Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2018 года N 834-пп "Об утверждении государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 28 июня 2019 года N 446-пп, от 25 октября 2019 года N 787-пп, от 20 декабря 2019 года N 952-пп, от 13 марта 2020 года N 148-пп, от 27 апреля 2020 года N 339-пп, от 28 июля 2020 года N 597-пп, от 24 декабря 2020 года N 1181-пп, от 6 апреля 2021 года N 218-пп, от 22 июня 2021 года N 510-пп, от 27 сентября 2021 года N 873-пп, от 23 декабря 2021 года N 1243-пп, от 22 февраля 2022 года N 147-пп, от 15 июня 2022 года N 527-пп, от 27 сентября 2022 года N 1010-пп, от 27 декабря 2022 года N 1490-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 14 января 2023 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области"
По данным статистики, ввод жилья по итогам 2022 года составил 950,6 тыс. кв. метров жилья (86,3 процента к уровню прошлого года), из них:
315,6 тыс. кв. метров - многоквартирные дома (далее - МКД) (83,3 процента к уровню прошлого года);
635 тыс. кв. метров - индивидуальное жилищное строительство (87,9 процента к уровню прошлого года).
В 2022 году в регионе 282 действующих разрешения на строительство МКД (106 процентов к аналогичному показателю 2021 года) общей площадью 855 тыс. кв. метров, в том числе за год выдано 184 новых разрешения (общей площадью 337 тыс. кв. метров).
Площадь земельных участков, на которых возможно строительство МКД и на которые выданы градостроительные планы земельных участков, - 221 гектар с потенциалом строительства МКД 1 млн. 159 тыс. кв. метров (из которых на 897 тыс. кв. метров выданы разрешения на строительство).
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказывают законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Реализация проектов жилищного строительства осуществляется в том числе с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов, за счет которых планируется их обеспечение транспортной и инженерной инфраструктурой.
Развитие сектора жилищного фонда, предоставляемого по договору аренды (найма), является одним из альтернативных вариантов решения жилищного вопроса. На территории региона в целях улучшения жилищных условий и дальнейшего повышения доступности жилья сформирован арендный (наемный) жилищный фонд для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
В Оренбургской области имеют место факты неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в строительстве в части передачи жилого помещения и, как следствие, нарушения прав граждан - участников долевого строительства.
На конец 2022 года в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории области, включено 5 МКД общей жилой площадью 16 тыс. кв. метров.
Решение данной проблемы в виде завершения строительства проблемных объектов или выплаты возмещения гражданам - участникам долевого строительства, права которых были нарушены, возможно в том числе за счет предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" субсидии в виде имущественного взноса Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 1192 "Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
С целью исключения возможности появления новых обманутых дольщиков в 2020 году завершена масштабная реформа законодательства Российской Федерации в сфере долевого строительства и обеспечен переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу. В Оренбургской области на конец 2022 года 95 процентов всего жилья строится с использованием счетов эскроу (это на 19 процентов больше чем в 2021 году).
В целях предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиком (лицом, осуществляющим строительство, техническим заказчиком) нарушений законодательства о градостроительной деятельности инспекцией государственного строительного надзора Оренбургской области осуществляются полномочия по региональному государственному строительному надзору, по контролю (надзору) в области долевого строительства МКД и иных объектов недвижимости на территории области.
Государственное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства Оренбургской области" выполняет функции заказчика (застройщика) по проектированию, строительству, реконструкции и техническому оснащению объектов капитального строительства для нужд Оренбургской области.
Основной мерой стимулирования спроса граждан на жилье является повышение доступности ипотечного кредитования. Ежегодно около 35 процентов всех сделок с жильем в Оренбургской области оформляется с привлечением кредитных средств, а в 2020 - 2021 годах в условиях низких ставок по рыночным кредитам и реализации программы "Льготной ипотеки" эта доля достигала 75 - 80 процентов на первичном рынке. На территории Оренбургской области с 2011 года реализуется программа льготного ипотечного жилищного кредитования сотрудников государственных и муниципальных учреждений Оренбургской области, в рамках которой ежегодно улучшают свои жилищные условия около 60 граждан вышеназванной категории.
Нуждающимся в улучшении жилищных условий работникам государственных (муниципальных) учреждений, государственным гражданским (муниципальным) служащим, гражданам, указанным в статье 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области" предоставляются социальные выплаты на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (или его части).
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является расселение аварийного жилищного фонда и его ликвидация.
В рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в течение 2019 - 2022 годов расселено 85 тыс. кв. метров, переселено 4,5 тыс. человек. В 2023 году планируется расселить еще 14 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Улучшение жилищных условий молодых семей является одним из направлений государственной политики, реализуемых путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, приобретение жилья при получении кредита.
Приоритетные направления работы в сфере жилищного строительства определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Приоритетами являются:
улучшение качества жилищного фонда;
повышение комфортности условий проживания;
использование арендного (наемного) жилищного фонда;
обеспеченность Оренбургской области государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД); актуализированной схемой территориального планирования; актуализированными региональными нормативами градостроительного проектирования;
обеспеченность муниципальных образований генеральными планами и правилами землепользования и застройки городских округов и сельских поселений Оренбургской области; документацией по планировке территорий городских округов и сельских поселений Оренбургской области; актуализированными генеральными планами, правилами землепользования и застройки городских округов и сельских поселений Оренбургской области; местными нормативами градостроительного проектирования; наличие документов для внесения сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости;
создание системы контроля за безопасностью, сроками и качеством строительства;
обеспечение исполнения обязательств застройщиков перед участниками долевого строительства;
предоставление семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ипотечных жилищных кредитов в рамках реализации мероприятий государственной программы; социальных выплат на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (или его части);
достижение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в сравнении с признаваемым в соответствующем году;
сохранение и развитие культурно-исторического и архитектурно-градостроительного облика исторической части города Оренбурга;
предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат.
Реализация государственной политики в сфере развития жилищного строительства будет способствовать достижению следующих целей государственной программы:
увеличение объема жилищного строительства;
содействие развитию арендного (наемного) жилищного фонда;
разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
повышение эффективности использования бюджетных средств в строительстве и реконструкции объектов жилищной, коммунальной и социальной сфер, регионального государственного строительного надзора, а также осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Оренбургской области;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения Оренбургской области;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.