ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2023 года N 173-пр
О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр
В целях поддержания в актуальном состоянии документов стратегического планирования Хабаровского края Правительство края постановляет:
Внести в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, следующие изменения:
1) в разделе 3:
а) в подразделе 3.1.1 подраздела 3.1:
- абзацы девятый - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"- единовременной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка;
- регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка;
- ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.";
- абзац двенадцатый признать утратившим силу;
б) в подразделе 3.6.1 подраздела 3.6:
- третье предложение абзаца четвертого изложить в следующей редакции: "В этой связи Правительством края запущены проекты "Дом Дальневосточника" (предусматривает комплексное строительство индивидуальных жилых домов от местных производителей домокомплектов) и "Дальневосточный квартал" (предусматривает строительство жилья экономического класса по цене ниже среднерыночной).";
- абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"- привлечения средств из федерального бюджета, в том числе с использованием механизмов федерального проекта "Инфраструктурное меню", включающего инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации;";
- абзац четырнадцатый дополнить предложением следующего содержания: "Планируется реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, предусмотренной Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, в соответствии с комплексом инструментов, предусмотренных в том числе в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", что позволит отрасли жилищного хозяйства выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысить качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг.";
2) раздел 5 дополнить подразделом 5.4[1] следующего содержания:
"5.4[1]. Развитие приграничных территорий Хабаровского края
В соответствии с Концепцией развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р (далее - Концепция развития приграничных территорий), к приграничным территориям края отнесены муниципальные образования края, прилегающие к государственной границе Российской Федерации с КНР: г. Хабаровск, Бикинский, Вяземский, имени Лазо и Хабаровский муниципальные районы края.
Площадь приграничных территорий края - 107,5 тыс. кв. километров, что составляет 13,6 процента от общей площади территории края. Численность населения приграничных территорий края - 786,1 тыс. человек, или 60,5 процента населения края (на 1 января 2022 г.).
Город Хабаровск и Хабаровский муниципальный район края исторически образуют Хабаровскую агломерацию - один из пяти центров экономического роста края, в границах которой проживают 705,4 тыс. человек, или 54,3 процента численности населения края (по состоянию на 1 января 2022 г.). Численность населения Хабаровской агломерации стабильно растет - за период с 2010 по 2021 год возросла на 51,1 тыс. человек преимущественно за счет миграции трудовых ресурсов из других районов края и ближайших субъектов ДФО.
На остальных приграничных территориях края наблюдается снижение численности населения - за период с 2010 по 2021 год численность населения Бикинского, Вяземского и имени Лазо муниципальных районов края сократилась на 16,0 тыс. человек (до 80,7 тыс. человек по состоянию на 1 января 2022 г.). Данные территории имеют сельскохозяйственную специализацию (молочно-мясное животноводство, растениеводство) и в условиях отсутствия крупных промышленных производств имеют один из самых низких уровней оборота организаций в крае, вследствие чего обеспечены собственными доходами менее чем наполовину.
Основные проблемы приграничных территорий края:
- низкая инвестиционная привлекательность сельских территорий в силу слабого развития;
- слабая заселенность сельской местности в связи с отсутствием высокооплачиваемых рабочих мест, развитой социальной и инженерной инфраструктуры;
- снижение уровня развития приграничного сотрудничества с КНР.
Основные направления развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации определены:
- Стратегией пространственного развития Российской Федерации;
- Концепцией развития приграничных территорий.
Целью развития приграничных территорий края является использование потенциала приграничного расположения для повышения интенсивности хозяйственной деятельности и улучшения социально-экономического положения приграничных территорий края. Это предполагает создание новых рабочих мест, а также постепенное нивелирование разрыва по уровню заработной платы работников организаций между приграничными территориями и среднекраевым уровнем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- создание условий для реализации экономического потенциала, в том числе за счет развития приграничного сотрудничества, транзита, а также реализации сельскохозяйственного и туристско-рекреационного потенциала;
- приоритетное обеспечение модернизации социально-экономической сферы, обеспечение комфортных условий для проживания и ведения хозяйственной деятельности на приграничных территориях края;
- достижение социальной устойчивости приграничных территорий края, а также развитие человеческого потенциала;
- включение пунктов пропуска на российско-китайской государственной границе, находящихся на территории края, в транспортно-логистические маршруты, создаваемые в рамках разворота национальной экономики с западного на восточное направление;
- развитие сотрудничества с КНР.
Реализация данных задач осуществляется в рамках мероприятий:
- национальных (региональных) проектов;
- плана мероприятий по реализации Концепции развития приграничных территорий, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневым Ю.П. от 11 июля 2022 г. N 7900п-П47;
- приоритетных (флагманских) направлений развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года";
- государственных программ края и муниципальных программ.
С учетом экономических специализаций приграничных территорий края основные направления каждой территории имеют особенности.
Город Хабаровск сохраняет функции административно-делового, культурного и спортивного центра, важнейшего транспортно-логистического узла на востоке страны.
Другие приграничные муниципальные районы края ориентированы на развитие традиционной специализации - сельского хозяйства, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В целях развития растениеводства в Бикинском муниципальном районе края создается селекционно-семеноводческий центр по выращиванию и переработке сои. Данная продукция востребована среди сельскохозяйственных производителей не только Хабаровского края, но и Амурской области, Еврейской автономной области и Приморского края.
В Вяземском муниципальном районе крае основной упор сделан на развитие молочного животноводства. Осуществляется строительство животноводческого комплекса на 2 000 голов дойного стада, молокозавода производительностью до 21 тыс. тонн молочной продукции в год (общество с ограниченной ответственностью "Грин Агро-Хабаровск").
Сельское хозяйство, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы составляют перспективную специализацию муниципального района имени Лазо края:
- в с. Киинск к 2025 году будет построено агропромышленное предприятие на 600 голов дойного стада с комбикормовым заводом, зерносушильным комплексом, зернохранилищем и коровниками (общество с ограниченной ответственностью "Вектор");
- планируется строительство молочного комплекса "Хабаровское Молоко", современного свиноводческого комплекса промышленного типа в с. Святогорье;
- в рп. Переяславка к концу 2023 года будет создан центр лесопереработки (общество с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск");
- строится инновационный рыбоводный комплекс по производству различных видов рыб, выращиваемых в установках с замкнутым циклом водоснабжения (общество с ограниченной ответственностью "Амурсталь-Центр").
Приграничные территории края имеют хорошую базу для развития как внутреннего, так и международного туризма.
В г. Хабаровске представлены и развиваются культурно-познавательный туризм (шесть музеев, городские туры в виде аудиоэкскурсий и пешеходных прогулок), событийный туризм (различные международные фестивали, фестивали-ярмарки, крупные спортивные мероприятия), гастрономический и промышленный туризм (экскурсии на предприятия общественного питания, мастер-классы для взрослых и детей).
На приграничных территориях края делается также акцент на развитие экологического туризма (Большехехцирский заповедник, лотосовые озера, карстовые пещеры, каменные водопады, рыбалка на реках) и рекреационного туризма (эко-парк "Воронеж", эко-парк "Шале на воде", спортивно-туристический комплекс "Хехцир", загородные кафе и гостиничные комплексы).