АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2023 года N 400/9


О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 03.10.2019 N 1915/2 "Об утверждении муниципальной программы города Пензы "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе на 2020 - 2026 годы"



В соответствии с постановлением администрации города Пензы от 19.12.2013 N 1527 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Пензы" и руководствуясь ст. 33 Устава города Пензы, Администрация города Пензы постановляет:


1. Внести в приложение к постановлению администрации города Пензы от 03.10.2019 N 1915/2 "Об утверждении муниципальной программы города Пензы "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе на 2020 - 2026 годы" (далее - Программа) следующие изменения:


1.1. В паспорте Программы:


1.1.1. Строку "Объемы бюджетных ассигнований программы" паспорта Программы изложить в следующей редакции:


"

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования муниципальной программы - 17931448,09192 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 3026024,61621 тыс. рублей;

2021 год - 3418183,94529 тыс. рублей;

2022 год - 3225301,68042 тыс. рублей;

2023 год - 2600555,5 тыс. рублей;

2024 год - 2070536,8 тыс. рублей;

2025 год - 2041530,6 тыс. рублей;

2026 год - 1549314,95 тыс. рублей;

- за счет средств бюджета города Пензы - 800894,88781 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 110914,14535 тыс. рублей;

2021 год - 107295,5716 тыс. рублей;

2022 год - 129702,87086 тыс. рублей;

2023 год - 115712,6 тыс. рублей;

2024 год - 117400,1 тыс. рублей;

2025 год - 118926,8 тыс. рублей;

2026 год - 100942,8 тыс. рублей;

- за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 5966622,97101 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 1327741,8707 тыс. рублей;

2021 год - 1692051,11242 тыс. рублей;

2022 год - 1563017,66789 тыс. рублей;

2023 год - 964047,5 тыс. рублей;

2024 год - 240851,4 тыс. рублей;

2025 год - 175488,52 тыс. рублей;

2026 год - 3424,9 тыс. рублей;

- за счет средств межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области - 11163930,2331 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 1587368,60016 тыс. рублей;

2021 год - 1618837,26127 тыс. рублей;

2022 год - 1532581,14167 тыс. рублей;

2023 год - 1520795,4 тыс. рублей;

2024 год - 1712285,3 тыс. рублей;

2025 год - 1747115,28 тыс. рублей;

2026 год - 1444947,25 тыс. рублей.

";


1.1.2. Строку "Ожидаемые результаты реализации программы" паспорта Программы изложить в следующей редакции:


"

Ожидаемые результаты реализации программы

1) повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан.

2) - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания;

- обеспечение социальной поддержки и содействие в адаптации гражданам, оказавшимся в обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности;

- повышение доступности социальных услуг для населения;

- обеспечение безопасных условий для нахождения граждан в учреждениях социального обслуживания г. Пензы;

- улучшение условий труда работников учреждений социального обслуживания г. Пензы.

3) - улучшение жилищных условий 1002 семьи:

2020 год - 202 семьи;

2021 год - 161 семья;

2022 год - 105 семей;

2023 год - 128 семей;

2024 год - 134 семьи;

2025 год - 136 семей;

2026 год - 136 семей.

- сокращение числа граждан, поставленных органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- улучшение демографической ситуации в городе.

4) эффективное управление в сфере социальной политики.

5) удовлетворение потребностей многодетных и малообеспеченных семей, имеющих детей первого - второго года жизни, детским лечебным питанием и диетическими пищевыми продуктами.

";


1.2. Раздел "1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и перспективы развития" Программы изложить в следующей редакции:


"1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной

программы, основные проблемы и перспективы развития



Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определяются нормативными правовыми актами Пензенской области и органов местного самоуправления.


Действующая система социальной поддержки граждан базируется на следующих принципиальных положениях:


- добровольность предоставления мер социальной поддержки;


- безусловная гарантированность исполнения обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, в том числе систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.


Меры социальной поддержки базируются на применении категориального подхода и дифференцированы с учетом заслуг граждан перед государством, в связи с необходимостью решения приоритетных задач - стимулирование рождаемости.


Меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.


В целях стимулирования активных действий малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, а также улучшения благосостояния семьи, указанным категориям граждан оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта за счет средств регионального и федерального бюджетов.


К расходным обязательствам Пензенской области, финансируемым из бюджета Пензенской области, отнесены меры социальной поддержки, установленные ветеранам труда и труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, членам семей умерших Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, женщинам, награжденным наградой Пензенской области - медалью "Материнская доблесть" I или II степени, семьям с детьми, в том числе многодетным, гражданам, имеющим почетное звание Пензенской области "Ветеран труда Пензенской области", выплата пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, выплата социального пособия на погребение неработающим и не пенсионерам, выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.


За счет средств бюджета города Пензы предоставляются дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим на территории города Пензы, меры социальной поддержки гражданам, имеющим звание "Почетный гражданин города Пензы", осуществляется выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим города Пензы.


Население города Пензы, как всей Пензенской области и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения.


Численность населения города Пензы на начало 2022 года составила 509513 человек, из них граждан: старше трудоспособного возраста 125100 человек; трудоспособного - 292671 человек и моложе трудоспособного (до 16 лет) - 54444 человек. Возрастная структура населения характеризуется высоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, который составляет 24,5% от численности населения города Пензы.


На начало 2022 года в учреждениях социальной защиты города Пензы состояло 7022 семьи, в них воспитывалось 14059 детей.


От общего числа детей, проживающих в городе Пензе (91742 ребенка), дети из многодетных семей - 9,1% (8377 детей), дети в социально опасном положении - 0,3% (243 ребенка), дети-инвалиды - 2,1% (1906 детей).


Анализ демографического и социально-экономического развития Пензенской области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социальной защиты города Пензы.


В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания города Пензы представлена 4 комплексными центрами социальной помощи семье и детям во всех муниципальных районах и Пензенским городским комплексным центром срочной социальной помощи населению.


В 2022 году в учреждениях социального обслуживания населения города Пензы социальные услуги получили 28608 человек (5,6% от населения города Пензы).


В целях реализации стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста" 5 августа 2014 года, Социальным управлением города Пензы и муниципальными учреждениями г. Пензы, в отношении которых Социальное управление города Пензы осуществляет функции и полномочия учредителя, проводится работа, направленная на решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения граждан пожилого возраста, защиты их прав и интересов, повышения благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества.


Итогом проводимой работы станет сформированная система мер, направленных на повышение благосостояния и социально-культурного развития пожилых людей, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.


Охват граждан пожилого возраста и инвалидов надомным обслуживанием в городе Пензе в 2022 году составляет 5090 человек.


С целью профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений в учреждениях социального обслуживания города Пензы ведется работа с семьями, оказавшимися в обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности по оказанию социально-педагогических, психологических, правовых и других видов социальной помощи.


Численность детей, находящихся в социально опасном положении, в течение последних пяти лет снизилась с 0,4% до 0,3% от общей численности детского населения в городе Пензе.


Несмотря на развитую сеть учреждений социального обслуживания, ежегодного увеличения объема предоставляемых социальных услуг, потребность в них постоянно возрастает.


Социальным управлением города Пензы и муниципальными бюджетными учреждениями социального обслуживания города Пензы ведется постоянная работа, направленная на обеспечение достойной жизни граждан, предоставление социальных услуг гражданам всех групп, категорий, оказавшимся в обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.


Деятельность учреждений социального обслуживания направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на их защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.


Одной из стратегических целей развития системы социальной защиты населения является совершенствование условий оказания социальной помощи гражданам для повышения доступности и качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе через развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, в отношении которых Социальное управление города Пензы осуществляет функции и полномочия учредителя.


Также одной из проблем социальной сферы на сегодняшний день все еще остается низкий уровень обеспеченности жильем отдельных категорий граждан. Невысокие доходы работников бюджетной сферы, молодых семей, многодетных семей, проживающих в городе Пензе, не позволяют им самостоятельно решить свою жилищную проблему.


Как правило, работники бюджетной сферы, молодые семьи, граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и многодетные семьи, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Несмотря на то, что за последние несколько лет доступность ипотечного жилищного кредитования возросла, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита (займа), они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита (займа).


Здоровье населения - один из основных показателей благополучия общества, охрана здоровья граждан - приоритетная обязанность государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления.


Одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. Здоровье ребенка, его рост и развитие тесно связаны, и зависят от правильного питания. На первом году жизни малыши очень быстро растут и развиваются, поэтому и потребность в питательных веществах у них намного выше, чем в какие-либо другие периоды. У младенцев все органы пищеварения и выделительной системы развиты недостаточно. Желудок приспособлен к перевариванию жидкой пищи, а органы выделения еще не приобрели способность выводить из организма избыток питательных веществ. В связи с этим питание малышей первого года жизни должно быть максимально сбалансированным, тем более что его значение заключается не только в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. При неполноценном питании ребенок первого года жизни может отставать не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии. Дефицит питательных веществ сказывается также и на общем состоянии малыша, из-за ослабления иммунитета он начинает часто и тяжело болеть. Для сбалансированного питания детей необходимо использовать продукты особого качественного состава, это адаптированные сухие смеси и специальные кисломолочные продукты. Положительное воздействие на пищеварительную систему заключается в том, что кисломолочные продукты содержат большое количество бифидо- и лактобактерий, а также молочную кислоту. Эти компоненты поддерживают микрофлору кишечника в оптимальном состоянии, тем самым укрепляя иммунитет и нормализуя обмен веществ. Детям до 3 лет можно давать только специализированные молочные продукты, которые адаптированы к потребностям детского организма. Производство продуктов для детского питания регламентировано строгими нормами и требованиями. Сырье для детских кисломолочных продуктов используется наивысшего качества, которое отбирается в специализированных сертифицированных зонах, и весь процесс производства сопровождается повышенным контролем.


Главной задачей муниципального автономного учреждения "Детское и лечебное питание" является обеспечение детей первого и второго года жизни из многодетных и малообеспеченных семей детским лечебным питанием и диетическими пищевыми продуктами на основании решения Пензенской городской Думы от 20 февраля 2015 г. N 88-6/6. В структуре учреждения действуют: цех по производству специальных молочных продуктов для детского питания; 9 пунктов выдачи детского питания; специализированный пункт выдачи дополнительного питания. В цехе по производству специальных молочных продуктов имеются сертифицированные химическая и бактериологическая лаборатории, которые позволяют контролировать качество поступающего сырья и готовой продукции. Все пункты выдачи детского питания оснащены холодильным оборудованием, продукция доставляется специальным транспортом.


Острота указанных проблем определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения, поскольку они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов. В течение срока действия программы решение указанных проблем окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие города Пензы.


В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) определены основные национальные цели. На основе положений Указа разработаны и утверждены паспорта национальных проектов во всех сферах жизнедеятельности Российской Федерации.


Муниципальная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе на 2020 - 2026 годы" разработана с учетом необходимости достижения целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта "Демография". Паспорт национального проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16).


В муниципальной программе "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе на 2020 - 2026 годы" отражено финансирование мероприятий, направленных на достижение целей национального проекта, реализуемых, в том числе, с привлечением средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области.


Реализация мероприятий национального проекта "Демография", не требующих финансирования, будет осуществляться согласно Плану реализации национальных проектов на территории города Пензы, в которых отражены цели, задачи и планируемые целевые показатели национального проекта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»