(с изменениями на 13 декабря 2021 года)
(в ред. распоряжения администрации Костромской области от 13.12.2021 N 320-ра)
В целях обеспечения кадрами системы образования Костромской области:
1. Утвердить прилагаемую программу "Обеспечение кадрами системы образования Костромской области в 2021-2027 годах".
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации единой государственной политики в сфере образования, науки и инновационной деятельности.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Утверждена
распоряжением
администрации
Костромской области
от 21 июня 2021 г. N 135-ра
ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021-2027 ГОДАХ"
(в ред. распоряжения администрации Костромской области от 13.12.2021 N 320-ра)
1. Ответственный исполнитель Программы | Департамент образования и науки Костромской области |
2. Участники Программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, образовательные организации, расположенные на территории Костромской области |
3. Цели Программы | Повышение уровня обеспеченности кадрами системы образования Костромской области |
4. Задачи Программы | 1. Развитие механизмов прогнозирования потребности в кадрах и формирования заказа на подготовку и переподготовку кадров для системы образования Костромской области. 3. Обеспечение профессионального роста и мастерства педагогических работников сферы образования. 2. Создание условий, направленных на повышение статуса и жизненного стандарта педагогического работника. 4. Совершенствование мер поддержки, стимулирования и сопровождения молодых специалистов системы образования Костромской области, привлечение к педагогической деятельности выпускников и студентов профессиональных образовательных организаций. 5. Создание системы допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся |
5. Сроки реализации Программы | 2021-2027 годы 1) первый этап: 2021-2024 годы; 1) второй этап: 2025-2027 годы |
1. Программа представляет систему мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации полномочий департамента образования и науки Костромской области достижение приоритетов и целей кадровой политики Костромской области в сфере образования.
2. Программа сформирована в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", федеральными и региональными проектами национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программой Костромской области "Развитие образования", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 584-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования".
3. Сфера образования Костромской области представлена сетью государственных, муниципальных, частных образовательных организаций всех уровней образования, включающей 580 учреждений, в том числе: 229 дошкольных образовательных организаций, 271 общеобразовательную организацию, 53 организации дополнительного образования детей, 22 профессиональные образовательные организации, 3 образовательные организации высшего образования, 2 организации дополнительного профессионального образования.
4. Всего в образовательных организациях, расположенных на территории Костромской области, обучается 134 788 человек, из них:
36 459 человек в дошкольных образовательных организациях;
73 356 человек в общеобразовательных организациях (из них 1 852 человека - в государственных, 71 256 человек - в муниципальных, 248 человек - в частных);
58 329 человек в организациях дополнительного образования детей (из них по отрасли "Образование" - 45 840 человек, в учреждениях культуры - 11 455 человек, в негосударственных - 1034 человека);
14 975 человек в профессиональных образовательных организациях (из них по отрасли "Образование" - 12 595 человек, в учреждениях культуры и здравоохранения - 1 899 человек, в частных - 481 человек);
9 998 человек в образовательных организациях высшего образования.
5. В части характеристики кадрового состава отмечается следующее.
В системе образования Костромской области работает 11 644 педагогических работника.
По гендерному составу в системе образования занято от общего количества педагогических работников - 89,9% женщин и 10,1% мужчин.
Из общего количества педагогических работников всех уровней образования 8 092 (69,5%) человека имеют высшее образование, из них 6 908 человек (85,4%) педагогическое.
6. Одним из ключевых показателей по отрасли "Образование" является показатель количества педагогических работников по уровням образования до 35 лет.
В Костромской области в дошкольном образовании доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 21,9% (2019 год - 23,5%): в общем образовании - 22,0% (2019 год - 21,1%), из них в городе - 25% (2019 год - 23,5%), сельские территории - 17,8% (2019 год - 15,6%); в дополнительном образовании - 24,1% (2019 год - 27,2%); в профессиональном образовании - 20,0% (2019 год - 20,43%). В общем и профессиональном образовании отмечается рост числа педагогов пенсионного возраста. В то же время снижается доля педагогов пенсионного возраста в дополнительном и дошкольном образовании.
За последние четыре года этот показатель педагогов по общему образованию вырос с 19,8% до 22,0%.
Вместе с тем проблема "старения" педагогических коллективов наиболее актуальна для системы общего образования.
В ряде муниципальных образований Костромской области - Нерехтском муниципальном районе (30,6%), Нейском муниципальном округе (36,9%), Антроповском муниципальном районе (31,9%), Буйском муниципальном районе (33,0%), Костромском муниципальном районе (30,0%), Макарьевском муниципальном районе (31,8%), Октябрьском муниципальном районе (35,4%), Поназыревском муниципальном районе (34,8%), Пыщугском муниципальном районе (36,1%), Сусанинском муниципальном районе (36,0%) - показатель доли педагогов пенсионного возраста превышает 30%, в Кологривском муниципальном округе (41,8%) составляет более 40%.
Средняя нагрузка по области на 1 учителя составляет 1,56 ставки.
7. В 2020 году в систему образования пришло 144 молодых педагога, из них 83 учителя в школы области, в том числе 29 человек в сельские школы.
В восемь муниципальных образований Костромской области (в Павинском и Пыщугском муниципальных районах второй год подряд) не пришло ни одного молодого специалиста.
8. В возрастной структуре педагогических работников образовательных организаций от 25 до 35 лет наблюдается диспропорция.
Доля педагогических работников системы общего образования в возрасте 25-35 лет (15%) меньше доли педагогических работников в возрасте 55 и выше (27%), при этом доля проработавших в сфере образования свыше 20 лет в 6 раз больше, чем со стажем от 5 до 10 лет.
Доля педагогических работников дошкольного образования в возрасте 25-35 лет (19,4%) больше доли педагогических работников пенсионного возраста (18,7%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.
Доля педагогических работников профессионального образования в возрасте 25-35 лет (16%) меньше доли педагогов пенсионного возраста (36%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.
Доля педагогических работников в дополнительном образовании в возрасте 25-35 лет (17%) меньше доли педагогов пенсионного возраста (25%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.
9. В дошкольном образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 519 человек, в том числе:
руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций - 50 человек (16,4% от общего количества руководящих работников);
педагогических работников - 469 человек (13,2% от общего количества педагогических работников), из них 65,9% составляют воспитатели.
10. В общем образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 1 543 человека:
руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций - 63 человека (10,3% от общего количества руководящих работников);
педагогических работников - 1 480 человек (25,4% от общего количества педагогических работников), из них 1 253 человека составляют учителя.
Наибольшая потребность в учителях прогнозируется по следующим специальностям: учителя начальных классов (276 человек), учителя русского языка и литературы (199 человек), учителя математики (171 человек), учителя иностранного языка (158 человек).
Кроме того, на сегодняшний день имеются 133 вакантные должности педагогических работников и 5 вакантных должностей руководящих работников (должности, не замещенные внутренними или внешними совместителями).
11. В дополнительном образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 125 педагогических работников (21,2% от общего количества педагогических работников), в том числе 79 педагогов дополнительного образования.
12. В профессиональном образовании потребность в кадрах составила 483 человека (41,9%):
руководителей, заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений 47 чел. (23,1% от общего количества данной категории работников);
436 педагогических работников (46%), в том числе 166 (58,9%) преподавателей общеобразовательных дисциплин, 160 (46,5%) преподавателей специальных дисциплин с высшим образованием, 50 (35%) мастеров производственного обучения, 60 (33%) прочих педагогических работников (педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.).
13. Старение руководящих работников образовательных организаций потребует создание кадрового резерва из наиболее квалифицированных педагогов, талантливых выпускников вузов, привлечение специалистов из других сфер деятельности.