Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2022 N 1429 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Научно-технологическое развитие Республики Татарстан" следующие изменения:
в преамбуле слова "от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан" заменить словами "от 30.05.2023 N 655 "О системе управления государственными программами Республики Татарстан";
в пункте 1 слова "(далее - Программа)" заменить словами "(далее - государственная программа)";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";
в пункте 3 слово "Программы" заменить словами "государственной программы";
государственную программу Республики Татарстан "Научно-технологическое развитие Республики Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
Государственная программа Республики Татарстан "Научно-технологическое развитие Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на формирование мощной, саморазвивающейся мультикультурной международной научно-образовательной экосистемы для инновационного развития Татарстана в приоритетных сферах развития страны.
По итогам многомерного сравнительного анализа были определены сильные и слабые стороны Республики Татарстан в научно-образовательной и инновационной сферах.
Сильные стороны Республики Татарстан:
1. Мощный образовательный потенциал; международная активность; лидерство в репутационных и коммуникационных метриках.
Республика Татарстан является одним из устойчивых и признанных национальных лидеров: третье место - среди субъектов Российской Федерации по ключевым параметрам социально-экономического развития; четвертое место - в рейтинге регионов по качеству жизни. По индексу конкурентоспособности республика занимает четвертое место, в том числе по следующим направлениям конкуренции:
природные факторы - четвертое место;
человеческий капитал - третье место;
инновации и информация - третье место;
институты - четвертое место;
рынки - четвертое место;
инвестиционный и финансовый капитал - шестое место;
пространство и реальный капитал - пятое место.
Республика Татарстан получила международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах деятельности.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Республика Татарстан занимает второе место.
В целом в рейтинге научно-технологического развития регионов Республика Татарстан занимает третье место (после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга).
2. Активность в области инноваций.
В рейтинге инновационного развития регионов Республика Татарстан занимает третье место (после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Наиболее значимые направления, обеспечивающие инновационный прорыв территории: уровень инновационной активности организаций, внедрение технологических инноваций, величина затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
3. Удельный вес молодых исследователей.
На долю молодых исследователей (до 39 лет) в общей численности работающих в этой сфере в целом по России в 2022 году приходилось 44 процента, для сравнения: в Республике Татарстан - около 60 процентов.
Удельный вес сектора образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки.
Удельный вес сектора образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки в целом по Российской Федерации значительно вырос в 2022 году по отношению к 2021 году - с 10 до почти 19 процентов. В Республике Татарстан на образовательные организации высшего образования в последние годы приходится стабильно около 20 процентов объема затрат на исследования и разработки (20,7 процента - в 2021 году и 20,1 процента - в 2022 году).
4. Привлекательная среда и серьезная научная инфраструктурная обеспеченность.
Основные фонды образовательных организаций высшего образования в 2022 году в Республике Татарстан составили 67,9 млрд рублей, или 118 процентов к показателям 2016 года.
Обеспеченность общежитиями за рассматриваемый период составила в республике 6,7 кв. метра на 1 студента очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования, в целом по стране - 6,2 кв. метра.
На 1 студента очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования в 2022 году приходилось 14,6 кв. метра учебно-лабораторных зданий, в целом по стране - 16,4 кв. метра.
Доля инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан к валовому региональному продукту составила в 2021 году 20,0 процента, в Российской Федерации - 19,9 процента к валовому внутреннему продукту (оценка 2022 года - 20,2 процента).
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом продукте Российской Федерации была стабильна в 2016 - 2018 годах, продемонстрировав некоторый рост в 2020 году до 21,1 процента, несколько снизившись в 2021 году - до 19,1. По регионам указанный показатель в 2021 году варьировался от 8 до 34 процентов, диапазон значений по референтным регионам (среди которых г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская и Томская области) составил от 18,5 процента (Республика Татарстан) до 30,6 процента (Нижегородская область).
Слабые стороны Республики Татарстан:
1. Не синхронизированы показатели образовательных, научных организаций, реального сектора и институтов развития.
По итогам анализа направлений подготовки специалистов и научных кадров, распределения исследователей и структуры внутренних затрат на научные исследования и разработки по областям наук (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки), целевых показателей развития образовательных, научных организаций, реального сектора и институтов развития, направлений специализации публикационной активности сделан вывод об асинхронности и низких амбициях в целевых показателях образовательных, научных организаций, реального сектора и институтов развития. Существует необходимость фокусировки исследований, их согласованности с приоритетами научно-технологического развития Республики Татарстан.
2. Недофинансирование сектора науки и научных исследований; дефицит ресурсов для развития; недостаточное участие в федеральных программах.
Одним из важных показателей научно-технического развития является удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в валовом продукте. В целом по Российской Федерации указанный индикатор в последние годы находился в диапазоне 1,07 - 1,28 процента, в 2021 году он составил 1,07 процента. Если рассмотреть вклад сектора исследований и разработок в валовые региональные продукты референтных территорий, то лидером здесь являются Томская область - 2,3 процента, Новосибирская область и г. Москва - по 1,9 процента соответственно. Далее идет г. Санкт-Петербург - 1,6 процента. Для сравнения: в Сингапуре и Канаде - 1,9 процента и 1,5 процента соответственно. Ниже значения в Свердловской области и Республике Татарстан - 1,1 процента и 0,7 процента соответственно.
3. Структурные барьеры; ограниченный спрос на научные разработки и технологические инновации со стороны реального сектора.
Удельный вес государства в затратах на научные исследования и разработки составил в 2022 году по рассматриваемым регионам от 50 процентов в Республике Татарстан до 75 процентов в Новосибирской области. На долю собственных средств приходится от 9 процентов (Новосибирская область) до 37 процентов (Республика Татарстан). Средства предпринимательского сектора составляют от 10 процентов (г. Москва) до 27 процентов (Свердловская область), в Республике Татарстан - 11,6 процента.
4. Разобщенность и отсутствие эффективной системы коммуникации и кооперации сектора научных организаций, промышленности и других субъектов реального сектора экономики.
5. Качество общего образования.
В рейтинге качества общего образования, подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, лидирующие позиции занимают г. Санкт-Петербург и г. Москва. Свердловская область находится на восьмом месте, Томская область и Республика Татарстан близки по позициям - 21 и 22 место соответственно. Немного отстает Новосибирская область - 31 место.
В указанном рейтинге регионы оценивались по 12 критериям, разделенным на три группы:
результаты обучения школьников: уровень подготовки, образовательное равенство, функциональная грамотность;
практикоориентированность школьного образования: использование лабораторного оборудования, компьютеров, число поступивших в образовательные организации профессионального образования и образовательные организации высшего образования;