Достоверное определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - один из ключевых вопросов при строительстве объектов капитального строительства. Недостоверное определение начальной (максимальной) цены контракта зачастую приводит к срыву сроков реализации инвестиционных проектов и банкротствам подрядных организаций. Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить повышение точности определения стоимости строительства, чтобы повысить эффективность реализации национальных проектов и государственных программ, а также сгладить последствия резких колебаний цен на основные виды строительных ресурсов. Решением видится переход от базисно-индексного метода к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства.
Правительством Российской Федерации и Минстроем России предусмотрен поэтапный переход от базисно-индексной модели определения сметной стоимости объектов капитального строительства к ресурсной модели.
Ведется работа по переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который позволит по мере увеличения наполняемости федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) информацией о текущей стоимости строительных ресурсов обеспечить плавный переход к ресурсному методу.
ФГИС ЦС представляет собой платформу для сбора, обработки, хранения, размещения, использования информации, применяемой для расчета сметной стоимости строительной продукции. Информацию во ФГИС ЦС предоставляют юридические лица.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза России") и предусматривает ежеквартальное предоставление во ФГИС ЦС информации об отпускной цене (цене реализации) строительных ресурсов, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, юридическими лицами (производителями, импортерами, оптовыми поставщиками), включенными в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.
По состоянию на 31 декабря 2022 года в перечень юридических лиц, обязанных размещать информацию о ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС по Омской области, входят 130 организаций, зарегистрированных на территории Омской области, в том числе: производителей - 107, импортеров - 35, перевозчиков речным транспортом - 4.
Отсутствие информации о ценах строительных ресурсов по отдельным организациям обусловлено отсутствием инструмента воздействия на производителей (импортеров) строительных ресурсов со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, механизм ФГИС ЦС требует дальнейшей доработки и развития.
Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также ежеквартально направляют в ФАУ "Главгосэкспертиза России" информацию о ценах на строительные ресурсы в текущем квартале по результатам анализа цен строительных ресурсов на основании данных из различных источников с обосновывающими документами в соответствии с порядком и требованиями, установленными Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 года N 326/пр.
На основании полученной информации ФАУ "Главгосэкспертиза России" выполняет расчет индексов изменения сметной стоимости строительства в разрезе субъектов Российской Федерации и направляет его в Минстрой России на утверждение.
Мониторинг цен строительных ресурсов в Омской области с 2022 года осуществляет автономное учреждение Омской области "Государственная экспертиза Омской области".
Задачами являются:
1) применение механизмов определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, соответствующей фактическим рыночным условиям;
2) применение единой цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе ФГИС ЦС, позволяющей формировать стоимость строительства в автоматизированном режиме, на основании достоверных данных о стоимости всех строительных ресурсов.