АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июня 2021 года N 135-ра


Об утверждении программы "Обеспечение кадрами системы образования Костромской области в 2021-2027 годах"

(с изменениями на 13 декабря 2021 года)

(в ред. распоряжения администрации Костромской области от 13.12.2021 N 320-ра)




В целях обеспечения кадрами системы образования Костромской области:


1. Утвердить прилагаемую программу "Обеспечение кадрами системы образования Костромской области в 2021-2027 годах".


2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации единой государственной политики в сфере образования, науки и инновационной деятельности.


3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение



Утверждена
распоряжением
администрации
Костромской области
от 21 июня 2021 г. N 135-ра



ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021-2027 ГОДАХ"

(в ред. распоряжения администрации Костромской области от 13.12.2021 N 320-ра)




Раздел I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021-2027 ГОДАХ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

1. Ответственный исполнитель Программы

Департамент образования и науки Костромской области

2. Участники Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, образовательные организации, расположенные на территории Костромской области

3. Цели Программы

Повышение уровня обеспеченности кадрами системы образования Костромской области

4. Задачи Программы

1. Развитие механизмов прогнозирования потребности в кадрах и формирования заказа на подготовку и переподготовку кадров для системы образования Костромской области.

3. Обеспечение профессионального роста и мастерства педагогических работников сферы образования.

2. Создание условий, направленных на повышение статуса и жизненного стандарта педагогического работника.

4. Совершенствование мер поддержки, стимулирования и сопровождения молодых специалистов системы образования Костромской области, привлечение к педагогической деятельности выпускников и студентов профессиональных образовательных организаций.

5. Создание системы допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся

5. Сроки реализации Программы

2021-2027 годы

1) первый этап: 2021-2024 годы;

1) второй этап: 2025-2027 годы



Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Программа представляет систему мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации полномочий департамента образования и науки Костромской области достижение приоритетов и целей кадровой политики Костромской области в сфере образования.


2. Программа сформирована в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", федеральными и региональными проектами национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программой Костромской области "Развитие образования", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 584-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования".


3. Сфера образования Костромской области представлена сетью государственных, муниципальных, частных образовательных организаций всех уровней образования, включающей 580 учреждений, в том числе: 229 дошкольных образовательных организаций, 271 общеобразовательную организацию, 53 организации дополнительного образования детей, 22 профессиональные образовательные организации, 3 образовательные организации высшего образования, 2 организации дополнительного профессионального образования.


4. Всего в образовательных организациях, расположенных на территории Костромской области, обучается 134 788 человек, из них:


36 459 человек в дошкольных образовательных организациях;


73 356 человек в общеобразовательных организациях (из них 1 852 человека - в государственных, 71 256 человек - в муниципальных, 248 человек - в частных);


58 329 человек в организациях дополнительного образования детей (из них по отрасли "Образование" - 45 840 человек, в учреждениях культуры - 11 455 человек, в негосударственных - 1034 человека);


14 975 человек в профессиональных образовательных организациях (из них по отрасли "Образование" - 12 595 человек, в учреждениях культуры и здравоохранения - 1 899 человек, в частных - 481 человек);


9 998 человек в образовательных организациях высшего образования.


5. В части характеристики кадрового состава отмечается следующее.


В системе образования Костромской области работает 11 644 педагогических работника.


По гендерному составу в системе образования занято от общего количества педагогических работников - 89,9% женщин и 10,1% мужчин.


Из общего количества педагогических работников всех уровней образования 8 092 (69,5%) человека имеют высшее образование, из них 6 908 человек (85,4%) педагогическое.


6. Одним из ключевых показателей по отрасли "Образование" является показатель количества педагогических работников по уровням образования до 35 лет.


В Костромской области в дошкольном образовании доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 21,9% (2019 год - 23,5%): в общем образовании - 22,0% (2019 год - 21,1%), из них в городе - 25% (2019 год - 23,5%), сельские территории - 17,8% (2019 год - 15,6%); в дополнительном образовании - 24,1% (2019 год - 27,2%); в профессиональном образовании - 20,0% (2019 год - 20,43%). В общем и профессиональном образовании отмечается рост числа педагогов пенсионного возраста. В то же время снижается доля педагогов пенсионного возраста в дополнительном и дошкольном образовании.


За последние четыре года этот показатель педагогов по общему образованию вырос с 19,8% до 22,0%.


Вместе с тем проблема "старения" педагогических коллективов наиболее актуальна для системы общего образования.


В ряде муниципальных образований Костромской области - Нерехтском муниципальном районе (30,6%), Нейском муниципальном округе (36,9%), Антроповском муниципальном районе (31,9%), Буйском муниципальном районе (33,0%), Костромском муниципальном районе (30,0%), Макарьевском муниципальном районе (31,8%), Октябрьском муниципальном районе (35,4%), Поназыревском муниципальном районе (34,8%), Пыщугском муниципальном районе (36,1%), Сусанинском муниципальном районе (36,0%) - показатель доли педагогов пенсионного возраста превышает 30%, в Кологривском муниципальном округе (41,8%) составляет более 40%.


Средняя нагрузка по области на 1 учителя составляет 1,56 ставки.


7. В 2020 году в систему образования пришло 144 молодых педагога, из них 83 учителя в школы области, в том числе 29 человек в сельские школы.


В восемь муниципальных образований Костромской области (в Павинском и Пыщугском муниципальных районах второй год подряд) не пришло ни одного молодого специалиста.


8. В возрастной структуре педагогических работников образовательных организаций от 25 до 35 лет наблюдается диспропорция.


Доля педагогических работников системы общего образования в возрасте 25-35 лет (15%) меньше доли педагогических работников в возрасте 55 и выше (27%), при этом доля проработавших в сфере образования свыше 20 лет в 6 раз больше, чем со стажем от 5 до 10 лет.


Доля педагогических работников дошкольного образования в возрасте 25-35 лет (19,4%) больше доли педагогических работников пенсионного возраста (18,7%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.


Доля педагогических работников профессионального образования в возрасте 25-35 лет (16%) меньше доли педагогов пенсионного возраста (36%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.


Доля педагогических работников в дополнительном образовании в возрасте 25-35 лет (17%) меньше доли педагогов пенсионного возраста (25%), а доля педагогов, проработавших в сфере образования свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет.


9. В дошкольном образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 519 человек, в том числе:


руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций - 50 человек (16,4% от общего количества руководящих работников);


педагогических работников - 469 человек (13,2% от общего количества педагогических работников), из них 65,9% составляют воспитатели.


10. В общем образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 1 543 человека:


руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций - 63 человека (10,3% от общего количества руководящих работников);


педагогических работников - 1 480 человек (25,4% от общего количества педагогических работников), из них 1 253 человека составляют учителя.


Наибольшая потребность в учителях прогнозируется по следующим специальностям: учителя начальных классов (276 человек), учителя русского языка и литературы (199 человек), учителя математики (171 человек), учителя иностранного языка (158 человек).


Кроме того, на сегодняшний день имеются 133 вакантные должности педагогических работников и 5 вакантных должностей руководящих работников (должности, не замещенные внутренними или внешними совместителями).


11. В дополнительном образовании потребность в кадрах на 2021-2027 годы составляет 125 педагогических работников (21,2% от общего количества педагогических работников), в том числе 79 педагогов дополнительного образования.


12. В профессиональном образовании потребность в кадрах составила 483 человека (41,9%):


руководителей, заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений 47 чел. (23,1% от общего количества данной категории работников);


436 педагогических работников (46%), в том числе 166 (58,9%) преподавателей общеобразовательных дисциплин, 160 (46,5%) преподавателей специальных дисциплин с высшим образованием, 50 (35%) мастеров производственного обучения, 60 (33%) прочих педагогических работников (педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.).


13. Старение руководящих работников образовательных организаций потребует создание кадрового резерва из наиболее квалифицированных педагогов, талантливых выпускников вузов, привлечение специалистов из других сфер деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»