ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2023 года N 83-п


Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года" Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:


Утвердить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года (приложение).



Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
М.ПОБЫЗАКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением Президиума
Правительства Республики Хакасия
от 05.05.2023 N 83-п



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



1. Общие положения


1.1. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года".


Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация".


1.2. Задачами для достижения указанной цели являются:


обеспечение доступным и комфортным жильем всех категорий граждан республики, повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;


вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;


повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению республики, и обеспечение эффективности потребления коммунальных ресурсов;


повышение эффективности деятельности строительного комплекса, обеспечение региона объектами социальной и инженерной инфраструктуры и достижение соответствия объема жилищного строительства потребностям населения республики;


минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду за счет развития системы обращения с отходами строительства и сноса, а также внедрения экологичных источников теплоснабжения.


Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление населенных пунктов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.


1.3. Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:


первый - с 2023 года по 2025 год;


второй - с 2026 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.


В качестве базового периода определен 2021 год.



2. Текущая ситуация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве


2.1. На сегодняшний день на территории республики осуществляют свою деятельность 730 строительных организаций, большую часть всех строительных работ и услуг выполняют частные компании.


В 2021 году в регионе введено 317,0 тыс. кв. м жилья (110,2% к уровню 2020 года), из них объем введенного индивидуального жилья составляет 237,2 тыс. кв. м, объем многоквартирного жилья - 79,8 тыс. кв. м.


Объем работ, выполненный по виду деятельности "строительство" за счет всех источников финансирования, на 01.01.2022 составил 19292,2 млн рублей, что составляет 110,6% к аналогичному периоду 2020 года.


Средняя цена 1 кв. м общей площади всех типов квартир в 2021 году на первичном рынке жилья составила 59490,0 рублей, на вторичном рынке - 57131,0 рубля.


В целом строительная отрасль в регионе занимает передовые позиции и обеспечивает потребности как рынка, так и бюджетных заказов в этой сфере.


2.2. Основными проблемами отрасли являются:


высокий процент применения привозных материалов и изделий, таких как: рулонные кровельные материалы, отделочные материалы, фасадные системы, санфаянс, стекло, современная запорная арматура, теплоизоляционные изделия из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна;


недостаточный уровень развития кредитно-финансовых механизмов (высокие проценты по кредитам для юридических и физических лиц);


высокая стоимость на привозные строительные материалы.


2.3. В настоящее время на территории республики активно ведется работа в целях реализации Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" в части комплексного развития территорий. Для реализации данного направления были приняты все необходимые региональные нормативные правовые акты, утверждающие порядки по комплексному развитию территории в Республике Хакасия.


2.4. Обозначены перспективные пилотные территории, планируемые в ближайшее время к комплексному развитию: первая площадью 1,87 га с градостроительным потенциалом до 29 тыс. кв. м жилья, вторая площадью 43 га, с градостроительным потенциалом данной территории до 215 тыс. кв. м.


Важными компонентами улучшения качества жизни граждан помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.


Ежегодное выполнение ремонтных работ и ввод в эксплуатацию новых коммунальных объектов позволило добиться постепенного снижения общего уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия до 55,35% в 2021 году. Наметилась тенденция по уменьшению потерь, связанных с утечками энергоресурсов в процессе производства и транспортировки до потребителей, а также количества технологических сбоев в работе коммунальных объектов при прохождении отопительных сезонов.


Развитие и поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды.



3. Градостроительная политика


3.1. Одним из ключевых направлений Стратегии является формирование градостроительной политики.


3.2. Задачами являются:


упрощение процесса территориального планирования, в том числе посредством унификации требований к подготовке документов, отказа от бумажных форм, перевода документов и процедур их согласования в электронный вид;


развитие единой электронной картографической основы, обеспечивающей систематизацию пространственных данных;


создание условий для комфортного проживания населения на сельских территориях и в малых городах.


3.3. Предусмотрены следующие мероприятия:


сокращение количества документов, необходимых для реализации градостроительной политики, снятие избыточных ограничений для строительства;


развитие системы пространственных данных.


3.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:


повышение эффективности и сокращение сроков принятия градостроительных решений за счет сокращения количества документов, необходимых для реализации градостроительной политики;


создание аналитической системы поддержки управленческих решений и мониторинга процессов планирования и реализации градостроительной политики;


увеличение объема вовлекаемых в оборот земельных участков для целей жилищного строительства.



4. Развитие жилищного строительства


4.1. Общая площадь жилищного фонда в Республике Хакасия, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2021 года составила 14,3 млн кв. м. На одного жителя республики в среднем приходится 27,1 кв. м общей площади жилых помещений.


Жилищный фонд республики на конец 2021 года включает 60,8 тысячи жилых домов (индивидуально-определенных зданий), из них 40,7 тысячи домов блокированной застройки и 2,9 тысячи - многоквартирных жилых домов. Общее число квартир составило 242 тысячи.


Совокупный объем ввода жилья на территории Республики Хакасия в период с 2011 по 2021 годы составил 2564,9 тыс. кв. м. По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 317,0 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных домов 79,7 тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов 237,3 тыс. кв. м.


На конец 2022 года 151 тыс. кв. м жилья (96% всего жилья, строящегося на основе долевого участия) строилось с использованием счетов эскроу, а объем введенного жилья, построенного с использованием счетов эскроу, в 2022 году увеличился по сравнению с 2021 годом в 4,6 раза и составил 95,6 тыс. кв. м (15 домов).


На конец 2022 года в единый реестр проблемных объектов включен один многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Абакан, проспект Дружбы Народов, д. 41, площадью более 5 тыс. кв. м.


В 2021 году публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" приняты обязательства по восстановлению прав 105 граждан, вложивших денежные средства в строительство дома, расположенного по адресу: г. Абакан, проспект Дружбы Народов, д. 41.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»