 2025 годы

Целевые показатели (индикаторы) программы

Количество рождений;

количество абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста;

количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 18 - 24 года;

количество детей, рожденных у женщин в возрастной группе 30 - 34 года;

количество детей, рожденных третьими и последующими;

средний возраст матери при рождении первенца

Источники финансирования программы

Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п;

государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п;

государственная программа Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 449-п;

государственная программа Ивановской области "Развитие образования Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п

Ожидаемые результаты

Увеличение количества рождений;

снижение количества абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста с 8,8 промилле в 2023 году до 8,5 промилле в 2025 году;

увеличение количества детей, рожденных у женщин в возрастной группе 18 - 24 года, с 1464 новорожденных в 2023 году до 1502 новорожденных в 2025 году;

увеличение количества детей, рожденных у женщин в возрастной группе 30 - 34 года, до 2052 новорожденных;

увеличение количества детей, рожденных третьими и последующими, до 1700 новорожденных;

снижение среднего возраста матери при рождении первенца до 25,1 лет



2. Общие положения


Демографическая политика Ивановской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение демографической ситуации в Ивановской области.


Настоящей программой определяются цели, принципы, задачи, приоритеты и основные направления демографической политики Ивановской области на период до 2025 года.



3. Современная демографическая ситуация в Ивановской области и тенденции ее развития


Ивановская область является одним из 18 субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО), главной проблемой демографического развития которого остается систематическое уменьшение абсолютной численности населения. Основной причиной сокращения численности является естественная убыль населения.


Численность населения Ивановской области с 2016 по 2022 годы сократилась на 5,1% (с 1029838 до 976918 человек). В настоящее время Ивановская область по численности населения занимает 54 место среди регионов Российской Федерации и 15 место среди субъектов Центрального Федерального округа (далее - ЦФО).

Динамика численности населения Ивановской области, 2016 - 2022 годы (на 1 января), чел.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Ивановская область

городское население

837243

832548

826727

819463

814778

807364

799962

сельское население

192595

190622

187919

184717

182357

179668

176956

Итого

1029838

1023170

1014646

1004180

997135

987032

976918


Темпы убыли населения за период 2016 - 2021 годов выросли с 0,6% до 1,0%.

Изменение численности населения (прирост за год, в процентах)

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Российская Федерация

0,2

0,05

-0,1

-0,02

-0,4

-0,4

ЦФО

0,3

0,3

0,2

0,1

-0,5

-0,4

Ивановская область

-0,6

-0,8

-1,0

-0,7

-1,0

-1,0


Естественная убыль населения в Ивановской области за 6-летний период нарастала и в среднем за год составила 8239,5 чел.


Наиболее значительная естественная убыль наблюдалась в 2020 году (10034 чел.) и 2021 году (12749 чел.), что в первую очередь связано с ростом смертности населения в период пандемии COVID-19 и сокращением рождаемости, в том числе вследствие сокращения численности мужчин и женщин фертильного возраста в главных репродуктивных возрастах 20 - 30 лет. Данная тенденция отражает ситуацию в среднем по Российской Федерации.


В качестве причин сложившейся тенденции естественной убыли населения выступают, прежде всего, процессы снижения уровня рождаемости (общего коэффициента рождаемости).


Анализ динамики общего коэффициента рождаемости по Ивановской области показывает, что с 2016 года количество рожденных на 1000 человек населения региона с каждым годом уменьшается.


В 2021 году в сравнении с 2016 годом значение общего коэффициента рождаемости снизилось на и составило (самое низкое значение коэффициента за указанный период).


По Российской Федерации снижение числа родившихся в 2021 году составило 74% от уровня 2016 года (снижение на 26%).


В январе - декабре 2022 года в Ивановской области число родившихся составило 6872 ребенка, что меньше уровня 2021 года на 482 ребенка или составляет 93,4% уровня предыдущего года.

Число родившихся (без мертворожденных) за год, тыс. человек

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Российская Федерация

1888729

1690307

1604344

1481074

1436514

1398253

Ивановская область

11147

9885

9117

7938

7525

7354


Снижение общего коэффициента рождаемости связано со старением населения (влияние структурного фактора) и снижением суммарного коэффициента рождаемости, который отражает тенденцию сокращения числа детей в семье и откладывание рождения первенца.


Общие тенденции, характеризующие демографическую ситуацию в Ивановской области, следующие:


значительное сокращение численности мужчин и женщин фертильного возраста наблюдается в возрастной группе 25 - 29 лет, что определило тренд общего снижения численности данного контингента за 2016 - 2022 годы;


значительное сокращение численности женщин фертильного возраста наблюдается в возрастной группе 20 - 24 года;


значительное увеличение численности как мужчин, так и женщин фертильного возраста в Ивановской области коснулось возрастной группы 15 - 19 лет (увеличение на 13,3% для женщин и 16,6% для мужчин), на 2 месте - группа 45 - 49 лет у женщин и 35 - 39 лет у мужчин, на 3 месте и у мужчин, и у женщин возрастной ценз - 45 - 49 лет, что также отражает общероссийскую тенденцию;


количество мужчин фертильного возраста на одну женщину в Ивановской области выше, чем в среднем по Российской Федерации - в 2022 году - 1,04 промилле (по Российской Федерации - 0,99 промилле).


Соотношение мужчин и женщин в Ивановской области на конец 2021 года составило 1201 женщина на 1000 мужчин, что выше среднего показателя по Российской Федерации и ЦФО. Но за период 2016 - 2021 годов данный показатель снизился с 1221 до 1201, что является положительной тенденцией и свидетельствует о небольшом выравнивании диспропорции между мужским и женским населением.

Соотношение мужчин и женщин (оценка на конец года; на 1000 мужчин приходится женщин)

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Российская Федерация

1157

1156

1155

1154

1154

1151

ЦФО

1178

1177

1176

1174

1174

1171

Ивановская область

1221

1217

1214

1209

1206

1201

Количество мужчин фертильного возраста на одну женщину по ЦФО, в промилле

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Российская Федерация

0,99

0,99

0,99

0,99

0,99

0,99

0,99

Белгородская область

0,97

0,98

0,97

0,97

0,99

0,99

0,99

Брянская область

0,99

0,99

0,99

0,99

1,00

1,00

1,00

Владимирская область

1,03

1,03

1,02

1,02

1,03

1,04

1,04

Воронежская область

0,93

0,94

0,94

0,94

0,95

0,95

0,95

Калужская область

1,03

1,04

1,04

1,04

1,05

1,05

1,06

Костромская область

1,00

1,00

1,01

1,01

1,02

1,02

1,02

Курская область

0,96

0,96

0,97

0,97

0,97

0,98

0,98

Липецкая область

0,98

0,98

0,98

0,98

0,99

0,99

0,99

Московская область

1,00

0,99

0,99

0,99

0,99

0,99

0,99

Орловская область

0,96

0,96

0,96

0,96

0,97

0,97

0,97

Рязанская область

1,01

1,02

1,02

1,02

1,03

1,03

1,03

Смоленская область

1,04

1,05

1,07

1,07

1,08

1,07

1,06

Тамбовская область

1,03

1,03

1,03

1,03

1,03

1,03

1,04

Тверская область

1,02

1,02

1,02

1,02

1,03

1,04

1,04

Тульская область

1,02

1,02

1,02

1,02

1,03

1,03

1,03

Ярославская область

0,97

0,97

0,97

0,98

0,98

0,98

0,98

Москва

0,95

0,95

0,95

0,95

0,94

0,94

0,94

Ивановская область

1,01

1,01

1,01

1,02

1,03

1,03

1,04

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»