(с изменениями на 7 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 29.12.2023 N 1720, от 07.10.2024 N 864)
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2023 N 655 "О системе управления государственными программами Республики Татарстан" и обеспечения опережающего научно-технологического развития Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
(в ред. Постановления КМ РТ от 29.12.2023 N 1720)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Научно-технологическое развитие Республики Татарстан" (далее - государственная программа).
(в ред. Постановления КМ РТ от 29.12.2023 N 1720)
2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.
(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 29.12.2023 N 1720)
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию государственной программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
(в ред. Постановления КМ РТ от 29.12.2023 N 1720)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
(в ред. Постановления КМ РТ от 07.10.2024 N 864)
Государственная программа Республики Татарстан "Научно-технологическое развитие Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на формирование мощной саморазвивающейся мультикультурной международной научно-образовательной экосистемы для инновационного развития Татарстана в приоритетных сферах развития страны.
По итогам многомерного сравнительного анализа были определены сильные и слабые стороны Республики Татарстан в научно-образовательной и инновационной сферах.
Сильные стороны Республики Татарстан:
1. Мощный образовательный потенциал, международная активность, высокая узнаваемость и доверие.
Республика Татарстан является одним из устойчивых и признанных национальных лидеров социально-экономического развития. Среди субъектов Российской Федерации занимает 2 место в национальных рейтингах научно-технологического развития и состояния инвестиционного климата, 3 место - по ключевым параметрам социально-экономического развития, 5 место - в рейтинге регионов по качеству жизни. По индексу конкурентоспособности республика занимает 4 место, в том числе в разрезе компонентов: институты - 2 место; человеческий капитал, инновации и информация - 3 место; природные факторы - 4 место; рынки, пространство и реальный капитал - 5 место; инвестиционный и финансовый капитал - 9 место.
2. Высокая инновационная активность.
В рейтинге инновационного развития регионов Республика Татарстан занимает 2 место (после г. Москвы). Наиболее значимые направления, обеспечивающие инновационный прорыв территории: уровень инновационной активности организаций, доля занятых в высокотехнологичных отраслях, патентная активность, внедрение технологических инноваций, доля инновационной продукции.
Уровень разработанных технологий вырос в 2023 году до 84 единиц в расчете на 1 млн человек занятого населения. В среднем по Российской Федерации данный показатель стабилизировался на уровне в 37 единиц.
3. Привлекательная среда и серьезная научная инфраструктурная обеспеченность.
Доля инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан к валовому региональному продукту составляет 21,3 процента, в Российской Федерации - 20,2 процента.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом продукте Российской Федерации составила 18,5 процента, в Республике Татарстан - 19 процентов.
Удельный вес сектора образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки в целом по Российской Федерации составлял порядка 11 процентов. В Республике Татарстан аналогичный показатель имеет значение 20 процентов.
Обеспеченность общежитиями составляет в республике 6,7 кв. метра на 1 студента очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования, в целом по стране - 6,2 кв. метра.
Слабые стороны Республики Татарстан:
1. Рассинхронизация в траекториях развития образовательных, научных организаций, предприятий реального сектора и институтов развития; разобщенность и отсутствие эффективной системы коммуникации и кооперации сектора научных организаций, промышленности и других субъектов реального сектора экономики.
Комплексный анализ направлений подготовки специалистов и научных кадров, распределения исследователей, структуры внутренних затрат на научные исследования и разработки по областям наук и по видам (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки), направлений специализации публикационной активности, целевых показателей развития образовательных, научных организаций, реального сектора и институтов развития свидетельствует о наличии определенных рассогласованностей и невысоких амбиций в целевых программных показателях образовательных, научных организаций, реального сектора и институтов развития.
2. Дефицит финансирования сектора науки и научных исследований. Нехватка ресурсов для долгосрочного устойчивого развития. Недостаточное участие в федеральных программах.
В целом по Российской Федерации удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте составляет 1,02 процента. Лидер по данному показателю - Нижегородская область - 4,4 процента, Томская область - 2,2 процента, Новосибирская область и г. Москва - по 1,8 процента соответственно, г. Санкт-Петербург - 1,5 процента. Для сравнения: в Сингапуре и Канаде - 1,9 процента и 1,5 процента. В Республике Татарстан - 0,7 процента.
3. Структурные барьеры. Ограниченный спрос на научные разработки и технологические инновации со стороны реального сектора.
Республика Татарстан занимает 33 место среди регионов Российской Федерации по показателю "доля отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики, в общем количестве технологий, используемых организациями реального сектора экономики".
Удельный вес государства в затратах на научные исследования и разработки составляет по референтным регионам от 49 процентов в Республике Татарстан до 61 процента в Новосибирской области. На долю собственных средств приходится от 9 процентов (Новосибирская область) до 37 процентов (Республика Татарстан). Средства предпринимательского сектора составляют от 10 процентов (г. Москва) до 27 процентов (Свердловская область), в Республике Татарстан - 11,6 процента.
4. Качество общего образования.
В рейтинге качества общего образования, подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, лидирующие позиции занимают г. Санкт-Петербург и г. Москва. Свердловская область находится на 8 месте, Томская область и Республика Татарстан близки по позициям - 21 и 22 место соответственно.
5. Качество научных исследований. Невысокая изобретательская и патентная активность.
Число поданных патентных заявок Республики Татарстан на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения составляет 1,9 (в г. Москве - 4,1, г. Санкт-Петербурге - 3,3 и Томской области - 3,1).
Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Республики Татарстан с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающего элемента решения многих глобальных, национальных и региональных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.
Приоритеты научно-технологического развития Республики Татарстан коррелируются с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшее десятилетие, изложенными в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года N 145 "Об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", а также с приоритетными направлениями научно-технологического развития, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года N 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий". Это направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие:
переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;
переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;
переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение качества его образования;
противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;
создание интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем;
возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;
объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;