На основании Устава Приморского края, в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 20 апреля 2022 года N 256-пп "О Порядке разработки и реализации государственных программ Приморского края" Правительство Приморского края постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Приморского края от 16 декабря 2019 года N 848-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2020 - 2027 годы" (в редакции постановлений Правительства Приморского края от 13 марта 2020 года N 204-пп, от 1 июня 2020 года N 486-пп, от 10 декабря 2020 года N 1017-пп, от 17 февраля 2021 года N 62-пп, от 2 июня 2021 года N 347-пп, от 23 сентября 2021 года N 633-пп, от 27 октября 2021 года N 694-пп, от 9 ноября 2021 года N 708-пп, от 15 декабря 2021 года N 809-пп, от 28 декабря 2021 года N 870-пп, от 25 мая 2022 года N 341-пп, от 3 августа 2022 года N 526-пп) (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. Исключить в наименовании и в пункте 1 постановления слова "на 2020 - 2027 годы";
1.2. Заменить в констатирующей части постановления слова "постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года N 566-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края" словами "постановлением Правительства Приморского края от 20 апреля 2022 года N 256-пп "О Порядке разработки и реализации государственных программ Приморского края";
1.3. В государственной программе Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2020 - 2027 годы, утвержденной постановлением (далее - государственная программа):
исключить в наименовании государственной программы слова "на 2020 - 2027 годы";
исключить паспорт государственной программы;
изложить разделы I - V государственной программы в следующей редакции:
"I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
1.1. Оценка текущего состояния сферы образования Приморского края
Государственная программа Приморского края "Развитие образования Приморского края" реализуется в два этапа. Формирование и реализация первого этапа осуществлялись в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года N 566-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края".
1.1.1. Среднее профессиональное образование
На территории Приморского края действуют 40 самостоятельных профессиональных образовательных учреждений, в том числе
13 государственных образовательных программ среднего профессионального образования реализуют также образовательные организации высшего образования. Общая численность студентов в 2021/22 учебном году составляла 47109 человек, из них 78% - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние три года увеличился на 6000 студентов. За счет средств федерального бюджета обучается 11% студентов, за счет средств регионального бюджета - 71%, с полным возмещением стоимости - 18%. Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в 2022 году - около 47400 человек. Показатель трудоустройства выпускников 2021 года в 2022 году составил 73,49%. При этом главной проблемой среднего профессионального образования является обеспечение образовательного процесса по программам среднего профессионального образования современным оборудованием и технологиями.
Более 80% профессиональных образовательных учреждений осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании, соответствующем лучшим мировым практикам. По данным 2021 года, 36,5% машин и оборудования, которые используются в образовательной деятельности, обновлены за последние пять лет, средства, как правило, вкладываются в опорные (отраслевые) колледжи (центры проведения демонстрационного экзамена, центры проведения региональных чемпионатов, отборочных соревнований национальных чемпионатов по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы", "Абилимпикс"). С сентября 2021 года выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. С 2022 года повышен уровень академической и социальной стипендий обучающихся. Начиная с 2022 года Приморский край участвует в создании пяти образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": судостроение, сельское хозяйство, морской транспорт, строительство, машиностроение (железнодорожное).
1.1.2. Дошкольное образование
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) в 2021 году составляла 100%. При этом в связи с низкой территориальной доступностью некоторых дошкольных организаций, необходимостью обеспечить возрастающую потребность в дошкольном образовании при увеличении объемов жилищного строительства главной проблемой дошкольного образования остается обеспечение доступности и поддержание ее на высоком уровне.
В рамках мероприятий по созданию новых и дополнительных мест для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет и от 1,5 до 3 лет, которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета Приморскому краю, в 2021 году создано 1570 мест (9 объектов), в 2022 году - 512 мест, а также 100 мест в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2021 году на базе более чем 15 консультационных центров).
1.1.3. Общее образование
На начало 2021/22 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 208625 человек, функционировало 502 государственные и муниципальные общеобразовательные организации. Во вторую смену обучались 43633 человек (около 20,9% общего числа обучающихся), обучение в третью смену отсутствовало. Предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджету Приморского края на модернизацию инфраструктуры общего образования и создание новых мест. Дополнительно с 2021 года началась реализация мероприятия по созданию в Приморском крае новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, на условиях концессионного соглашения. При этом главной проблемой общего образования является высокая потребность в педагогических и управленческих кадрах; низкая эффективность управленческих кадров; недостаточный уровень подготовки обучающихся.
В 2021 году в системе общего образования трудились 12,6 тыс. педагогических работников, из которых 11,4 тыс. человек - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 года выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.
Ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.
В Приморском крае 3588 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 1753 ребенка-инвалида. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.
Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.
1.1.4. Дополнительное образование
В 2021 году охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 68,2%. По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, в 2021 - 2022 учебном году дополнительные общеобразовательные программы реализовывались в одном детском технопарке "Кванториум", в одном мобильном детском технопарке для детей из сел и малых городов и в одном центре цифрового образования детей "IT-куб".
В 2021 году в период летних каникул организованным отдыхом и оздоровлением охвачено 70753 ребенка, в том числе благодаря государственному субсидированию части стоимости путевок в детские лагеря.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" (далее - Программа) отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжениях Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", от 1 октября 2021 года N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года", постановлении Администрации Приморского края от 28 декабря 2018 года N 668-па "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года".
Программа направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
возможности для самореализации и развития талантов;
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 70%;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
модернизация системы общего образования Приморского края посредством создания современной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность услуг.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
1.3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Приморского края
Для достижения цели "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" решаются следующие задачи: